Использование ИКТ-технологий и Интернет-ресурсов на уроке немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, я организовываю так учебный процесс, чтобы он вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Интерес к предмету «Иностранный  язык», желание овладеть им, я считаю, зависят в большей степени от того, какая технология используется, как учитель учит и, как учатся у него школьники. Высокоэффективным, творческим, реализующим разнообразные формы развития, воспитания и обучения, на мой взгляд, является применением компьютерных технологий на уроках иностранного языка. А самое революционное  достижение за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет. Использование кибернетического пространства  в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, заканчивая изменением требований к академическому уровню обучающихся. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Я уверена, что именно применение образовательных компьютерных программ на уроках иностранного языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.   

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы я  объединяю и предлагаю учащимся на завершающем  этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей.  Мои учащиеся проявляют огромный  интерес к самостоятельной творческой работе, ощущают значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также понимают собственную успешность.

Необходимо отметить, что мои ученики выполняют мультимедийные презентации с большим удовольствием. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Из практики хочу отметить, что такие задания ученики начинают выполнять с 4-го класса. Интерес представляют такие темы, как “Праздники”, “Животные”, “Времена года”, “Сказки.

При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность я рассматриваю в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.

Как можно практически использовать Интернет на уроке

Возможности использования Интернет — ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. На уроках иностранного языка я с помощью Интернета  решаю целый ряд дидактических задач: формирую навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствую умения письменной речи школьников; пополняю словарный запас учащихся; популяризирую у школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. Учащиеся  принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываются со сверстниками из других стран, участвуют в чатах, видеоконференциях и т.д.   Например, центр «СНЕЙЛ» проводит множество различных дистанционных конкурсов, олимпиад и предметных недель по всем предметам школьного курса для всех возрастов с 1 по 11 класс. Ежегодно в конкурсах принимают участие более 35 тысяч учеников из городов России и Ближнего зарубежья. Мои ученики 14.09.11 приняли участие в конкурсе «Грамматика немецкого языка». В 2010 году, 5 октября проходила Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по немецкому языку, в которой участвовала моя ученица 11 класса. Цели проведения такого рода олимпиад: предоставить возможность учащимся из разных школ, городов и стран реализовать свои знания и творческие умения в немецком языке; популяризировать изучение иностранного языка и т.д.
С целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся, формирования или совершенствования грамматических и лексических навыков я предлагаю ребятам использовать различные компьютерные программы: "Jetzt online" "Kaleidoskop", "Lernnetz Deutsch", "Dubliner Arbeitsblatter online".

Интернет придаёт проекту больший динамизм, меняет его временные рамки. В ходе работы над проектами учащиеся применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию. Я использую два вида проектов, планирование, проведение и результаты которых отличаются друг от друга: WWW-проекты и E-mail-проекты. Они могут пересекаться и дополнять друг друга.  В самом общем виде WWW-проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо найти информацию в Интернете и представить затем результаты своего поиска. Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой от учебника, но в любом случае она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения языку. Чтобы провести проект, недостаточно сформулировать тему и обеспечить обучающимся возможность работать в Интернете. Я  готовлю проведение проекта следующим образом: формирую группы, определяю временные рамки проекта, продумываю, какие материалы кроме Интернета могут использовать учащиеся, нахожу и даю им необходимые адреса, выбираю оптимальную форму презентации результатов.

Например, при прохождении темы «Достопримечательности городов» ученики получают задание «сходить» в экскурсионное бюро и  «купить» рекламный буклет. На адреса агентств можно выйти через официальные сайты музеев, театров или выставок.
Можно использовать и непосредственно адреса тур агентств.Выбирая тот или иной музей для виртуального посещения, учащиеся должны обосновать свой выбор, ответив на вопросы: где находится та или иная достопримечательность, что интересного там можно посмотреть, сколько стоит купон посещения, когда и как долго работает музей и.т.д..
На втором этапе работы учащимся необходимо изготовить рекламный буклет, заинтересовав тем самым посетителей. А ученики с высоким уровнем языковых навыков должны рассказать о музее, его действующих выставках и сделать презентацию по основным залам музея.

