Решение задач на одновременное встречное движение и одновременное движение в противоположных направлениях

Разделы: Математика, Начальная школа


Девиз:

Всегда в движении,
Всегда в пути,
Ошибки с собой,
Мой друг не бери!

План

  1. Повторение.
  2. Самостоятельная работа № 1.
  3. Проверка.
  4. Индивидуальная работа:
    1. а) Исправление ошибок:
      - работа с коррекционными карточками;
      - самопроверка по образцу;
      - самостоятельная работа № 2 с самопроверкой по образцу;
      б) Дополнительное задание (с самопроверкой по образцу).

  5. Подведение итогов урока.

I. Повторение.

- Над какой темой мы с вами работаем?

(Решение задач на одновременное встречное движение и одновременное движение в противоположных направлениях).

1) Какие алгоритмы необходимо повторить?

2) Приготовьте сигнальные карточки.

Решить Красный Желтый Зеленый
Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу. Скорость 1-го – 12 км в час, скорость 2-го – 15 км в час. Чему равна скорость сближения? 27 км/час

3 км/час

185 км/час
Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из 2-х поселков со скоростями 10км/час и 12 км/час и встретились через 2 часа. Каково расстояние между поселками? 4 км 44 км 24 км
От пристани одновременно в противоположных направлениях отошли две моторные лодки со скоростями 10 км/час и 14 км/час. Чему равна скорость удаления? 140 км/час

4 км/час

24 км/час

Из поселка одновременно в противоположных направлениях вышли два пешехода со скоростями 3 км/час и 4 км/час. Через сколько часов расстояние между ними будет 21 км? 5 часов 3 часа 6 часов

3) Проверка.

1 12 + 15 = 27 (км/час) – скорость сближения
2 1) 10 + 12 = 22 (км/час) - скорость сближения

2) 22 х 2 = 44 (км) – расстояние между поселками.

3 10 + 14 = 24 (км/час) – скорость удаления
4 1) 3 + 4 = 7 (км/час) - скорость удаления

2) 21 / 7 = 3 (час) – через столько часов расстояние между пешеходами будет 21 км.

Подводим итог. Где ошиблись? Какой алгоритм надо повторить?

Физминутка.

Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом наоборот
Будет вправо поворот,
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись еще разок!
Раз – два – три - четыре,
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись.

II.

Самостоятельная работа № 1 (5 минут)

- Для тех, кто выполнит задание раньше, дополнительное задание учебник стр. 106 № 5 (а), (б).

- По звонку колокольчика заканчиваем работать.

Задание самостоятельной работы № 1.

Задача 1.

Из 2-х поселков одновременно навстречу друг другу вышли 2 пешехода и встретились через 2 часа. Скорость 1-го – 5 км/час, скорость 2-го – 4 км/час. Чему равно расстояние между поселками?

Задача 2.

От пристани одновременно в противоположных направлениях отошли 2 парохода. Скорости пароходов 30 км/час и 20 км/час. Через сколько часов расстояние между ними будет 150 км?

- Выполнили самостоятельную работу.

III. Проверка.

- Сначала проверяем ответы, фиксируем в таблице в

  Алгоритмы Коррекция  

Задача № 1

  № 1   № 1 Оранжевый
  № 2   № 2 Желтый

Задача № 2

  № 3   № 3 Салатовый
  № 4   № 4 Розовый

- Ставим “+”, если верно и “?”, если нет.

Ответы к самостоятельной работе № 1:

18 км
3 часа

Сигнальная карточка: зеленая – правильно, красная – ошибка.

- У кого нет ошибок?

- Верный ответ означает, что вы правильно решили? (Нет)

IV. Индивидуальная работа

- Проверим по подробному образцу на экране.

Задача № 1

1) 5 + 4 = 9 (км/час) – скорость сближения пешеходов.

2) 9 х 2 = 18 (км) - расстояние между поселками.

Ответ: 18 км – расстояние между поселками.

Задача № 2

1) 30 + 20 = 50 (км/час) – скорость удаления пароходов.

2) 150 / 50 = 3 (часа) – через столько часов расстояние между пароходами будет 150 км.

Ответ: через 3 часа расстояние между пароходами будет 150 км.

- На какие алгоритмы были задания?

- Так ли рассуждали?

- Где допустили ошибку и на каком этапе?

Магниты оранжевый, желтый, салатовый, розовый дети прикрепляют к тем алгоритмам, где ошиблись.

- Встали, у кого нет ошибок и в подробном разборе.

- Какая цель вашей работы? (Продолжить работать по дополнительному заданию)

- Встали, кто допустил ошибки.

Ошибки, допущенные:

на алгоритме № 1 – оранжевая карточка,

на алгоритме № 2 – желтая карточка,

на алгоритме № 3 – салатовая карточка,

на алгоритме № 4 – розовая карточка.

