Правовая гостиная "Ребенок и закон".

Разделы: Социальная педагогика


I. Пояснительная записка

Любой подросток вряд ли станет слушать нотации родителей или педагогов на тему «что такое хорошо и что такое плохо». А мы, взрослые, надо признать, нередко увлекаемся такими рассуждениями, приводим абстрактные или давно неактуальные примеры, забывая, что у нынешнего поколения свои интересы и свои герои. Мы рассказываем им о том, что такое личность, что есть человеческие принципы, и в пример приводим чуть ли не Павлика Морозова. А подростки хотят быть похожими на Гарри Поттера, Спайдермена, Бэтмена. Им стоит помочь, направить их в нужную сторону, независимо от того, насколько сильно поколение привязано к своим идеалам, стереотипам. Ведь не редко именно отсутствие у несовершеннолетних правовых знаний приводит их на скамью подсудимых.

Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений, как формирование правового самосознания детей и подростков. Уделение особого внимания умению добывать правовую информацию и пользоваться ею, а это значит мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает детей к самостоятельному и автономному существованию в жизни.

Цели, форма, содержание и планируемые результаты современного правового образования определяются широким кругом факторов, к которым относятся: общее изменение целей образования в условиях информационного общества; возрастание гуманитарной составляющей образования; содержание социального и государственного заказа на правовое образование и др. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ребенку не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия.

Правовое воспитание определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества. Под правовым образованием мы понимаем систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у подростков уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающихся на современные правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере. Правовое образование – это условие формирования индивидуальных способностей, получения навыков социального функционирования.

Данная программа способствует формированию у несовершеннолетних понятия «человек – гражданин», интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, что определяет ее социально - педагогическую направленность.

II. Нормативно-правовые основания для разработки программы:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989;
  • Семейный кодекс;
  • ФЗ от 24 июля 1998года № 124 ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • ФЗ от 24 июня 1999года № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • Постановление Госдумы ЯНАО от 05.04.1999г. № 564 « О Конвенции семейной политики в Ямало-Ненецком автономном округе».
  • Закон ЯНАО от 16.03.2010г. О профилактике правонарушений в ЯНАО.

Для реализации данной программы имеется материально-техническая база: правовая база « КонсультантПлюс», « Гарант», сборники законодательств.

III. Цель программы:

  • гражданское и правовое просвещение несовершеннолетних.

IV. Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  1. Формировать правовое сознание и правовую культуру несовершеннолетних.
  2. Предоставить подросткам информацию о правовых знаниях.
  3. Формировать у несовершеннолетних знания, умения и навыки по праву и усвоению навыков практического применения правовых знаний.
  4. Содействовать повышению правовой культуры несовершеннолетних.

V. Целевая группа занятий:

Программа предназначена для детей школьного возраста с 10 – 17 лет и не имеющих отклонений в интеллектуальном развитии, несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, в органах внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, находящиеся в трудной жизненной ситуации

VI. Структура построения программы:

Программа рассчитана на 12 тематических мероприятий. Продолжительность каждого мероприятия – 1 час. Мероприятия проводятся 1 раз в неделю, постоянно в течение года. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы подростков. Количество несовершеннолетних в группе не более - 20 человек.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного и социального процесса учреждения. Главной особенностью программы является практическая направленность и реализация ее через различные формы работы с несовершеннолетними (беседы, консультации, лекции, диспуты, интеллектуально познавательные и деловые игры с использованием видеоматериалов).

Данная программа реализуется как непосредственно в Центре, так и во взаимодействии с общеобразовательными школами на их базе.

Для лучшего усвоения несовершеннолетними материала лекций, бесед, диспутов специалистами отделения разработаны памятки, буклеты, слайды, игровые ситуации и задачи.

VII. Идея программы.

Согласно статьи 12 Федерального закона от 24.06.99г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг» как социальное учреждение в соответствии с должностными обязанностями:

  • Оказывать социально-правовую, социально-педагогическую помощь.
  • Принимать участие в выявлении несовершеннолетних, совершивших правонарушения;

VIII. Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев.

IX. Критериями оценки результативности реализации программы являются:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к активному участию в общественных делах.

X. Формы подведения итогов реализации программы.

При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Календарно-тематический план

Тема мероприятий Цель Форма мероприятий
1 "Ваши права, дети!" способствовать включению несовершеннолетних в процесс освоения и воспитания уважения к правам человека интеллектуально-познавательная игра
2. «Знаете ли вы свои права и обязанности?» сохранить интерес учащихся к ДПЧ через участие в конкурсах, позволяющих повторить статьи декларации прав человека. интеллектуальная игра- викторина по праву.
3. "Семья и законы" познакомить учащихся с содержанием заключения брачного договора; раскрыть содержание имущественных отношений супругов; развивать память, логическое мышление, диалоговую речь; воспитывать уважительное отношение друг к другу; углубить понимание собственных ожиданий от брака. познавательная игра
4. "Наши права и обязанности" обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам. познавательная правовая игра
5. "Путешествие в страну прав" ознакомить подростков с основами российского законодательства, а также проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причину этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях. деловая игра
6. Турнир «Знатоки права» формировать у несовершеннолетних гражданские качества личности, любви и уважения к своему Отечеству, представление несовершеннолетних о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин» интеллектуальная игра по праву.
7. "Преступление и наказание" правовое просвещение; закрепление знаний; профилактика правонарушений. диспут
8. «Азбука права» развивать творческий потенциала учащихся. Использование различных форм проверки знаний учащихся - индивидуальных, групповых, игровых. деловая игра
9. "Знатоки права" познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни. познавательная правовая игра
10. «День Российского Государственного флага» расширить кругозор учащихся о государственной символике России, воспитывать у несовершеннолетних уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны. познавательная правовая игра
11. Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников / курение на территории школы/ профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних, поддержание общественного порядка в г.Надым рейды
12. Методическое пособие в виде буклетов и памяток Информационно-просветительский материал для подростков и родителей метод. работа
13. Юрист, социальный педагог, психолог правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей Консультации, индивидуальные беседы, групповые беседы

Литература

  1. Конвенция о правах ребенка -М. 2009г.
  2. ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  3. Трудовой Кодекс РФ -М. « Кодекс» 2007г.
  4. Гражданский кодекс РФ – М. « Кодекс» 2007г.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации – М. « Норма»,2008г.- 302стр.
  6. Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации - М. « Норма»,,2008г.

Полный текст программы.