Интегрированный урок в 5-м классе "Вечерний звон колоколов"

Разделы: Музыка


Цель урока: показать связь времен и преемственность в творчестве поколений в разных видах искусства ХIХ-ХХ веков.

Задачи урока:

  • Образовательная: установить связь темы между живописью, музыкой и литературой.
  • Развивающая: умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений.
  • Воспитательная: пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны, воспитывать бережное отношение к русским традициям.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, компакт - диски CD.

Материал:

  • Картины: И.Левитан "Вечерний звон", В.Стекольщиков "Вечер в Борисоглебе".
  • Музыка: А.Алябьев "Вечерний звон", В.Гаврилин "Перезвоны".
  • Литература: стихи И.Козлов "Вечерний звон", Ю.Сомов "Звон колоколов".

Ход урока

Звучат колокольные звоны. Учащиеся заходят в класс.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

На предыдущих уроках мы с вами неоднократно обращались к теме колокольных звонов. Вы уже знаете, откуда появились колокола на Руси, о мастерах, которые их отливали, о судьбе колоколов, какое значение играли колокольные звоны в жизни русского человека, а также слушали музыку композиторов, которые в своем творчестве обращались к колокольным звонам.

Сегодня мы вновь продолжим разговор о колокольных звонах.

Колокола и их звоны всегда вызывали в народе любовь и почитание. Без них нельзя вообразить русское искусство слова, красок, звуков. Колокольный звон привлек к себе внимание многих музыкантов, художников, поэтов - о некоторых из них и пойдет сегодня речь на уроке.

"Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом:".

Из какого стихотворения эти строки, кто является автором этих строк?

(Из стихотворения "Вечерний звон", автором которого является Иван Козлов).

Учитель: Совершенно верно, это гениальный перевод на русский язык Иваном Козловым стихотворения английского поэта Томаса Мура, по происхождению ирландца.

У какого художника с таким же названием есть картина?

(У художника И.Левитана есть картина "Вечерний звон").

Правильно. Рассмотрим подробнее эту картину.

Перед вами картина И. Левитана "Вечерний звон".

Какое время суток изображено художником на картине?

(Тихий вечер).

Учитель: Посмотрите внимательно на картину, что еще вы здесь видите?

(Легкие, розоватые облака. В холодной зеркальной воде отражается светлое, ясное небо. У берега реки стоят две лодки. Посередине реки на лодке плывут люди).

Учитель: Одинакова ли цветовая гамма переднего и заднего плана картины? Как пользуется художник освещением и цветом?

(Задний план картины погружен в мягкий золотистый свет. А на переднем плане, словно в тени, тусклые, холодные тона).

Учитель: В какие краски художник одел деревья?

(В зеленые, желтые, красноватые:).

Учитель: О каком времени года говорит чуть пожелтевшая листва?

(О позднем лете).

Учитель: А что мы видим за дальним лесом, который стоит словно зачарованный?

(За ним возвышаются купола церквей монастыря).

Учитель: Где они отражаются?

(В зеркальной, холодной воде).

Учитель: В это время года вечера становятся холоднее. А какое состояние передает вам эта картина?

(Состояние покоя, тишины, красоты природы).

Учитель: А есть ли в картине оттенок грусти, печали?

(Есть).

Учитель: В чем это выражено?

(Закончилось лето. Становятся короче дни. Природа погружается в состояние покоя).

Такое же состояние тишины, покоя, оттенок грусти, печали передается и в стихотворении И. Козлова "Вечерний звон". Прочитайте строки стихотворения, где выражено это состояние.

(Учащиеся зачитывают строки).

Учитель: А тишина на картине безмолвна, или в безбрежном просторе все же что-то звучит?

(Может звучать песня, которую поют плывущие на лодке люди, а также колокола монастырских церквей).

Учитель: На самом деле: Может звучать тихий хоровой напев, который раздается в пространстве от земли до неба или один из уставных колокольных звонов.

Художник назвал картину "Вечерний звон". Чем же навеяно это название и весь замысел картины?

(Учащиеся дают разные ответы).

Учитель рассказывает историю создания картины, зачитывает отрывки из книги С. Пророковой "Левитан", после чего звучит романс А.А.Алябьева "Вечерний звон" в исполнении Академического Большого хора ЦТ и ВР.

