Через творчество к здоровьесбережению

Разделы: Начальная школа


Основная задача учителя начальных классов – создать условия для комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья.

Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже и невозможно.

На сегодняшний день ребенка можно считать здоровым, если он:

  • в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  • в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознателен, имеет развитое воображение, способен и стремится к самообучению;
  • в нравственном плане – честен, самокритичен;
  • в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться, восхищаться, эмоционально гибок;
  • в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор и сам умеет шутить, адаптивен.

Эти аспекты я стараюсь реализовывать в своей деятельности по следующим направлениям.

1. Формирование у детей знаний о собственном здоровье и факторах, влияющих на его состояние. Это осуществляется на уроках окружающего мира, предметах эстетического цикла, литературного чтения, внеклассной работе.

По материалам многочисленных исследований, особенно опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Я учу школьников радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже совсем маленькой победы.

Принимаю ученика как данность( Правило “Трех П”- Понять, Признать и Принять ученика таким, каков он есть).

2. Очень важной составляющей здоровья является двигательная активность, так как движение играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека. Поэтому на уроках не требую от своих учеников строгой прямой посадки. Ученик во время устной работы сидит так, как ему удобно.

Двигательная активность ребенка, по мнению известного исследователя И.А.Аршавского, является фактором, увеличивающим энергетические резервы организма.

3. Формирование устойчивого понимания приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни реализуется через организацию режима дня в школе, внеурочной и внеклассной деятельности. Занятия начинаются в 8ч 30 мин с обязательной зарядки, которую проводят сами учащиеся по микрогруппам. Все перемены по 15 минут. После четвертого урока часовая динамическая пауза на улице.

В качестве основополагающих принципов здоровьесбережения можно выделить следующие:

1) создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;

2) творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и над другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочное время активных методов и форм обучения;

3) обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;

4) построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действий, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматическим;

5) учет системного строения высших психических функций;

6) предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, принцип целостности;

7) осознание ребенком успешности в любых видах деятельности;

8) рациональная организация двигательной активности;

9) обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей;

10) обеспечение прочного запоминания.

Основной формой обучения в начальной школе является урок.

Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап воспитательно-образовательного процесса. Очень важно создание на уроке психологического комфорта.

Как я достигаю психологического комфорта на уроках?

1. Доступность содержания урока.

2. Разностороннее влияние на учащихся(вербально- словами, визуально – глазами, тактильно – прикосновением).

3. Подчинение общим целям нравственного, умственного, физического, эстетического и трудового воспитания.

4. Разнообразие деятельности обучающихся как по содержанию, так и по характеру.

5. Непрерывность деятельности учащихся в ходе всего урока.

Я использую в ходе урока здоровьесберегающие образовательные технологии. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению озвученных проблем. Эти технологии можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические, которые определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний(частая смена видов деятельности, физпаузы, переключение внимания учащихся, элементы игры, работа в группах, проведение практических работ),
  • психолого-педагогические, связанные с непосредственной работой учителя на уроке (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса),
  • учебно-воспитательные, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Следующий момент - использование разнообразных методов обучения, развития, воспитания, соответствующих задачам, особенностям занимающихся, условиям проведения урока, возможностям педагога.

Методы, используемые на уроках:

  • фронтальный
  • групповой
  • практический
  • познавательная игра
  • ситуационный метод
  • соревновательный метод

Какими же умениями обладает учитель?

Требования к учителю:

  • пластические умения, выбор пластической позы – открытая поза; руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях, ладони время от времени разворачиваются к ученикам, пластика плавная, мелодичная, для привлечения внимания учащихся делается несколько шагов от стола вперед, для ослабления внимания – несколько шагов назад;
  • логические умения,
  • экспрессивные умения (образность и интонационная выразительность, владение тембром голоса)
  • дискуссионные умения (образ сотрудничества и образ собеседования, занятие позиции не над учеником, стоя, сверху, а, рядом, сидя; ученик и Учитель – партнеры)
  • перцептивные умения (умение видеть, слушать, слышать)

На уроках применяю следующие средства двигательной направленности:

  • элементы движений (ходьба, бег, прыжки),
  • физические упражнения (с предметами и без),
  • физкультминутки, которые проводят сами ученики,
  • эмоциональные разрядки и “минутки покоя”,
  • гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, корригирующая, для бодрости)
  • психогимнастика,
  • Чему учатся дети на уроках? Основные элементы деятельности учащихся:
  • взаимозависимость,
  • взаимопомощь(давай помогу, позволь мне помочь тебе),
  • индивидуальная ответственность,
  • коммуникативность(умение слушать и слышать; умение верно задавать вопросы),
  • совместная оценка. Кстати дети очень самокритичны.

Правила, которым стараюсь следовать.

1. Всякое взаимодействие должно быть неформальным и в то же время не быть панибратским и анархическим.

2. Проявляю личную заинтересованность, что является залогом заинтересованности ученика.

3. Общение с ребенком должно учитывать его индивидуальность, направляться на понимание и принятие его таким, каков он есть. Не допустима так называемая “раздача ярлыков”.

4. Взаимодействие должно быть справедливым и объективным.

5. Взаимодействие должно давать шанс на успех, понимание, хорошую перспективу.

Все это является залогом здоровьесберегающего обучения.