Программа "Одежда. Использование разно-фактурного материала при изготовлении эскизов народной и современной одежды"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Целью программы является развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения графических печатных техник и использование их при изготовлении эскизов народной одежды.

Педагогические задачи - это формирование внимания, осознанность действий, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, творческая инициатива.

Познавательные задачи - поиск детьми новых знаний в изобразительном искусстве и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.

Творческие задачи - комбинирование различных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами. Составление предварительного наброска, отражающего образные качества будущего костюма, его основные пропорции, линии, характер силуэта, использование разнообразной фактуры материала при обращении к историческому костюму. Создание выразительных художественных образов, при нахождении нового стиля, через соединение традиций и современности.

Процесс получения оттисков от растений, ткани, кружев, других материалов, различных форм, вызывает удивление и восхищение, обогащение их чувств, что обуславливает стремление к постижению новых приемов, творческой деятельности, созданию выразительных образов.

Использование разно-фактурного материала при составлении эскиза костюма характеризует различные ее стороны:

  • форма, силуэт (квадратная, прямоугольная, треугольная, овальная)
  • закономерности композиции (соразмерность, соподчинение, центр). Композиционный центр – это та часть костюма, которая подчеркивает лицо человека.
  • средства и приемы композиции (пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, ассимметрия, статика, динамика). Строгие прямые линии, симметрия придает образу статичность, а диагональные линии, ассимметрия, пестрый небрежно раскиданный рисунок – динамику, оживляя его.(Динамичный рисунок – русский костюм).

Провести и закончить курс моделирования одежды от рисунка (линии), до законченного живописного пятна (пятно – цвет – фактура).

Провести связь изобразительного искусства с технологией, используя инструменты и материалы (черную тушь, фактурный материал, ножницы, клей, калька, копировка).

Поговорим о цвете.

Развить восприятие цвета можно с помощью наблюдения красоты цветовых отношений в природе. На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех цветов, которые видим мы. Сначала научились различать более яркие цвета; красный и желтый, а затем – синий и зеленый.

Известно, что палитра древне – греческих живописцев состояла из четырех красок: красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но они еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее.

Оказывается: развитию цветового восприятия у людей помогла сама природа. В северных краях, где атмосфера воздуха была сырой и давала мягкие переходы цветовых тонов, художники вынуждены были внимательнее вглядываться в богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей.

Сочетание цветов в природе, где все так едино и гармонично, помогает художнику искать пути воспроизведения цвета предмета или природных явлений красками. Очень часто художники находят для своего творческого выражения новые способы техники и материалы.

В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П. Пикассо в одно время работал с холодными цветами, а в другой период – с теплыми (голубой и розовый периоды в его творчестве).

У каждого цвета есть три основных свойства; цветовой тон, насыщенность и теплота. В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый и т.д.

Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от ровного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

Третий признак цвета – светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнивать по светлоте, то есть, какой из них темнее, а какой – светлее. Можно изменить цвет, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зеленый – салатным.

Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, другие – светлее.

Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни художники предпочитают использовать прием лессировки: наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового решения сразу за одно покрытие, а третьи используют раздельные мазки.

Сегодня мы будем заниматься моделированием одежды.

Начнем поиск моделей из окружающего мира: это силуэты деревьев, напоминающие изгиб одежды и самого человека, а также силуэты птиц напоминающие птицу Сирин (полу женщина).

При моделировании одежды можно использовать разную технику: линия, пятно, силуэт.

Линию на плоскости проводим карандашом, пером, фломастером (линия – это продолжение мысли). Линии бывают прямые, кривые, ломанные, пунктирные; эстетика в линиях (сухие, лаконичные, нежные, изящные). Линия выражает широчайшую гамму эмоций, чувств.

Мы должны научиться эмоционально и гармонично использовать линию в костюме (язык линий). Линия - величайшее достижение человечества. (Эмоциональные, динамичные – молодежные, спортивные модели, а спокойные – элегантные модели).

Большое значение имеет также пятно. Важны размеры, очертания, соответствие в костюме. Нарядное пятно освежает лицо, выделяет руки, в спортивной – сообщает команду.

Очень важную роль играет силуэт – общее очертание костюма. Скользя взглядом по краям, мы лишь потом всматриваемся в середину (врожденная способность).

Птицы издалека видят силуэт хищной птицы – опасность. Именно силуэт определяет эстетичность, выразительность костюма. Силуэт несет признаки времени, эпохи. Cилуэт отражал социальное положение: высокие боярские шубы, с поднятым воротником «козырем», высокие шпили.

