Перспективное тематическое планирование занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ЗПР второго года обучения

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Данное примерное перспективное планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте разработано для детей с ЗПР второго года обучения. Однако, планирование занятий в подготовительной группе построено таким образом, что оно может быть использовано в работе с детьми, которые только начали обучение в группе компенсирующей направленности. В его основу легли технологии Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Шевченко С.Г., Каше Г. А., Ткаченко Т. А., Богомоловой А. И., Агранович З. Е.. При обучении чтению используется логопедический букварь Тегипко Н. В.. Представленное планирование разработано с учетом возрастных, психо-физических и произносительных возможностей детей, последовательного усложнения материала. Весь предлагаемый материал носит рекомендательный характер. Последовательность изучения звуков и букв, количество занятий зависят от индивидуальных особенностей детей и могут меняться с учетом их произносительных возможностей. Весь программный материал распределен по занятиям на целый учебный год, кратко раскрыто содержание каждого занятия с задачами и практическим материалом для обучения детей звуковому анализу, чтению и письму. Использование специалистами в коррекционной работе с детьми с ЗПР данной системы обучения позволяет:

  • сформировать навыки звукового анализа и синтеза;
  • научить послоговому чтению слов, предложений, небольших текстов;
  • выучить элементарные правила, закрепить навыки по формированию грамматического строя речи.

Мы считаем, что в данном планировании вся коррекционная работа на занятиях напрвлена на предупреждение у детей данной категории дислексии и дисграфии и будет способствовать эффективной подготовке к обучению в школе.

Наиболее плодотворной эта работа будет при условии тесного взаимодействия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагогов и родителей.

Седьмой год жизни (2 занятие в неделю, всего – 64 занятия)

