Визитная карточка библиотеки (см. Приложение)
Задачи работы школьной библиотеки:
- Обеспечения возможности наиболее полного и быстрого доступа информационным ресурсам.
- Организация обучения пользователей (педагогов, учеников и др.) методике нахождения и получения информации из различных носителей.
- Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах.
- Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и технологиями.
Ведущие функции – образовательная, информационная, культурная.
Обслуживание читателей библиотеки осуществляется по трем направлениям:
- Индивидуальное
- Групповое
- Фронтальное
Основные показатели за 2010-2011 учебный год
Читатели | 713 |
1-4 классы | 266 |
5-9 | 277 |
10-11 классы | 95 |
итого | 642 уч-ся |
Сотрудники школы | 75 |
учителя | 59 |
Другие сотрудники | 16 |
Число посещений | 5951 |
посещаемость | 8,3 |
Библиотечный фонд | 18953 |
Художественный фонд | 10190 |
Фонд учебников | 8213 |
Электронные носители | 584 |
Методическая литература | 300 |
Справочно-библ. издания | 250 |
Законы читателей библиотеки:
- Делай добро! Люби и прощай людей!
- Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
- Найди свой цель жизни.
- Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись!
- Не теряй веры в себя.
- Умей дарить радость людям.
- Познай себя и мир.
- Будь истинным книголюбом – продлевай жизнь книги.
- Используй возможности школьной библиотеки на 100 процентов.
Наш девиз в работе: профессионализм плюс творчество рождают мастерство!
Цель проекта: привлечение к чтению мало читающих, нечитающих детей, формирование устойчивого интереса к чтению.
Задачи проекта:
- Развитие творческих способностей, связанных с читательским восприятием
- Воспитание потребности в постоянном, вдумчивом чтении
- Повышение статуса чтения как творческого процесса;
- Предоставление читателям возможность поделиться впечатлениями от прочитанного.
- Организация совместной деятельности учащихся и взрослых (библиотекарей, учителей, администрации, родителей) на основе общего интереса к книге.
Краткое изложение проекта
Воспитание творческой личности становится для современного общества насущной потребностью. Осознавая всю важность этой проблемы, мы пытаемся найти пути приобщения ребенка к чтению, учитывая возрастные, индивидуальные особенности. Способность творчески мыслить, решать нестандартные задачи – это признак настоящего профессионала и гражданина. А человек творческий – это обязательно человек читающий. Проект по привлечению к чтению обучающихся «Читатель + Творчество.ru» - это цикл библиотечных мероприятий, направленных на формирование и развитие читательского таланта ребенка как основы его интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития. Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, приносит больше плодов, если оно вызывает интерес.
Разработка проекта вызвана настоятельной необходимостью преодоления кризиса чтения сегодняшних школьников. Этот кризис выражается в резком преобладании так называемого «делового чтения», чтения «облегченной» литературы. Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книги. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Азбуки и хрестоматий, впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. (Мы это выявили при помощи социологического опроса среди школьников).
Главными целями настоящего проекта являются привлечение к чтению мало читающих, нечитающих детей, формирование устойчивого интереса к чтению. В связи с этим необходимо:
-организовать совместную деятельность учащихся и взрослых (библиотекарей, учителей, родителей) на основе общего интереса к книге.
Мы полагаем, поставленные цели достигаются через использование новых, соответствующих времени, форм привлечения к чтению, дающих возможность выйти за рамки традиционных библиотечных мероприятий, и интересных для современных школьников. На помощь приходят информационные технологии, которые идеально подходят для того, чтобы, вписавшись в процессы передачи знаний и информации, повысить эффективность работы библиотеки, в том числе и по привлечению обучающихся к чтению.
Входят в повседневную жизнь наших библиотек сетевые проекты, телекоммуникационные олимпиады; работа в Интернете с поисковыми системами и другими ресурсами; издательская и проектная деятельность. Организация и проведение различных мероприятий с использованием технических средств, таких как: литературные гостиные с презентациями, школьные проекты, способствует формированию образа библиотеки как современного образовательно-культурного и информационного центра школы. Новейшие информационные технологии делают наши библиотеки более привлекательными для так называемого «цифрового поколения» и позволяют выполнять библиотекарям свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте.
В процессе создания презентации дети могу проявить себя и как автор (сценарист), и как художник, и даже как исполнитель.
Готовность к реализации проекта
В нашей школе в последние годы произошла активная компьютеризация школьной библиотеки с выходом в Интернет, которая подняла работу библиотеки на качественно новый уровень, что позволяет нам реализовать данный проект. Сегодня библиотека МОУ СОШ № 5 оснащена плазменным телевизором, экраном с электроприводом, видео/DVD-проигрывателями, лазерными принтерами, сканерами, ксероксами, многофункциональными устройствами с возможностью цветной печати, современными компьютерами с жидкокристаллическими мониторами, брошюратором, ламинатором и качественным программным обеспечением. В библиотеке оборудованы 6 автоматизированных рабочих места. Имеется внутришкольная локальная сеть.
