Программа дополнительного образования по английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Пояснительная записка

Данная программа дополнительного образования относится к культурологической направленности.

В связи с ростом и укреплением международных связей нашего государства с другими странами владение иностранным языком, подрастающим поколением приобретает большое значение. Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности. В настоящее время в лингвистике принято считать, что усвоение иностранного языка представляет собой процесс овладения языковой системой и приобщения к культуре англоязычного народа.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка дети имеют право на образование и полную подготовку к самостоятельной жизни в обществе, воспитание в духе мира, достоинства, толерантности, свободы, равенства и солидарности, на участие в общественной жизни. В целом, обучение иностранному языку призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру с целью лучшей адаптации в современном мире. Личностное становление ребенка осуществляется в процессе его общения со взрослыми и другими детьми.

Цель: развитие у детей лингвистических способностей, ознакомление их с английским языком как средством общения с культурой Великобритании.

Задачи:

Обучающие:

  • освоение детьми первичных сведений об изучаемом языке;
  • обучение пониманию;
  • обучение говорению;
  • научить основам грамматики;
  • формирование позитивного отношения к языку.

Развивающие:

  • научить детей сосредоточено работать;
  • улучшить память;
  • развивать мышление;
  • развивать воображение;
  • развивать эмоциональные возможности и творческие способности детей;
  • развивать языковые способности.

Воспитательные:

  • выработка навыков работы в коллективе;
  • развитие интереса к изучению английского языка;
  • формирование трудолюбия, ответственности.

Возраст обучающихся – 7–11 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения.

Учебные занятия проводятся по подгруппам 2 раза в неделю по 2 часа. Такой режим занятий обусловлен возрастной спецификой обучающихся.

Занятия обычно начинаются с фонетической зарядки (5-6 минут), которая помогает настроить органы речи на произношение английских звуков, слов, фраз. Их отработка происходит путем повторения (хором и индивидуально) за преподавателем или лингафонной аппаратурой. Работа над звуковой культурой речи идет на протяжении всего занятия, не ограничиваясь фонетической зарядкой, при этом нами используется следующий игровой прием: многие звуки в сознании ребенка связываются со сказочными образами или знакомыми животными.

Важным этапом во время занятия является формирование словарного запаса из наиболее часто встречающихся в языке слов, легко сочетающихся с другими словами. Активизация лексики, усвоенной на предыдущих занятиях, проводится обычно после фонетической зарядки. В зависимости от содержания материала она проходит в форме ответов на вопросы преподавателя, игр, работы с картинами, что способствует приобретению навыков использования лексики в речевой деятельности. Введение новой лексики проводится после закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях, при этом используются беспроводной и переводной материал. Для знакомства с глаголами наиболее приемлемы подвижные игры.

Работа по овладению основами грамматики предусматривает выполнением разнообразных коммуникативных упражнений, сюжетно-ролевых игр.

Чтобы повысить интерес детей к изучению английского языка, заучиваем наизусть стихи, песни, считалки и т.д., что, помимо расширения словарного запаса, позволяет детям сменить вид деятельности.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

По окончании 1-го года обучения дети будут:

  • правильно произносить большинство звуков английского языка;
  • знать и активно использовать в речи по 10 слов основных базовых тем программы:
  • отвечать на вопросы о себе, об игрушке, о животном;
  • уметь здороваться, благодарить, прощаться;
  • воспроизводить знакомые стихи, рифмовки;
  • знать алфавит.

По окончании 2-го года обучения дети будут;

  • знать и активно использовать в речи по 10-15 слов основных темах программы;
  • уметь самостоятельно строить простые предложения, отвечать на вопросы;
  • употреблять в речи притяжательные местоимения, предлоги, артикли;
  • знать и уметь читать знаки транскрипции;
  • читать простые предложения;
  • переводить несложные тексты.

По окончании 3 –его года обучения дети будут:

  • читать несложные тексты;
  • составлять в устной и письменной форме тексты;
  • вести диалог на определенные темы;
  • знать и активно использовать в речи по 10–15 слов основных темах программы.

Содержание программы дополнительного образования

Содержание обучения английскому языку отвечает следующим требованиям:

  • оно должно вызвать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их воображение, любознательность и креативность;
  • открыть обучающемуся доступ к культуре и традициям другого народа по средствам знакомства с повседневной жизнью их сверстников в стране изучаемого языка.

Учебно-тематическиие планы представлены в приложениях.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

В системе обучения детей английскому языку большая роль отводится контролю за усвоением знаний учащимися, определению результативности и выбору методов определения результатов.

В программе предусмотрены две основные формы контроля: текущий и итоговый контроль.

В ходе текущего контроля проверяется, каков объем усвоенного лексического материала. Контроль осуществляется во время игр (дидактических, сюжетных), в специально созданных игровых ситуациях, в драматизациях.

Фонетический материал контролируется в процессе фонетических разминок, произнесения скороговорок.

Грамматика контролируется в процессе непосредственного общения на занятии, в выполнении специальных упражнений.

В процессе текущего контроля результатом могут быть стихи, рифмовки, сценки. Навыки чтения, в том числе правила слогоделения и чтения, знание транскрипции и чтение по ней.

Во время изучения языковых тем дети за выполненное задание получают разноцветные квадратики, подсчет которых в конце темы определяет степень освоения программного материала.

Итоговый контроль предполагает определение результатов усвоения программы за полугодие, год.

Одним из способов определения результативности является тестирование. Такая форма контроля, как тестирование, позволяет наиболее объективно оценить знания детей, увидеть проблемы в знаниях и индивидуально подойти к возможностям компенсации пропущенных тем.

Итоговый контроль осуществляется при использовании такой формы, как инсценировка (сценки, диалоги, стихотворения). Данный вид контроля осуществляется за полугодие в декабре, за год – в апреле.

Программа итоговой аттестации по программе дополнительного образования представлена в приложениях.

Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

Методическое обеспечение программы дополнительного образования

Программа дополнительного образования разработана с использованием существующих методов и приемов обучения, а также новейших разработок в области преподавания иностранного языка. Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения иностранным языкам:

  • повышения мотивации учения;
  • коммуникативной направленности;
  • индивидуального подхода к детям.

Для решения коммуникативных задач проводятся групповые занятия, организуются тематические беседы, игры. Понимание речи на слух тесно связано с умением говорить. Обучение детей произношению отдельных звуков, слов должно проводиться в небольших группах, что позволяет педагогу добиться правильного и четкого произношения.

Групповые занятия имеют следующую структуру:

Вводная часть:

  • приветствие, организационный момент;
  • фонетическая разминка.

Основная часть:

  • лексический материал по теме занятия;
  • речевой материал по теме;
  • грамматический материал;
  • чтение стихотворений, скороговорок, рифмовок.

Заключительная часть:

  • закрепление пройденного материала в виде игр, речевых ситуаций;
  • ориентировка на следующее занятие.

Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала.

К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые языковые и речевые навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время наблюдения за работой детей либо по средствам тестов.

В работе используются различные средства наглядности: видео, аудиомагиитофоны мультимедиа.

Каждый из методов реализуется в системе приемов, применяемых в процессе обучения. Важно, чтобы эти приемы ставили ребенка перед необходимостью решения мыслительных задач, к познавательной активности и помогали ребенку усваивать полученные знания и применять их на практике.