Месяц, неделя Тема занятия Навыки звукового анализа и синтеза. Навыки чтения и письма.
IX
3
Звук и буква А Понятия «гласный звук», «гласная буква». Звуки «А», «У». Условное обозначение фишкой красного цвета.
Звук и буква У Выделение из ряда звуков, определение наличия и позиции звука в слове (выделение звука в начале/конце слова под ударением). Печатание букв «А», «У».
IX
4
Звук и буква А, У Дифференциация звуков «А», «У». Анализ, синтез и чтение слияний АУ, УА.
Определение наличия и позиции звука в слове (выделение звука в начале/конце слова под ударением).
Понятия «гласный звук», «гласная буква»
Звук и буква О Звук и буква «О». Выделение из ряда звуков, определение наличия и позиции звука в слове (выделение звука в начале/конце слова под ударением). Анализ и синтез сочетаний типа АОУ, ОАУ, УАО, чтение этих сочетаний.
X
1
Звук и буква И Понятия «гласный звук», «гласная буква».
Звук и буква «И». Выделение из ряда звуков, определение наличия и позиции звука в слове (выделение звука в начале/конце слова под ударением). Анализ и синтез сочетаний типа АОИ, ОИУ, ИАУ, чтение этих сочетаний.
Звуки и буквы А, У, О, И Слухо-произносительная дифференциация звуков «А», «У», «О», «И». Различение и определение позиций этих звуков в словах, определение гласных в ударной позиции в начале, конце, середине слова. Анализ и синтез сочетаний типа АОИ, ОИУ, ИАУ, чтение этих сочетаний. Учить анализировать и сравнивать слова на слух кот-кит, дом-дам, сок-сук. Объяснение значения этих слов.
X
2
Звук и буква Ы Понятия «гласный звук», «гласная буква».
Звук и буква «Ы». Выделение из ряда звуков, определение наличия и позиции звука в слове (выделение звука в начале/конце слова под ударением). Анализ и синтез сочетаний типа АОЫ, ОЫУ, ИАУЫ, чтение этих сочетаний.
Звуки и буквы А, У, О, И, Ы Слухо-произносительная дифференциация звуков «А», «У», «О», «И», «Ы». Различение и определение позиций этих звуков в словах, определение гласных в ударной позиции в начале, конце, середине слова. Анализ и синтез сочетаний типа АОЫ, ОИЫУ, ИАУЫ, чтение этих сочетаний. Учить анализировать и сравнивать слова на слух сон-сын, дам-дым, дом-дым. Объяснение значения этих слов.
X
3
Звук Т, буква Т Понятия «согласный звук», «глухой согласный звук». Звук и буква «Т». Определение позиции звука в слове. Различение твердости и мягкости звука на слух.
Звуки Т-Ть, буква Т Обозначение фишками синего и зеленого цвета. Анализ обратных слогов типа АТ, ОТ, УТ, ИТ. Чтение этих слогов.
X
4
Звук П, буква П Понятия «согласный звук», «глухой согласный звук». Звук и буква «П». Определение позиции звука в слове. Различение твердости и мягкости звука на слух.
Звуки П-Пь,
Буква П
Обозначение фишками синего и зеленого цвета. Анализ обратного слога типа АП, ОП, УП, ИП. Чтение этих слогов.
XI
1
Звуки П-Т, Пь-Ть
Буквы П, Т
Различение звуков П-Пь, Т-Ть в слогах, словах, определение первого и последнего согласного звука в слове, чтение прямых и обратных слогов типа ПА, ТА. Звуковой анализ и синтез слогов АТ-АП, ПУ-ТУ, ПЫ-ПИ-ТИ. Обозначение фишками синего и зеленого цвета. Припоминание слов со звуками «П», «Т».
XI
2
Звуки М-Мь,
буква М
Понятия «согласный звук», «звонкий согласный звук». Звук и буква «М». Определение позиции звука в слове. Различение твердости и мягкости звука, условное обозначение фишками синего и зеленого цвета. Анализ обратных и прямых слогов типа АМ-МА, ИМ-МИ чтение прямых и обратных слогов. Припоминание слов со звуками «М».
XI
3
Звуки Н-Нь,
буква Н
Понятия «согласный звук», «звонкий согласный звук». Звук и буква «Н». Определение позиции звука в слове. Различение твердости и мягкости звука, условное обозначение фишками синего и зеленого цвета. Анализ обратных и прямых слогов типа АН-НА, ИН-НИ чтение прямых и обратных слогов. Припоминание слов со звуками «Н».
XI
4
Звуки М-Н, Мь-Нь Различение звуков М-Мь, Н-Нь в слогах, определение позиции звука в слове, чтение прямых и обратных слогов типа МА, НА. Звуковой анализ и синтез слогов АМ-АН, МУ-НУ, НЫ-НИ-МИ. Обозначение фишками синего и зеленого цвета. Припоминание слов со звуками «М», «Н». Знакомство с понятием «слог», «слово». Анализ и чтение односложных слов типа ТОМ, ТОН, ТОП, ПОТ. Схема слова. Припоминание правила деления слов на слоги.
XII
1
Звуки Х-Хь,
буква Х
Звуки «Х», «Хь», буква «Х». Характеристика звуков. Условное обозначение. Определение позиции звука в словах, различение твердости/мягкости звука, анализ обратных и прямых слогов типа АХ, ХА. Чтение слогов и односложных слов типа МОХ, ХАН, ПУХ. Выкладывание схемы слов.
XII
2
Звуки К-Кь, буква К Звуки «К», «Кь», буква «К». Характеристика звуков. Условное обозначение. Определение позиции звука в словах, различение твердости/мягкости звука, анализ обратных и прямых слогов типа АК, КА. Чтение слогов АК, КА и односложных слов типа КОТ, КОМ. Выкладывание схемы слов.
XII
3
Звуки Д-Дь, буква Д Звуки «Д», «Дь», буква «Д». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звуков. Условное обозначение. Определение позиции звука в словах, схема слов ДОМ-ДОМА;