Возьмите карточки.

Гимнастика для глаз.

Глазки вверх, вниз, вправо, влево.
Мы глазами водим смело.
Вниз, вверх, влево, вправо.
Это вовсе не забава.
Ты глаза зажмурь, открой.
Я задам вопрос простой.
Можно рисовать глазами?
Это мы проверим сами.
Мы квадратик нарисуем.
Змейку, только небольшую.
Треугольник тоже можно,
Только очень осторожно.

Самостоятельная работа № 2

Прочитайте задание на карточках и приступайте к выполнению.

Оранжевая карточка.

Два пешехода вышли одновременно из 2-х поселков навстречу друг другу. Скорость 1-го пешехода - 7 км/час, 2-го – 3 км/час. Чему равна скорость сближения?

Желтая карточка.

Два велосипедиста выехали навстречу друг другу из поселков и встретились через 2 часа. Скорость сближения- 17 км/час. Чему равно расстояние между поселками?

Салатовая карточка.

Из города одновременно в противоположных направлениях вышли 2 пешехода со скоростями 5 км/час и 3 км/час. Чему равна скорость удаления?

Розовая карточка.

Из поселка одновременно в противоположных направлениях вышли 2 лыжника. Скорость удаления равна 18 км/час. Через сколько часов расстояние между ними будет 36 км?

Решили, проверили, исправили свои ошибки, зафиксировали свои результаты в табличке.

Оранжевая карточка 7 + 3 = 10 (км/час)

Ответ: 10 км/час – скорость сближения пешеходов

Желтая карточка. 17 х 2 = 34 (км)

Ответ: 34 км – расстояние между поселками.

Салатовая карточка. 5 + 3 = 8(км/час)

Ответ: 8 км/час – скорость удаления пешеходов

Розовая карточка. 36 / 18 = 2 (часа)

Ответ: через 2 часа расстояние между лыжниками будет 36 км

Кто выполнял дополнительное задание, проверьте решение по карточкам.

Задача стр. 106 № 5 (а).

1) 68 + 16 = 84 (км/час) – скорость 2-го автомобиля.

2) 68 + 84 = 152 (км/час) – скорость сближения автомобилей.

3) 456 / 152 = 3 (часа) – через столько часов автомобили встретятся.

Ответ: через 3 часа автомобили встретятся.

Задача стр. 106 № 5 (б).

1) 12 + 18 = 30 (км/час) – скорость сближения велосипедистов.

2) 30 х 2 =.

Ответ: 60 км – расстояние между поселками

V. Подведение итогов.

Оцените свой результат (сигнальная линейка).

- У кого вообще не было ошибок (зеленый).

- Кто работал с коррекционными карточками? Удалось исправить ошибку? (Зеленый).

- Где нам встретятся задачи, которые решали? (В контрольной работе).

- С каким результатом уйдете домой?

Домашнее задание: стр. 106 № 4.

Приложение 1

Ошибки, допущенные на алгоритме

№ 1 – оранжевая карточка

Задача.

Два пешехода вышли одновременно из 2-х поселков навстречу друг другу. Скорость 1-го пешехода - 7 км/час, 2-го – 3 км/час. Чему равна скорость сближения?

Решение.

7 + 3 = 10 (км/час)

Ответ: 10 км/час – скорость сближения пешеходов

№ 2 – желтая карточка

Задача.

Два велосипедиста выехали навстречу друг другу из поселков и встретились через 2 часа. Скорость сближения - 17 км/час. Чему равно расстояние между поселками?

Решение.

17 х 2 = 34 (км)

Ответ: 34 км – расстояние между поселками.

№ 3 – салатовая карточка

Задача.

Из города одновременно в противоположных направлениях вышли 2 пешехода со скоростями 5 км/час и 3 км/час. Чему равна скорость удаления?

Решение.

5 + 3 = 8 (км/час)

Ответ: 8 км/час – скорость удаления пешеходов

№ 4 – розовая карточка

Задача.

Из поселка одновременно в противоположных направлениях вышли 2 лыжника. Скорость удаления равна 18 км/час. Через сколько часов расстояние между ними будет 36 км?

Решение.

36 / 18 = 2 (часа)

Ответ: через 2 часа расстояние между лыжниками будет 36 км.

Дополнительное задание.

Задача стр. 106 № 5 (а).

1) 68 + 16 = 84 (км/час) – скорость 2-го автомобиля.

2) 68 + 84 = 152 (км/час) – скорость сближения автомобилей.

3) 456 / 152 = 3 (часа) – через столько часов автомобили встретятся.

Ответ: через 3 часа автомобили встретятся.

Задача стр. 106 № 5 (б).

1) 12 + 18 = 30 (км/час) – скорость сближения велосипедистов.

2) 30 х 2 =.

Ответ: 60 км – расстояние между поселками.