Интегрированный урок "Витамины"

Разделы: Химия

Цели урока: сформировать общее представление о витаминах как органических веществах различной химической природы, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметной связи с биологией раскрыть роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примерах важнейших представителей водо– и жирорастворимых витаминов

Задачи:

• обучающие – познакомить с классификацией витаминов;
  • развивающие – развивать умение пользоваться ранее полученными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умения работать с таблицами и справочным материалом; развивать умение анализировать и предсказывать на основе анализа свойства веществ; делать логические выводы из наблюдений;
  • воспитательные – воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: проблемно – исследовательский

Оборудование и реактивы: коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота (порошок), рыбий жир, хлороформ, концентрированная серная кислота, лакмусовая бумажка, шпатели, стаканчики, часовое стекла, пипетки. Презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

Звучит музыка, привлекая внимание к изображению на экране.

На экране изображен голубь с признаками заболевания бери – бери.

Учитель: Обратите внимание на экран. Каким заболеванием поражен голубь? Чем оно вызвано? Отсутствием какого витамина? слайд 1

3. Формирование новых знаний.

3.1. Историческая справка.

Учитель: Витамины относятся к биологически активным соединениям. Кроме витаминов эти соединения включают ферменты, гормоны, лекарства. Цель сегодняшнего урока рассмотреть витамины с химической точки зрения, вспомнить их классификацию, представителей и значение. Запишите в тетради число, тему (слайд 2)

Учитель: В 1912 году польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питающихся только полированным рисом (бери – бери – так называли это заболевание люди стран Юго–Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного К. Функом вещества показал, что в состав входит азот. Открытое им вещество К.Функ назвал витамином. Как вы думаете, чем обусловлен выбор такого названия (“вита” – жизнь, “амин” – содержащий азот) (запись в тетрадь).

Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими, тривиальными названиями: ретинол – А, тиамин – В, аскорбиновая кислота – С, никотинамид – РР (запись в тетрадь) (слайд4)

3.2. Виды витаминной недостаточности.

Учитель: Давайте вспомним, какие виды витаминной недостаточности существуют? (слайд 5)

3.3 Классификация витаминов.

Учитель: На какие группы делятся витамины по растворимости? (слайд 6)

3.3.1. Водорастворимые

Учитель: Каковы основные свойства этих витаминов? (растворяются в воде). Где они содержатся? (во фруктах и овощах). Этот класс витаминов мы рассмотрим на примере витамина С. Я предлагаю проанализировать представленную на доске формулу аскорбиновой кислоты.

Лабораторный опыт: растворить немного порошка витамина С в стакане с 5 мл воды и испытать раствор лакмусовой бумажкой. Что можно сказать о растворимости и кислотных свойствах вещества? (растворимость хорошая, среда раствора – кислая). Проблема: почему вещество называется кислотой, хотя в ее молекуле отсутствует карбоксильная группа?

Актуализация знаний: в молекуле фенола нет карбоксильной группы, но он проявляет кислотные свойства из – за большой подвижности атома водорода в гидроксиле, отсюда другое называние фенола – карболовая кислота. Аналогично в молекуле витамина С значительная подвижность водородных атомов в группах –ОН у С(3) и С(4) придает ей кислотные свойства. Изучение химической структуры витамина С позволило наладить его синтез из глюкозы.

Аскорбиновая кислота является сильным восстановителем и легко превращается в свою дегидроформу.

Витамин способствует увеличению сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, к различным видам стрессов.

Потребность в этом витамине у мужчин составляет в день от 70 до 95 мг, у женщин – 60 – 80 мг, у подростков – 60 – 70 мг. Эта норма возрастает при увеличении физической и нервно – психической нагрузки (слайд 7)

Особенностью витамина С является его быстрая окисляемость: весь витамин в организме может окислиться за 14 – 16 дней, что доказывает жизненную необходимость его потребления.

Длительная термическая обработка овощей и фруктов (варка) или хранение их в воде, варка в открытой посуде или в присутствии следов железа и меди, которые активизируют окисление витамина С, приводит к его разрушению.

Авитаминозом этого витамина является цинга, которая проявляется точечными кровоизлияниями на теле, на внутренних органах, кровоточивостью десен, выпадением зубов, одышкой, болями в области сердца и др.