Презентация результатов происходит в устной форме. Каждая группа рассказывает о выбранном музее или выставке, мотивируя свой выбор. На  сайтах страноведческого характера имеются, как правило, фотографии музейных павильонов и комплексов зданий. Эти фотографии используются в качестве иллюстраций для презентаций.
В процессе работы учащиеся получают актуальную страноведческую информацию: как живут немцы, какие требования они предъявляют к жилищным условиям. Но не только это является положительным результатом проведения Интернет-проектов. Обучающиеся знакомятся с большим количеством аутентичных текстов, при этом у учащихся возникают положительные эмоции от того, что они понимают тексты на иностранном языке, значит, они не зря занимаются его изучением. При создании Интернет-проектов я делю класс на группы. Огромным преимуществом группового обучения я считаю возможность осуществлять разноуровневый подход в преподавании иностранного языка. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. При планировании групповой работы я продумываю, каким образом каждая группа будет представлять продукт совместной работы. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.
Описанный выше проект – небольшой и несложный. Интернет-проекты могут быть гораздо более длительными по времени, многоэтапными, сложными по заданию и значительными по представлению результатов. Например, проект может заканчиваться публикацией результатов на собственной странице в Интернете или даже созданием такой страницы. Над этим проектом трудились ученики 10 и 11 классов. Они  проявили себя не только как знатоки немецкого языка, но и как изобретательные, творческие люди, владеющие компьютерными технологиями и умеющие пользоваться Интернет-ресурсами.
У моих учеников появился больший интерес к изучению предмета вследствие следующих моментов:

– «вывод на успех» на каждом уроке повышает самооценку учащихся;
– интересные и разнообразные формы работы с компьютером повышают мотивацию;
– большие возможности наглядного предъявления языкового материала способствуют лучшему его усвоению.

Вследствие этого многие из них, особенно из среднего звена, сами активно пользуются интернетом, как средством общения со сверстниками из других стран. В данном случае из Германии. Ученица 8»Б» класса самостоятельно нашла друга по переписке из Веймара через сайт www.pen pal.de. Ученица 4«В» класса общается со своей подругой из Германии с помощью скайпа. Это позволяет не только улучшить языковые знания, но и расширяет возможности познания мира, культуры другой страны.

Специфика использования компьютера на уроке иностранного языка

Народная мудрость нового времени гласит: «Умные пользуются компьютером, чтобы сберечь время, а дурные, чтобы его потратить». Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени. Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер использую в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых. Учитываю то, что компьютер может быть “собеседником” обучаемого, т. е. работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме и определенным образом, например, с графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного коммуниканта, моделируя и имитируя его неречевое и речевое поведение. Он  может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников в классе. Кроме того трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные “ключи” для успешного решения задания.

Компьютер позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке, обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах.

Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.
Любое использование ИКТ в классе приносит пользу только в том случае, если оно функционально. Например, показывая картинки в режиме слайд-шоу (каждый слайд по 1 мин.), я прошу учащихся составить рассказ, вспомнив все виденное. При изучении новых слов показываю картинки на  изучаемую лексику в режиме слайд-шоу, а затем учащиеся перечисляют слова или записывают их. Это также может быть картинка в дополнение к содержанию учебника по данной тематике, или представляющая тему под другим углом. Это может быть серия картинок, служащая для реконструкции события и устного рассказа или письменного изложения.

Задание с использованием презентации для проверки достижений учащихся я представляю в виде текста с пропущенными словами или фразами, которые учащиеся должны заполнить. Затем они обмениваются ответами и проводят взаимопроверку, а на доске в пропуске по щелчку появляется правильный ответ. Для большей мотивации, я иногда  вместо слов вывожу на экран картинки, помогающие понять значение пропущенных слов. Вышеперечисленные задания являются примерами наиболее распространенного использования ИКТ мною на уроках ИЯ.

По Новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту во всех школах обучение иностранным языкам начинается со 2го класса. Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – “изображения” движутся, разговаривают по-немецки, задают вопросы и т.д. Некоторые  могут спросить: а не превратится ли урок при этом из творческой работы в нечто развлекательное? Я могу уверенно ответить нет, так как, чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Это большой труд, но себя оправдывает. Радость познания – вот что дает использование компьютеров на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи. Девиз моих учеников на уроке таков: «Не знаешь – учись, не понимаешь – подумай, не умеешь – пробуй!»

Преимущества  применения ИКТ на уроках иностранного языка

Я ещё раз хотела бы отметить преимущества использования ИКТ при обучении иностранному языку.

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

– источник информации (частично или полностью заменяющей учителя и учебник);
– наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
– тренажер;
– индивидуальное информационное пространство;
– средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

– средство подготовки текстов и их хранения;
– текстовый редактор и графический редактор;
– вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
– средство моделирования.

Компьютерные технологии на уроках иностранного языка – это использование компьютерных обучающих программ и интернет ресурсов. Мультимедийные обучающие программы позволяют организовать самостоятельные действия каждого ученика. Красочность, увлекательность программ вызывает огромный интерес у учащихся, повышает эффективность урока. Конечно, электронный учитель не заменит живого, но он является вспомогательным средством обучения. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность мультимедийных программ вызывают огромный интерес у школьников. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Учитель может использовать отдельные фрагменты программ, включая их в уроки, соответствующей тематики, при введении нового лексического или грамматического материала, при обучении диалогической речи, чтения, письма, отработке произношения, при отдельных видах контроля  и так далее. Т. е. компьютерные технологии – это передовые технологии, технологии будущего.