Наряду с прекрасными книжными фондами имеются мультимедийные ресурсы.
На базе данного проекта планируется в следующем учебном выпуск печатной продукции – библиотечной газеты « ЛуЧиК» (Лучший читатель книг). Цель ее создания – привлечение детей к чтению, творческому сотрудничеству. Тем самым, занимаясь самостоятельной творческой работой, дети проявляют интерес к чтению, так они видят реальный продукт своей деятельности.
Задачи:
- Информирование педагогического коллектива
- Развитие детского творчества
- Развитие библиотечного издательского дела.
Какая она наша газета? Ежемесячная библиотечная газета, адресованная педагогическому коллективу школы, обучающимся, родителям.
Учредитель – администрация школы № 5
Тираж первого номера газеты –10 экземпляров.
Основными рубриками газеты будут:
Проба пера (будут представлены творческие работы обучающихся)
Памятные и знаменательные даты
Специальные выпуски будут посвящены летнему чтению. Каждый выпуск газеты «ЛуЧиК будет сопровождаться зачитыванием вслух в классах,
обсуждением статей юных корреспондентов, рассматриванием детских рисунков. Наши ученики с гордостью будут носить домой школьную газету.
Мероприятия по проекту
1 этап: подготовительный. Разработка проекта
- ознакомление с проведением мероприятия посредством ТV (фойе школы, 1 этаж)
- ознакомление с планом мероприятий проекта классных руководителей
- анкетирование школьников 6-8 классы (Приложение 1)
- разработка тем исследований, проектов для школьников
- выпуск брошюры «Твои чувства на бумаге или как написать отзыв».
- разработка положения игры «Кто хочет стать отличником»
- составление сметы для реализации проекта.
В начале нашего проекта мы провели анкетирование среди 6-8 классов с целью изучения читательских интересов. Участвовали в опросе 50 человек. (Результаты в приложении №2) По результатам анкеты можно сказать, что многие берут книгу, чтобы освоить школьную программу. В рамках данного проекта планируем привлечь детей к художественному чтению через сотрудничество и совместное творчество.
2 этап: реализация проекта
№п\п | мероприятия | класс | Ответственные | Сроки реализации |
1 | «Сказки, способные потрясать»: громкое чтение и обсуждение литературных сказок (варианты: сказки Пушкина А.С., Братьев Гримм, Чуковского К.И. Маршака С.Я и т.д ) | 2 классы | БиблиотекариКл. руководители | сентябрь |
2 | Исследовательская работа. (Предлагаемые темы исследований: «Роль Бабы Яги в русских народных сказках», Учимся по сказке: «Лиса и заяц или кто живет в лесу»…) | 3 классы | БиблиотекариКл. руководители | сентябрь-октябрь |
3 | Проекты школьников посвященные книге к чтению | 4 классы | БиблиотекариКл. руководители | Октябрь-ноябрь |
4 | Интеллектуальная игра «Кто хочет стать отличником» Предлагаю ознакомится с вариантом данной игры. | 5 классы | БиблиотекариКл. рук.Учителя русского языка и литературы | ноябрь |
5 | «С маминой подсказкой сочиняю сказку»: домашнее совместное сочинительство взрослого и ребенка, составление рукописного сборника (Конечный результат выпуск 50 экз.) | 6 классы | БиблиотекариКл. руководителиУчителя русского языка и литературы | Октябрь-декабрь |
6 | «Я хочу написать о книге» составление отзыва на прочитанную книгу. | 7 классы | Кл. рук.Учителя русского языка и литературы | ноябрь |
7 | Издательская деятельность в библиотеке, изготовление печатно-рекламной продукции посвященной библиотеке и книге (примеры: стенгазеты, буклеты, экслибрис) | 8 классы | БиблиотекариКл. руководители | Ноябрь-декабрь |
3. этап. Подведение итогов
- Составление отчета проекта «Читатель+Творчество.ru»
- Круглый стол. Участники: администрация, библиотекари, класснымие руководители, обучающиеся. Обсуждение вопроса:
Помог ли проект изменить мнение нечитающих школьников о книгах?
Рекомендации библиотекарям - Награждение победителей по номинациям: (Вручение дипломов и памятных призов.)
- самый активный класс;
- самый интересный отзыв;
- самый активный родитель;
- самая оригинальная исследовательская работа;
- самый читающий класс.
Хочется отметить, что все эти виды деятельности:
- привлекают внимание к книге и чтению;
- активизируют и поддерживают читательский интерес;
- дают возможность ученикам быть не только объектами, но и субъектами учебно-воспитательного процесса и гордиться результатами своей работы;
Реализация данного проекта будет способствовать: привлечение детей и их родителей в библиотеку;
Активизации творческого потенциала детей в интересах их личностного развития, увеличению количества детей, целенаправленно занимающихся литературным творчеством, а так же другими видами художественного творчества.
Наша работа над этим проектом не завершается. И мы надеемся на заинтересованность им как детей, так и педагогического коллектива и ждем от проекта положительных результатов.