Урок МХК на тему "Сверхъестественные силы в мифологии якутского народа"

Разделы: МХК и ИЗО


Работаю в должности учителя национальной культуры с 1996 года, В школе приоритетное направление и составляющая часть воспитательного процесса – это нравственное, гражданско-патриотическое воспитание духовно и нравственно здоровой, творческой, социализированной личности. Предмет «Национальная культура народов республики Саха»:

  • формирует сознание причастности к истории страны, края, подвигам народа, необходимости сохранения благодатной памяти;
  • способствует привитию любви и уважения к прекрасному, к людям его создающим;
  • развивает творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей реализации.

В современной кризисной ситуации, охватывающей все сферы общественной жизни, необходимо восстановить утраченную духовность, традиции, возродить русскую и якутскую культуры.

Теоретическая цель преподавания предмета определяется как совместный путь педагога и учеников:

  1. Осмысление «тайны» проникновения в загадку особого самоощущения жителя России, в частности Якутии.
  2. Понимание учениками закономерностей соприкосновения природы, человека и его жилища, понимание особенностей республики и Мирнинского района, культурных объектов и явления, осмысление, на этой основе исторической традиции в жизни республики Якутии.
  3. Научить выпускников школ пользоваться плодами человеческой культуры, научить ценить и использовать тот факт, что культурные ценности, накопленные человечеством, могут быть нами востребованы.

Практическая цель обозначена следующими направлениями:

  1. Учет профориентационных приоритетов, традиционных для нашей школы.
  2. Помощь ученикам и выпускникам школы в социальной адаптации к современным общественным и экономическим реалиям в республики Якутии и России.
  3. Воспитания в детях Государственного патриотизма, с опорой на природу, быт, культуру и духовные ценности, традиционные для России.

Задачи предмета:

  1. Развитие познавательной и творческой активности школьников.
  2. Углубление и расширение знаний по истории и культуре родного края.
  3. Развитие умения работать с различными источниками.

Подбирая материал к программе « Интегрированный курс преподавания предметов русской национальной культуры и культуры народов Саха», я убедилась, что культура народов русского и якутского развивались и развиваются по одним и тем же направлениям, много общего. А различия в верованиях, языке, обычаях и традициях - это отпечаток места проживания, окружающий мир, природные условия.

При составлении программы интегрированного курса изучения русской и якутской культур в основу положена частнонаучная интеграция, которая осуществляется во взаимосвязи близкородственных предметов, в данном случае источником интеграции являются общие структурные элементы содержания предметов, способы, методы и приемы познания мира и деятельности.

Можно выделить два вида условия интеграции предмета – переплетение и комплексообразование. Этот уровень интеграции обеспечивает интеграцию на уроке в рамках учебного курса, главное он способствует формированию жизненной потребности в знаниях, умениях познать окружающий мир, культуру и ее ценности. Нельзя забывать о том, что лишь уважая культуру своего народа и культуру народа, на территории которого проживаешь. Зная их истоки, дети смогут, с пониманием относится друг к другу.

Определение понятия «культура»- совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Такое определение свойственно культуре любого народа. Первый шаг приобщения к национальной культуре - это понять обычаи, верования своего народа, погрузиться в мир, созданных мифов, сказок, вслушаться в его песни, осмыслить их символику.

Каждый народ издревле верил в магическую силу слова, и это выражалось в заклинаниях, заговорах, поговорках, прекрасных сказках, героическом эпосе. Основная задача курса помочь учащимся понять и осмыслить что такое русский и якутский народы, где их корни; в чем своеобразие национального характера каждого, их высокой духовности, что они любят, ценят, воспевают и что осуждают; стремление к воле, щедрости души.

Общение ребенка с предлагаемым материалом дает следующее:

  • это учебно-воспитательная среда, способствующая детскому развитию;
  • методы народной педагогики, применяемые в особой «Домашней» атмосфере семейного круга и познание отточенного коллективного по природе способа мышления, позволяющего развивать память и внимание, помогающего найти свое место в сложном мире детских и взрослых взаимоотношений.

Мною составлена «Программа преподавания русской национальной культуры для 5 класса». Эта программа была защищена на районном МО и получила экспертную оценку «Распространить опыт в школах Мирнинского района».