Сегодня в силуэте женской одежды наблюдается приближение к естественным пропорциям фигуры: меньше складок, под-плечиков.

Разработка моделей одежды в графике – это от простого к сложному составление эскизов, с использованием геометрических фигур. Создается художественный образ в виде разных графических силуэтов.

Например, берем образ «птица» и разрабатываем сначала в карандаше, а потом, тушью. Художник ставит перед собой задачу: создать образ предмета, но при этом должны присутствовать пластика линий одежды, сочетающая в себе графическое исполнение. С помощью контрастов – черного и белого.

При выполнении работы необходимо определить, в каких местах будет заполнено пространство черным цветом.

Просмотр. Приложение 4, Приложение 5

Упражнения на достижение разной тональной характеристики цвета.

1. В акварельной живописи разной степени светлоты цвета можно достигнуть, если накладывать один слой краски на другой.

2. Выполнить упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Для этого нужно приготовить растворы двух красок. На бумагу нужно положить рядом несколько мазков каждой краски, пока краски не высохли, необходимо размыть и соединить их края кисточкой. Оба цвета как бы сливаются один в другой, благодаря чему при их смешивании получаются интересные переходы одного цвета другой.

Сделайте упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Возьмите несколько красок и накладывайте мазки так, что – бы, один цвет чуть – чуть заходил за другой, пока краски не высохли. Можно намочить бумагу.

3. Используя черную тушь проведите рисунок на бумаге, предварительно намочив лист.

4. Выполните упражнение по получению различных оттенков цвета, путем наложения одного цвета на просохший слой другого.

5. Добивайтесь плавных переходов от желтого к зеленому, сине-зеленый, от желтого к оранжевому и красному и т.д.

6. Нанесите холодный зеленый или синий цвет, после высыхания разбрызгайте красную краску.

7. Нанесите зеленый цвет и положите соль или крупу, когда высохнет уберите крупу.

8. Нанесите теплый цвет, после высыхания проштампуйте тканью более холодный поверх готового рисунка.

9. Рисование белизной на влажную поверхность от акварельной краски 1-2 цвета, наносят слой белизны, при этом получают пушистые разводы.

10. Рисунок мылом. На лист бумаги предварительно нанесите любой жирный слой мыла. Сверху нанесите краску, рисунок получается пушистым.

Итог: Выставка, получившихся рисунков.

Приложение 1

Моделирование одежды с использованием разно-фактурного материала.

Просмотр диска (Великие модельеры мира) (фрагменты).

Поиск моделей одежды мы начали с окружающего мира: это силуэты деревьев, птиц, напоминающие изгиб одежды и самого человека. Это и цвет, который есть в природе.

При моделировании одежды мы использовали разные художественные средства: линия, пятно, силуэт. Узнали о том, что линия выражает широчайшую гамму эмоциональных чувств, пятно - освежает лицо, выделяет руки, дает гармонию, силуэт – общее очертание костюма.

Первым художником, обратившимся при создании костюма к богатому народному (национальному) наследию, была Н.П. Ламанова.

Надежда Петровна Ламанова по сей день является основателем русской школы моделирования и проектирования костюма.

В своих работах, выставляющихся на Всемирной выставке в Париже в 1925 году она использовала мотивы вышивок русских рубах. Аппликации из набивных ситцев, яркую тесьму и декоративные украшения. При выработке новых форм костюма должно быть достигнуто сочетание существующего направления моды с национальными особенностями костюма.

Фольклорный стиль (этнический, кантри) – стиль современной одежды в духе народного, национального костюма. Этот стиль отличается рациональностью, простотой форм, раскованно – свободным силуэтом, образами, близкими к природе.

А сейчас – практическое решение моделирование одежды.

В наличие есть графическая фактура и цветная. Рисунки птиц. 

При составлении эскиза русского народного костюма, а также современного, с элементами фольклорного стиля, используется разно - фактурный материал.

Разработка народного костюма (сарафан) в современный, дает возможность не забывать народные традиции, а также быть в ногу со временем.

Используя кальку, переводим кусочки рисунка на фактуру так, чтобы цветовая гамма гармонировала между собой и несла в себе мысль костюма.

Вырезанные кусочки приклеиваем на рисунок костюма.

Цветовая гамма, которая была подобрана при выполнении эскизов костюма, была выполнена разными способами.

При выработке новых форм костюма должно быть достигнуто сочетание существующего направления моды с национальными особенностями костюма. В чистом виде каждый стиль практически не встречается.

Я сегодня нарядилась
В сарафан с иголочки
Полюбуйтесь-ка, ребята,
Ребята на мои оборочки.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 6

Приложение 7