Подбор картинок к словам О-ДИН, ОД-НА, ОД-НО, ОД-НИ.
XII
4
Звуки Т-Д, Ть-Дь Различение звуков в слогах и словах, подбор слов с заданным количеством слогов по картинкам. Схемы односложных и двусложных слов ДЫМ, НА-ДО, У-ДОД. Знакомство с правилом правописания звонких согласных на конце слов. Различение и выделение согласных звуков в словах дом-том, там-дам. Чтение прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов.
I
2
Звуки Б-Бь, буква Б Звуки «Б», «Бь», буква «Б». Характеристика звуков. зличение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Определение позиции звука в словах. Схема слов БО-КА, БАН-КА, БА-НАН. Выкладывание слов из букв. Чтение прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов по букварю.
I
3
Звуки Б-П, Бь-Пь Различение звуков в слогах и словах, подбор слов с заданным количеством слогов по картинкам. Схемы односложных и двусложных слов БО-ТЫ, БИ-ТА. Анализ и синтез слов БУК-ПУК. Объяснение значения слов. Чтение прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов по букварю.
I
4
Звуки Г-Гь, буква Г Звуки «Г», «Гь», буква «Г». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Схемы слов ГА-МАК, ТУ-МАН. Составление предложений с этими словами. Выкладывание слов из букв. Чтение слогов и слов по букварю.
II
1
Звуки Г, К, Х Различение звуков в слогах и словах, подбор слов с заданным количеством слогов. Схемы односложных и двусложных слов. Преобразование слов МОХ- МАХ- МАГ- МАК. Чтение слогов и слов по букварю.
Звуки Ф-Фь,
буква Ф
Звуки «Ф», «Фь», буква «Ф». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Определение позиции звука в словах. Схемы слов МИФ, ФО-ТО, ФА-ТА. Объяснение значения слов. Выкладывание слов из букв. Чтение односложных и двусложных слов по букварю.
II
2
Звуки Ф-Фь,
буква Ф
Звуки «Ф», «Фь», буква «Ф». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Определение позиции звука в словах. Схемы слов КОФ-ТА, МУФ-ТА. Выкладывание слов из букв. Чтение односложных и двусложных слов по букварю. Знакомство с простым предложением (сущ. и глаг.), схемой предложения.
Звуки В-Вь, буква В Звуки «В», «Вь», буква «В». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Определение позиции звука в словах. Схемы слов И-ВА, ВА-ТА, ВО-ДА. Выкладывание слов из букв. Чтение односложных и двусложных слов. Простое предложение (сущ. и глаг.), составление схем.
II
3
Звуки В-Вь, буква В Звуки «В», «Вь», буква «В». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Определение позиции звука в словах. Схемы слов ДИ-ВАН, ВАН-НА. Выкладывание слов из букв. Чтение односложных и двусложных слов. Распространение простого предложения без предлога до трех слов, составление схем.
Звуки В-Ф, Вь-Фь Различение звуков в слогах и словах, подбор слов с заданным количеством слогов. Схемы слов. Преобразование слов ИВА-ИВАН; ФОН-ВОН. Припоминание правила правописания согласных в конце слов (МИФ, УДАВ). Распространение предложений.
II
4
Звуки С-Сь,
буква С
Звуки «С», «Сь», буква «С». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Определение позиции звука в словах. Схемы слов МОСТ, НАСТ. Выкладывание слов со стечением согласных из букв. Чтение предложений. Подбор предложений к схеме.
III
1
Звуки З-Зь,
буква З
Звуки «З», «Зь», буква «З». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Определение позиции звука в словах. Схемы слов ЗОНТ-ЗОНТИК. Выкладывание слов со стечением согласных из букв. Чтение предложений, составление схем предложений из 3-х слов.
III
2
Звуки С-З, Сь-Зь  Различение звонких и глухих согласных звуков, правописание сомнительных согласных в конце слова. Выделение слов из предложений с заданным звуком. Звуковой анализ и синтез слов. Сравнение слов по звуковому составу КОЗА-КОСА, СУП-ЗУБ, КОСЫ-КОЗЫ, ЛИСА-ЛИЗА. Схемы слов. Закрепление навыка чтения и печатания слов.
Звук и буква Ц Звуки «Ц», буква «Ц». Характеристика звука, условное обозначение фишкой синего цвета. Определение позиции звука в словах. Преобразование слов ЦАП-ЦЫП-ЦЫПА. Выкладывание слов со стечением согласных из букв. Чтение предложений, составление схем предложений из 3-х слов. Составление предложение с заданным словом.
III
3
Звук и буква Ц Звуки «Ц», буква «Ц». Характеристика звука, условное обозначение фишкой синего цвета. Определение позиции звука в словах. Определение позиции звука в словах. Выкладывание слов со стечением согласных из букв. Развитие языкового чутья, чувства рифмы (договаривание чистоговорок)
Звуки С-Ц Слухо-произносительная дифференциация звуков «С» и «Ц». Игровые приемы звукового анализа всех типов слов по картинкам (АВТОБУ…., ОГУРЕ…, АНАНА…, ПАЛЕ…), выкладывание, чтение слов. Развитие языкового чутья, чувства рифмы (договаривание чистоговорок). Закрепление навыков чтения, печатания слов. Чтение предложений.
III
4
Звук и буква Э Звук «Э», буква «Э». Характеристика звука, условное обозначение фишкой красного цвета. Определение позиции звука в словах. Выкладывание схем слов и предложений. Письмо печатными буквами под диктовку.
Ударение. Деление слов на слоги, выделение ударного гласного в словах типа ЭМУ, ЭДИК, ЭММА. Знакомство с правилом написания имен и предложений.
IV
1
Звук и буква Ш
Звук «Ш», буква «Ш». Характеристика звука, условное обозначение фишкой синего цвета. Определение позиции звука в слове. Игровые приемы звукового анализа всех типов слов ШАП-КА, КА-МЫШ, выкладывание схем слов и предложений. Письмо печатными буквами под диктовку. Составление предложений с предлогами.
IV
2
Звук и буква Ж Звук «Ж», буква «Ж». Характеристика звука, условное обозначение фишкой синего цвета. Определение позиции звука в слове. Игровые приемы звукового анализа всех типов слов ЖУК, ЖА-БА, Э-ТАЖ, выкладывание схем слов и предложений. Письмо печатными буквами под диктовку. Составление предложений с заданными словами и предлогами.
IV
3
Звуки Ш-Ж Слухо-произносительная дифференциация звуков «Ш» и «Ж». Совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов. Знакомство с правилом правописания слогов «ШИ», «ЖИ». Припоминание правила написания сомнительного согласного в конце слов НОЖ, МЫШЬ, ЭТАЖ, КАМЫШ. Закрепление навыков чтения, печатания слов. Робота с деформированной фразой. Чтение предложений.
Звук и буква Ч Звук «Ч», буква «Ч». Характеристика звука, условное обозначение фишкой зеленого цвета.
Определение позиции звука в слове. Игровые приемы звукового анализа всех типов слов ЧАН, ЧУДО, ЧАСЫ, УДАЧА выкладывание схем слов и предложений. Знакомство с правилом правописания слогов «ЧА», «ЧУ». Письмо печатными буквами под диктовку. Составление предложений с предлогами.
IV
4
Звук и буква Щ Звук «Щ», буква «Щ». Характеристика звука, условное обозначение фишкой зеленого цвета.
Определение позиции звука в слове. Игровые приемы звукового анализа всех типов слов ЩУКА, ЩИ, ЩИТ, ИЩИ выкладывание схем слов. Преобразование слов щука-щуки. Знакомство с правилом правописания слогов «ЩА», «ЩУ». Письмо печатными буквами под диктовку.
Звуки Ч-Щ-Сь Слухо-произносительная дифференциация звуков «Ч», «Щ» и «Сь». Игровые приемы звукового анализа всех типов слов по картинкам (КЛЮ…, ОВО…, ГУ…, ЛЕ…, МЕ…), Закрепление изученных правил правописания слогов. Ударение. Закрепление навыков чтения, печатания слов. Робота с деформированной фразой. Чтение предложений.
V
1
Звуки Р-Рь,
буква Р
Звуки «Р», «Рь», буква «Р». Характеристика звуков, условное обозначение фишкой синего и зеленого цвета.
Определение твердости/мягкости и позиции звука в слове. Игровые приемы звукового анализа всех типов слов, выкладывание схем слов РИС, РИММА, РОМА, РАДУГА, РУБАХА. Преобразование составленных слов. Письмо печатными буквами под диктовку. Подбор предложений к схемам. Печатание предложений. Закрепление правописания имен и предложений.