  1. С введением в школьную программу национального компонента: предмета «Национальная культура народов республики Саха» я разработала интегрированный курс преподавания культур русского и якутского народов для учащихся 5-9 классов.
  2. Готовлю учащихся для участия в научно-практической конференции «Шаг в будущее». В 2007-2008 учебном году работа моих учениц Золотухиной Ольги и Кремзуковой Дарьи «Святогор и Нюургун богатырь – яркие представители героического эпоса» получила диплом лауреата на районном конкурсе НПК «Шаг в будущее» и заняла 4 место в НПК «Шаг в будущее» в республике. В 2009-2010 учебном году мною подготовлены две группы учащихся, которые
  3. стали участниками 5 районной НПК «Шаг в будущее». Это учащиеся 10 класса Золотухина Ольга и Кремзукова Дарья с работой «Женские образы в мифологии русского и якутского народов» и ученицы 7 класса Касьяненкео Татьяна, Сухова Маргарита, Шуршалова Светлана с работой «Малые детки- малые бедки». Работы этих девушек я использую на своих уроках, проводимых с использованием ИКТ. Использую на своих уроках современные технологии, такие как ИКТ.
  4. Мною разработан и проведен медиаурок «Медиаэкскурсия в Третьяковскую галерею «Шедевры русской живописи», «Манчаары- легенда якутского народа», семь чудес России: «Московский Кремль». «Петергоф». «Озеро Байкал» и т.д.

Обобщение моего опыта представлено:

  • Методический сборник «Педагогические россыпи Вилюя» (2008г.) статья «Интеграция – один из продуктивных путей преподавания в современной школе»;
  • журнал «Читаем, учимся, играем» (2006 г.) сценарий «На заставе богатырской»;
  • сайт издательского Дома «Первое сентября» (2009 г.) опубликованы
    медиаурок «Медиаэкскурсия в Третьяковскую галерею «Шедевры русской живописи», статья «Святогор и Нюургун Боотур- яркие представители героического эпоса» (2010), статья «Малые детки-малые бедки»;
    лауреатом первой степени стала моя ученица Шихова Анна во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первый шаг в науку» (2011).

По масштабу преобразований мои инновации произошли в масштабах учебного предмета и образовательной области. Новшества в масштабе учебного предмета затронули компоненты педагогического процесса – его содержание, технологии, цели, организацию, но при этом изменения осуществились только в рамках одной учебной дисциплины.

Изменения затронули связи между отдельными учебными дисциплинами одной образовательной области (национальной культурой, географией, историей); на уровне технологий и организации учебного процесса - межпредметные связи, интегрированные уроки, заочные путешествия.

Урок

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся с духовным миром якутского народа..
  2. Познакомить учащихся с пантеоном божеств якутского народа.
  3. Сравнить образы божеств, населяющих мифологию русского и якутского народов.
  4. Понять, что объединяет эти образы.

ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, экран.

1. Организационный момент.

Приветствие на якутском языке. Работа с журналом.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о сверхъестественных существах, в которые верил якутский народ. Вспомните предыдущий урок и ответьте на следующие вопросы:

  1. Из каких частей состоит весь окружающий нас мир по представлениям якутского народа?
  2. Почему якутов называют солнечными людьми?
  3. Какие национальные праздники вы знаете?
  4. Каким богам эти праздники посвящены?

(ответы учащихся)

В понятии якутского народа есть три мира, которые населены духами.

Люди населяют средний мир. По преданиям три мира появились после сражения эпического героя Нюургун Боотура со злыми духами-абаахы. В преданиях же говорится о том, что первые народы - якуты появились между двух солнц. Главный праздник народа это Ысыах. Он отмечается 22 июня. Это праздник весны. Он посвящен рождению природы от долгой спячки, богиням-покровительницам рождения ребенка и благополучия семьи.

2. Объяснение нового материала.

(слайдов № 1)

Тема урока: «Сверхъестественные существа в веровании якутского народа»

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся с духовным миром якутского народа..
  2. Познакомить учащихся с пантеоном божеств якутского народа.
  3. Сравнить образы божеств, населяющих мифологию русского и якутского народов.
  4. Понять, что объединяет эти образы.

(слайд № 2)

Запись учащимися в тетради:

Сверхъестественные существа, в которые верили якуты:

  1. Айыылар – все они означают начала добра, живут в верхнем мире.
  2. Абаахы – насылают на людей все возможные беды, «крадут», «грызут» человеческую душу.
  3. Иччи – живут в среднем мире, делают добрые и злые дела.
  4. Кюры - существа, которые появляются после смерти человека, выдающее себя за его душу.
  5. Духи, принятые у других народов.