Учитель: Романс А. А. Алябьева "Вечерний звон" настолько полюбился слушателям, что в некоторых изданиях, он стал числиться как русская народная песня.

(В нашем дальнейшем диалоге мы будем называть романс песней).

Созвучна ли музыка песни по интонации, по настроению этой картине?

(Созвучна. Музыка такая же спокойная, тихая, как сам пейзаж картины).

Учитель: Что еще объединяет музыку с картиной?

(Разнообразие оттенков, мягкий тембр голоса и красок. В картине И.Левитана плавные, гибкие, выразительные линии, как и сама музыка).

Учитель: Тема природы и человека, оживающих храмов с их колокольными звонами волнует и сегодня наших современников, в частности Вячеслава Стекольщикова- художника ХХ века. (Народный художник России, родился в 1938 г. в Москве).

Прислушайтесь к названиям его картин: "Вечер в Борисоглебе", "Синий день", "Дуб", "Начало осени", "Август": В них главное место занимает тема природы и человека.

Если мы сравним картины известного художника ХIХ века И.Левитана "Вечерний звон" и нашего современника "Вечер в Борисоглебе", сможете ли вы найти в них сходства и различия? Что у них есть общее?

(Вечер. Тишина. Угасает день. Лучи заходящего солнца озарили небо. Отражение в воде деревьев, храмов монастыря. Состояние покоя).

Учитель: А в чем отличие этих картин?

(Во времени суток. У И.Левитана вечер ранний, у В. Стекольщикова - более поздний).

Учитель: Я зачитывала вам отрывок о И.Левитане, как он ловил тот момент, когда перед закатом вспыхнет последний луч солнца. Он боялся упустить короткий миг.

Лучи на его картине золотисто - оранжевого цвета. А на картине В.Стекольщикова какие краски?

(Багряные. Солнце опустилось ниже. Силуэты церкви темнее, чем у И.Левитана. Краски не такие яркие, но выразительные. Деревья словно заснули. В воде отражение облаков).

Учитель: Верно. И еще у этих художников есть общее: когда они писали свои картины, они находились во власти музыки.

(Учитель зачитывает отрывок из книги В.Стекольщикова "Изумрудные купола").

С этими картинами очень созвучна "Вечерняя музыка", из симфонии - действа "Перезвоны" (По прочтении В.Шукшина) В.Гаврилина - композитора ХХ века.

Мы сейчас послушаем это произведение. При прослушивании обратите внимание, есть ли в музыке В. Гаврилина какие - либо изобразительные моменты?

(после прослушивания - Есть. В звучании мужского хора как будто слышался звон колоколов).

Учитель: А в чьем исполнении прозвучало музыкальное произведение?

(В исполнении смешанного хора a capella).

Учитель: В каком произведении вы уже слышали аналогичное звучание хора a capellа, где мужской хор имитировал колокольные звоны?

(В песне А.А.Алябьева "Вечерний звон").

Учитель: В этих двух произведениях прозвучала тихая хоровая музыка, подобно пению в храме, где инструменты не звучат, лишь только собственным голосом человек может раскрыть свою душу перед Всевышним.

Какие интонационные признаки объединяют русскую народную песню А.Алябьева "Вечерний звон" и музыку В.Гаврилина?

(Певучая, задумчивая мелодия, медленный темп, немного взволнованное настроение, широкий диапазон мелодии).

Учитель: Могла ли "Вечерняя музыка В.Гаврилина прозвучать в картине И.Левитана "Вечерний звон", и наоборот - русская народная песня А. Алябьева "Вечерний звон" в картине В.Стекольщикова "Вечер в Борисоглебе?"

(Могла, т.к. и музыка и картины похожи по настроению, их объединяет общая тема - вечерний покой и словно доносящийся до нас вечерний звон колоколов).

Учитель: В заключении мне хотелось бы прочитать отрывок из стихотворения нашего современника Юрия Сомова.

Звон колоколов

Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.

По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо.

Все произведения, о которых мы сегодня говорили, словно объединились в одно полотно с поэтичным названием "Вечерний звон колоколов". В них мы можем найти подтверждение того, что авторы разных времен могут говорить о колокольном звоне, как об одном и том же: изображать одинаковое состояние души, передавать настроение и чувства человека.

На этом мы и закончим сегодня наш урок.