V
2
Звуки Л-Ль,
Буква Л

Звуки «Л», «Ль», буква «Л». Характеристика звуков, условное обозначение фишкой синего и зеленого цвета.
Определение твердости/мягкости и позиции звука в слове. Игровые приемы звукового анализа всех типов слов, выкладывание схем слов ЛУНА, ЛУЖА, ЛЕНА. МАЛИНА. Письмо печатными буквами под диктовку. Работа с деформированной фразой. Печатание предложений. Закрепление правил написания имен и предложений. Ударение.
V
3
Звуки Л-Р, Ль-Рь
Слухо-произносительная дифференциация звуков «Л-Р», «Ль-Рь». Игровые приемы звукового анализа всех типов слов по карточкам (….ЫСЬ, С…ОН, …ЫБА, ..УЖА). Ударение. Закрепление навыков чтения, печатания слов. Преобразование слов с помощью разрезной азбуки. Чтение предложений по букварю.
Звук и буква Й Звук «Й», буква «Й». Характеристика звука, условное обозначение фишкой зеленого цвета.
Определение позиции звука в слове. Игровые приемы звукового анализа всех типов слов МАЙ, ЧАЙ, МАЙКА, САРАЙ выкладывание схем слов. Нахождение в предложении предлога и слов с определенным звуком. Письмо печатными буквами под диктовку предложений с соблюдением правил правописания.
V
4
Буква Е, Ё

Буква Я, Ю, Ь
Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю», «Ь». Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных «Е», «Ё», «Я», «Ю» и «Ь» в конце и середине слов. Слухо-произносительная дифференциация звуков. Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слов. Выкладывание схем слов и предложений. Чтение. Письмо под диктовку. Ударение.