3.3.2. Жирорастворивые витамины.

Учитель: Назовите отличительные особенности этого класса витаминов (растворяются в жирах и поэтому усваиваются организмом только в присутствии жиров и желчи; способны накапливаться в организме при поступлении в больших количествах, что, в свою очередь, может привести к развитию гипервитаминозов).

Жирорастворимые витамины имеют несколько аналогов с близкой структурой и идентичным биологическим действием. Например, у витамина А и К обнаружено по два аналога, у Е – четыре, а у витамина Д – десять.

Т. К. эти витамины не растворимы в воде и экстрагируются органическими растворителями, их относят к липидам. Жирорастворимые витамины имеют одну общую структурную особенность – их молекулы построены из изопреновых фрагментов.

Этот класс витаминов я предлагаю рассмотреть на примере витамина А. Витамин А – ретинол, по своей химической структуре является непредельным циклическим одноатомным спиртом, который легко окисляется в альдегид (ретиналь) (запись в тетрадь)

Учитель: Недостаток в пище витамина А ведет к нарушению зрения (сумеречное или “куриная слепота”), поражению дыхательных путей (склонность к бронхитам, пневмониям), поражению покровов (сухость кожи, фурункулезы).

Суточная потребность в витамине А составляет 1,5 – 2,0 мг.

Он содержится только в продуктах животного происхождения: печени животных и рыб, сливочном масле, сыре, яичном желтке, рыбьем жире

Растения лишены витамина А, однако они содержат провитамин (предшественник) этого витамина. В – каротины, содержащиеся в моркови, красном перце, зеленых растениях, плодах шиповника, абрикосах, представляют собой удвоенную молекулу витамина А. При ее окислительном распаде в животных тканях образуются две молекулы витамина А.

Гипервитаминоз возникает при избыточном потреблении продуктов, богатых витамином А и накоплении его в печени. У детей гипервитаминоз возникает при передозировке синтетическими препаратами. Признаками его являются похудание, тошнота, рвота, частые переломы костей, кровоизлияния. Поэтому необходим строгий контроль за потреблением витамина А. (слайд 8)

Учитель: Предлагаю проделать лабораторный опыт по обнаружению витамина А микрометодом:

на сухое часовое стекло поместите с помощью пипетки одну каплю рыбьего жира, прилейте 5 капель хлороформа и 1 каплю концентрированной серной кислоты. Смешайте. Появляется фиолетово – красное окрашивание, которое быстро переходит в бурое.

3.5. Сохранность витаминов в плодоовощной продукции

Учитель: Многие из нас имеют приусадебные участки, на которых выращиваются фрукты и овощи, являющиеся источником витаминов в зимней – весенний период. Как долго сохраняются в овощах и фруктах витамины?

Работа с таблицей (приложение 1).

Учитель: Одной из форм сохранения витаминов является производство соков. Предлагается провести лабораторную работу по определению содержания витамина С в различных соках (приложение 2).

4. Закрепление знаний.

Ответить на вопросы теста (слайд 9) или заполнить таблицу (приложение 3)

5. Заключение

“Самое дорогое у человека – это жизнь”– с этими словами Островского согласятся, пожалуй, 99% людей. Действительно, самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного и растения, жизнь на всем протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Жизнь духовная неразрывно связана с жизнью материальной, какая из сторон возьмет вверх, под каким девизом будет жить человек “Мы едим, чтобы жить” или “Мы живем, чтобы есть” – зависит от самого человека. Но в любом случае рядом с понятием “жизнь” всегда находится понятие “здоровье” – физическое и психическое. Не зря в первую очередь люди желают друг другу здоровья. Одним из слагаемых здоровья является правильное, рациональное питание, важным компонентом которого являются витамины, недаром в переводе с латинского vita – жизнь.

Хочется надеяться, что знания, полученные вами на этом уроке, найдут свое применение в вашей дальнейшей жизни.

6. Домашнее задание.

Подготовить сообщения о биологически активных веществах-гормонах и ферментах.

Источники информации

1. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. М.: Дрофа,2007. – 395 с.
  2. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание, 2006 год.
  3. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”.