Проект "Читатель + Творчество.ru"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Визитная карточка библиотеки (см. Приложение)

Задачи работы школьной библиотеки:

  1. Обеспечения возможности наиболее полного и быстрого доступа информационным ресурсам.
  2. Организация обучения пользователей (педагогов, учеников и др.) методике нахождения и получения информации из различных носителей.
  3. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах.
  4. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и технологиями.

Ведущие функции – образовательная, информационная, культурная.

Обслуживание читателей библиотеки осуществляется по трем направлениям:

  1. Индивидуальное
  2. Групповое
  3. Фронтальное

Основные показатели за 2010-2011 учебный год

Читатели 713
1-4 классы 266
5-9 277
10-11 классы 95
итого 642 уч-ся
Сотрудники школы 75
учителя 59
Другие сотрудники 16
Число посещений 5951
посещаемость 8,3
Библиотечный фонд 18953
Художественный фонд 10190
Фонд учебников 8213
Электронные носители 584
Методическая литература 300
Справочно-библ. издания           250

Законы читателей библиотеки:

  1. Делай добро! Люби и прощай людей!
  2. Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
  3. Найди свой цель жизни.
  4. Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись!
  5. Не теряй веры в себя.
  6. Умей дарить радость людям.
  7. Познай себя и мир.
  8. Будь истинным книголюбом – продлевай жизнь книги.
  9. Используй возможности школьной библиотеки на 100 процентов.

Наш девиз в работе: профессионализм плюс творчество рождают мастерство!

Цель проекта: привлечение к чтению мало читающих, нечитающих детей, формирование устойчивого интереса к чтению.

Задачи проекта:

  • Развитие творческих способностей, связанных с читательским восприятием
  • Воспитание потребности в постоянном, вдумчивом чтении
  • Повышение статуса чтения как творческого процесса;
  • Предоставление читателям возможность поделиться впечатлениями от прочитанного.
  • Организация совместной деятельности учащихся и взрослых (библиотекарей, учителей, администрации, родителей) на основе общего интереса к книге.

Краткое изложение проекта

Воспитание творческой личности становится для современного общества насущной потребностью. Осознавая всю важность этой проблемы, мы пытаемся найти пути приобщения ребенка к чтению, учитывая возрастные, индивидуальные особенности. Способность творчески мыслить, решать нестандартные задачи – это признак настоящего профессионала и гражданина. А человек творческий – это обязательно человек читающий. Проект по привлечению к чтению обучающихся «Читатель + Творчество.ru» - это цикл библиотечных мероприятий, направленных на формирование и развитие читательского таланта ребенка как основы его интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития. Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, приносит больше плодов, если оно вызывает интерес.

Разработка проекта вызвана настоятельной необходимостью преодоления кризиса чтения сегодняшних школьников. Этот кризис выражается в резком преобладании так называемого «делового чтения», чтения «облегченной» литературы. Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книги. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Азбуки и хрестоматий, впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. (Мы это выявили при помощи социологического опроса среди школьников).

Главными целями настоящего проекта являются привлечение к чтению мало читающих, нечитающих детей, формирование устойчивого интереса к чтению. В связи с этим необходимо:

-организовать совместную деятельность учащихся и взрослых (библиотекарей, учителей, родителей) на основе общего интереса к книге.

Мы полагаем, поставленные цели достигаются через использование новых, соответствующих времени, форм привлечения к чтению, дающих возможность выйти за рамки традиционных библиотечных мероприятий, и интересных для современных школьников. На помощь приходят информационные технологии, которые идеально подходят для того, чтобы, вписавшись в процессы передачи знаний и информации, повысить эффективность работы библиотеки, в том числе и по привлечению обучающихся к чтению.

Входят в повседневную жизнь наших библиотек сетевые проекты, телекоммуникационные олимпиады; работа в Интернете с поисковыми системами и другими ресурсами; издательская и проектная деятельность. Организация и проведение различных мероприятий с использованием технических средств, таких как: литературные гостиные с презентациями, школьные проекты, способствует формированию образа библиотеки как современного образовательно-культурного и информационного центра школы. Новейшие информационные технологии делают наши библиотеки более привлекательными для так называемого «цифрового поколения» и позволяют выполнять библиотекарям свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте.

В процессе создания презентации дети могу проявить себя и как автор (сценарист), и как художник, и даже как исполнитель.

Готовность к реализации проекта

В нашей школе в последние годы произошла активная компьютеризация школьной библиотеки с выходом в Интернет, которая подняла работу библиотеки на качественно новый уровень, что позволяет нам реализовать данный проект. Сегодня библиотека МОУ СОШ № 5 оснащена плазменным телевизором, экраном с электроприводом, видео/DVD-проигрывателями, лазерными принтерами, сканерами, ксероксами, многофункциональными устройствами с возможностью цветной печати, современными компьютерами с жидкокристаллическими мониторами, брошюратором, ламинатором и качественным программным обеспечением. В библиотеке оборудованы 6 автоматизированных рабочих места. Имеется внутришкольная локальная сеть.