Учитель: Какими же были сверхъестественные духи по представлению народов саха

(слайд № 3)

АЙЫЫЛАР

  1. На русский язык трактуются как божества. Они живут в верхнем мире, на небесах, по одному семейству.
  2. Им присущи человеческий образ жизни и функции, только они бессмертны.
  3. Они справедливы, строги до злобы. Оказывают помощь против сил абаахы. Присылают свое войско на помощь. Иногда на помощь людям отправляют своих детей.
  4. На землю не ступают. С людьми общаются с нижнего неба.
  5. Они против братоубийства.
  6. В честь их справляют праздники.

(слайд № 4)

Три мира

(слайд № 5)

Место обитания богов Верхний мир.

(слайд № 6)

Главные боги, создатели вселенной Ypyн Аар Тойон

Ypyн Aap Тойон Белый старец Господин. Он единственный представитель айыы, сохранившийся в чистом виде. Он - создатель вселенной и человека, глава небес и остальных богов – живет, как утверждает большинство, на самом верхнем девятом небе.

Слайд 7

Урун Айыы Тойон, Белый бог Господин, властелин 8 неба. После принятия Христианства его облик соотносили с обликом Иисуса Христа.

Слайд № 8

Улуу Тойон

  1. Великий господин. Это ужасно строгое и великое божество, которое больше карает, чем делает добро.
  2. Он дал людям душу - сур, огонь и шаманов, а это добро.
  3. Он покровитель шаманов, считается их отцом. Это громовержец как Перун у славян.
  4. Живет на третьем небе.

Слайд № 9

Дьэhэгэй - покровитель конного, рогатого скота, живущий на юго-восточном небе и дарующий отважных мужчин, ретивых коней и тягловых быков. Для него в табуне каждого хозяина откармливают белых жертвенных коней.

Слайд № 10

Хомпоруун Тойон

Бог покровитель птиц, Он считается отцом орла, карает людей, убивший орла

Летает в образе сизокрылого орла . Почитая это божество, якуты меняют место жительства, если рядом с балаганом свое гнездо вьет орел. Если по какой-то причине, охотник убивает орла, то семья обречена, т.к. считается бог орла обязательно накажет за своего сына.

Слайд № 11

Танха Хаан Тойон

Бог рока и судьбы, предсказывающий и предопределяющий судьбу человека. При рождении человека он уже записывает его судьбу в своих небесных «сурук» - письменах.

Слайд № 12

Илбис Кыыха и Охол Уола

Боги брани. Разжигают раздор, страсти, в сказках всегда выступают на стороне богатыря света. Помогают, появляясь в виде огня на острие копья. В честь этих богов богатыри, убив врага, вынимали его сердце, печень, легкие, надевали на конец копья и высоко поднимали вверх. По поверию на копье победителя находится дух бесстрашия илбис. Этот дух вселяют во время обряда посвящения в воины боотуры.

Слайд № 13

Айыыхыт и Иэйэхсит

Богини, почитаемые более других богов. Они связаны с жизнью человека. Они спускаются на землю в ореоле света. Как ангелы хранители. Они заботятся о благополучии человека, его жизни. Айыыхыт – богиня, которая помогает при родах. Ей молятся бездетные. Шаман проводит обряд, во время камлания испрашивает душу ребенка для бездетных родителей. После родов богиня находится в доме 3 дня. Затем проводится праздник проводов богини Айыыхыт. На этом празднике присутствуют только женщины. Самые уважаемые из них сидят на ороне в праздничных одеждах, олицетворяя богинь. Женщины трапезничают вином и сладостями. Затем старшая девочка в семье обегает балаган трижды и просит богинь прийти через год.

Слайд № 14

ВЫВОДЫ:

  1. несмотря на разные культуры верований русского и якутского народа ярко прослеживается общность
    по следующим направлениям:
  2. необычное место обитания богов;
  3. образ жизни богов по образу и подобию человека ( создаются семьи, есть дети);
  4. наличие посредника между людьми и богами (шаманы и волхвы);
  5. поклонение и обрядовые действия человека; создание семьи, рождение детей.

Покровительство богами направлений жизнедеятельности человека:

  • предсказание судьбы;
  • защита от врагов.

3. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Литература:

  1. Серашевский Якуты, - М.
  2. Культура коренных народов Республики Саха (Пособие для учителей), - Якутск, 2003.
  3. Мифы народов мира. Классика энциклопедий (Электронная библиотека), 2006.
  4. Якутские боги и духи. Интернетсайт. 2010г
  5. Якутская мифология.- Интернетсайт , 2008г