Игра "Фразеологическая гимнастика"

Разделы: Русский язык


Цель: обогащение речи учащихся фразеологическими оборотами.

Задачи:

  1. Расширить представление учащихся о многообразии фразеологических оборотов.
  2. Воспитание любви к родному языку.
  3. Способствовать развитию речи обучающихся, развитию памяти, ассоциативного мышления, моторики движения.

 

Эпиграф:

… Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь

Учитель: Мы познакомились с удивительной наукой – фразеологией. Сегодня у вас есть возможность блеснуть знанием фразеологических оборотов, этих настоящих перлов русского языка. “Здоровье в порядке – спасибо зарядке” – так гласит популярный лозунг. Вот и сегодня мы займемся гимнастикой, только необычной, языковой, чтобы поправить наше языковое здоровье. Итак, на зарядку становись! Давайте вначале определимся, какие части нашего тела будут задействованы.

Ребята называют, а учитель фиксирует на доске: голова, ноги, руки, глаза, нос, зубы, язык, уши.

Предлагаю разделиться на две команды. Вы будете по очереди называть фразеологизмы, в состав которых входят названные части тела и органы, и объяснять их лексическое значение. Команда-победитель получает “медаль”. (В качестве медали выступают обычные картонные жетоны, шоколадные медальки или любые другие “знаки отличия”.) А помогать нам будут королева Фразеология и наследный принц Фразеологический Оборот. Поприветствуем их!

Входят Фразеологический Оборот и Фразеология. К исполнению этих ролей рекомендуем привлечь обучающихся старших классов.

Звучат примерно такие обороты:

Нос
задирать нос
вешать нос
клевать носом
остаться с носом
не показывать носа
встретиться нос к носу и др.

Голова
морочить голову
как снег на голову
голова идет кругом
отвечать головой
потерять голову и др.

Ухо
пропустить мимо ушей
прожужжать все уши
развесить уши
держать ухо востро
ушки на макушке
навострить ушки и др.

Глаза
хлопать глазами
с глазу на глаз
хоть глаз выколи
говорить в глаза
мозолить глаза
как бельмо в глазу и др.

Нога
уносить ноги
встать с левой ноги
путаться под ногами
одна нога здесь, другая – там
не чуять ног под собой и др.
 

Рука
отбиться от рук
умывать руки
на скорую руку
все валится из рук
прибирать к рукам и др.

Зубы
ни в зуб ногой
зубы заговаривать
зуб на зуб не попадает
говорить сквозь зубы
положить зубы на полку и др.
 

Язык
прикусить язык
тянуть за язык
найти общий язык
держать язык за зубами
острый на язык
язык до Киева доведет и др.

Ребята не всегда верно толкуют значение фразеологизмов, учитель тактично поправляет, дополняет. По мере работы ребятам вручаются “медали”.

Учитель: Любая гимнастика – это действия. А действия обозначаются глаголами. Давайте вспомним, какие действия мы выполняем во время зарядки.

Звучат глаголы: вставать, идти, брать, держать, давать, выходить. Ребятам предлагается назвать фразеологизмы, в состав которых входят названные глаголы, и объяснить значение оборотов.

Идти

идти своей дорогой
идти в ногу
идти в гору
идти на попятную и др.

Взять

взять себя в руки
взять за горло
взять в оборот и др.
 

Встать

встать с левой ноги
встать поперек дороги
встать поперек горла и др.
 

Держать

держать в ежовых рукавицах
держать камень за пазухой
держать себя в руках
держать ухо востро и др.

Дать

дать голову на отсечение
дать слово
дать задний ход
дать жару и др.

Выйти

выйти сухим из воды
выйти из себя
выйти из терпения
выйти в люди и др.

Победители получают “медали”.

Учитель: Если вы умеете красиво двигаться – это замечательно. Предлагаю вам следующий этап. Вам нужно мимикой и движениями изобразить фразеологизм так, чтобы все присутствующие догадались, о чем идет речь.

Ребята изображают следующие обороты:

взять себя в руки
смотреть сквозь пальцы
набрать в рот воды
зарубить себе на носу
закрывать глаза на..(что-либо)
идти в ногу и др.

Школьники с удовольствием участвуют в инсценировках, с не меньшим удовольствием угадывают изображаемое. Все участники получают призы. Королева и принц называют имена самых активных участников, вручают им дополнительные призы.

Учитель: Наша гимнастика закончилась. Надеюсь, ваше речевое здоровье значительно улучшилось. Желаю вам и дальше совершенствовать свою речь.