Наряду с прекрасными книжными фондами имеются мультимедийные ресурсы.

На базе данного проекта планируется в следующем учебном выпуск печатной продукции – библиотечной газеты « ЛуЧиК» (Лучший читатель книг). Цель ее создания – привлечение детей к чтению, творческому сотрудничеству. Тем самым, занимаясь самостоятельной творческой работой, дети проявляют интерес к чтению, так они видят реальный продукт своей деятельности.

Задачи:

  • Информирование педагогического коллектива
  • Развитие детского творчества
  • Развитие библиотечного издательского дела.

Какая она наша газета? Ежемесячная библиотечная газета, адресованная педагогическому коллективу школы, обучающимся, родителям.

Учредитель – администрация школы № 5

Тираж первого номера газеты –10 экземпляров.

Основными рубриками газеты будут:

Проба пера (будут представлены творческие работы обучающихся)

Памятные и знаменательные даты

Специальные выпуски будут посвящены летнему чтению. Каждый выпуск газеты «ЛуЧиК будет сопровождаться зачитыванием вслух в классах,

обсуждением статей юных корреспондентов, рассматриванием детских рисунков. Наши ученики с гордостью будут носить домой школьную газету.

Мероприятия по проекту

1 этап: подготовительный. Разработка проекта

  • ознакомление с проведением мероприятия посредством ТV (фойе школы, 1 этаж)
  • ознакомление с планом мероприятий проекта классных руководителей
  • анкетирование школьников 6-8 классы (Приложение 1)
  • разработка тем исследований, проектов для школьников
  • выпуск брошюры «Твои чувства на бумаге или как написать отзыв».
  • разработка положения игры «Кто хочет стать отличником»
  • составление сметы для реализации проекта.

В начале нашего проекта мы провели анкетирование среди 6-8 классов с целью изучения читательских интересов. Участвовали в опросе 50 человек. (Результаты в приложении №2) По результатам анкеты можно сказать, что многие берут книгу, чтобы освоить школьную программу. В рамках данного проекта планируем привлечь детей к художественному чтению через сотрудничество и совместное творчество.

2 этап: реализация проекта

№п\п мероприятия класс Ответственные Сроки реализации
1 «Сказки, способные потрясать»: громкое чтение и обсуждение литературных сказок (варианты: сказки Пушкина А.С., Братьев Гримм, Чуковского К.И. Маршака С.Я и т.д ) 2 классы БиблиотекариКл. руководители сентябрь
2 Исследовательская работа. (Предлагаемые темы исследований: «Роль Бабы Яги в русских народных сказках», Учимся по сказке: «Лиса и заяц или кто живет в лесу»…) 3 классы БиблиотекариКл. руководители сентябрь-октябрь
3 Проекты школьников посвященные книге к чтению 4 классы БиблиотекариКл. руководители Октябрь-ноябрь
4 Интеллектуальная игра «Кто хочет стать отличником» Предлагаю ознакомится с вариантом данной игры. 5 классы БиблиотекариКл. рук.Учителя русского языка и литературы ноябрь
5 «С маминой подсказкой сочиняю сказку»: домашнее совместное сочинительство взрослого и ребенка, составление рукописного сборника (Конечный результат выпуск 50 экз.) 6 классы БиблиотекариКл. руководителиУчителя русского языка и литературы Октябрь-декабрь
6 «Я хочу написать о книге» составление отзыва на прочитанную книгу. 7 классы Кл. рук.Учителя русского языка и литературы ноябрь
7 Издательская деятельность в библиотеке, изготовление печатно-рекламной продукции посвященной библиотеке и книге (примеры: стенгазеты, буклеты, экслибрис) 8 классы БиблиотекариКл. руководители Ноябрь-декабрь

3. этап. Подведение итогов

  1. Составление отчета проекта «Читатель+Творчество.ru»
  2. Круглый стол. Участники: администрация, библиотекари, класснымие руководители, обучающиеся. Обсуждение вопроса:
    Помог ли проект изменить мнение нечитающих школьников о книгах?
    Рекомендации библиотекарям
  3. Награждение победителей по номинациям: (Вручение дипломов и памятных призов.)
  • самый активный класс;
  • самый интересный отзыв;
  • самый активный родитель;
  • самая оригинальная исследовательская работа;
  • самый читающий класс.

Хочется отметить, что все эти виды деятельности:

  • привлекают внимание к книге и чтению;
  • активизируют и поддерживают читательский интерес;
  • дают возможность ученикам быть не только объектами, но и субъектами учебно-воспитательного процесса и гордиться результатами своей работы;

Реализация данного проекта будет способствовать: привлечение детей и их родителей в библиотеку;

Активизации творческого потенциала детей в интересах их личностного развития, увеличению количества детей, целенаправленно занимающихся литературным творчеством, а так же другими видами художественного творчества.

Наша работа над этим проектом не завершается. И мы надеемся на заинтересованность им как детей, так и педагогического коллектива и ждем от проекта положительных результатов.

Приложения 1-2

Презентация