Разработка урока на тему "Современная школа". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель урока: сформировать у обучающихся представление о том, что школа готовит человека к жизни в большом мире, открывает перед ним мир знаний и умений, помогает каждому понять и реализовать себя, используя практический материал из опыта работы МОУ гимназии №19.

Задачи урока:

  1. Знакомство с целями гимназического образования на примере Устава МОУ гимназии № 19.
  2. Изучение особенностей учебного плана МОУ гимназии № 19 и соотнесение его содержания с целями гимназического образования.
  3. Изучение воспитательного потенциала МОУ гимназии № 19 на примере плана воспитательной работы учреждения и соотнесение его содержания с целями гимназического образования.
  4. Оценка качества образования в МОУ гимназии № 19.

Основные виды деятельности на уроке:

  1. Индивидуальное представление творческих работ.
  2. Групповая форма работы.
  3. Работа с текстом источника.

Основные понятия: ребенок, обучение, воспитание, качественное образование

Ожидаемые учебные результаты:

Обучающиеся должны:
– уметь писать творческие работы: мини-сочинение;
– уметь высказывать свое мнение;
– уметь работать с текстом;
– уметь отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы;
– уметь соотносить информацию из различных источников.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Карточки: бланк ответа.
  3. Документы (извлечения): устав гимназии, учебный план гимназии, план работы гимназии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

“Мы продолжаем на наших уроках рассматривать ситуации, в центре которых находится ребенок, а именно – “Ребенок в школе”. А кого мы называем ребенком? (Ребенок – это человек от момента рождения до совершеннолетия.)

На прошлом уроке по окончании изучения темы “История школьного образования”, вы получили домашнее задание: написать мини – сочинение на тему “Однажды во сне я оказался в древней школе”. И сейчас у некоторых из вас есть возможность представить нам свою работу, а у всех нас есть возможность еще раз ответить на главный вопрос прошлого урока “Зачем нужна школа?”.

2. Проверка домашнего задания.

Обучающиеся представляют домашнее задание: мини-сочинение по теме “Однажды во сне я оказался в древней школе”.

Желательно прослушать мини-сочинения, которые дают представление о школьном образовании в разных странах, в разных цивилизациях (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и т.д.). Тем самым, исключается повтор информации и расширяется информационный кругозор обучающихся.

Обязательно по окончании представления каждой работы необходимо задать главный вопрос предыдущего урока: “Так зачем же нужна школа?”. Тем самым, мы закрепляем у обучающихся представление об историческом развитии школьного образования, а также этот момент урока является логическим переходом к изучению новой темы.

(Приложение 1: возможные варианты работы)

3. Постановка проблемы.

Учитель:

“Ребята, а какова роль школы в современном обществе? Выскажите ваши предположения”.

Обучающиеся высказывают предположения. Например:
– школа нужна для того, чтобы ребенку дать знания, которые ему помогут поступить в университет;
– школа нужна для того, чтобы помочь ребенку получить престижную работу;
– школа нужна для того, чтобы человек не чувствовал себя одиноким в обществе.

Учитель, в ходе краткого обсуждения каждого предположения, подводит обучающихся к следующему варианту гипотезы: “Школа в современном обществе нужна для того, чтобы дать качественное образование, т.е. помочь человеку стать хорошим специалистом, быть полезным и необходимым своим близким и обществу в целом”.

Учитель подводит обучающихся к постановке проблемы урока: “Ребята вы учитесь в МОУ гимназии № 19. Мы только что попробовали сформулировать предназначение школы в современном обществе. Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня должны ответить?”

Обучающиеся предлагают формулировку главного вопроса урока и с помощью учителя она приобретает следующее содержание:

Дает ли гимназия № 19 качественное образование своим ученикам?

4. Открытие нового знания.

4.1. Работа с извлечениями из Устава МОУ гимназии № 19 (Приложение 2: раздел 2, п.1, п.2 Устава).

Приложение можно получить у автора статьи.

Обучающиеся, анализируя текст Устава, выделяют и формулируют цели гимназического образования:
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
– формирование и развитие духовно-нравственной личности;
– воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека;
– формирование навыков здорового образа жизни.

Учитель:

“Ребята, какие два основных направления в деятельности гимназии мы можем выделить?”

Обучающиеся вместе с учителем приходят к выводу: гимназия занимается обучением и воспитанием детей (обучение – процесс по передаче и усвоению знаний; воспитание – процесс формирования качеств личности).

4.2. Работа в группах.

Учитель:

“А сейчас мы с вами, исследуя очень важные документы, а именно: учебный план, план работы гимназии на 2011–2012 учебный год, должны будем определить, какие средства используются в гимназии для того, чтобы достичь поставленных целей.

Работать будем по группам.

1-я группа: обучение – работа с учебным планом 5–7 классов (Приложение 3).

2-я группа: обучение – работа с учебным планом 8–11 классов (Приложение 3).

3-я группа: воспитание – работа с планом воспитательной работы гимназии: реализация воспитательной системы (Приложение 3).

4-я группа: воспитание – работа с планом воспитательной работы гимназии: реализация программы “Внедрение модели ОАШ” (приложение №3)

Формируются группы. Дальнейшая деятельность осуществляется в соответствии с технологией работы в группах.

Учитель:

“В течение некоторого времени (учитель озвучивает время в зависимости от темпа работы обучающихся, но не более 7 минут) вы определяете средства и соотносите их с целями, заполняя бланк ответа. По окончании работы вам необходимо представить результаты своей деятельности. Ваш ответ должен начинаться таким образом: мы считаем, что учебный план (план воспитательной работы) направлен, прежде всего, на достижение следующей цели гимназического образования …”.

4.3. Представление работы в группах.

На данном этапе необходимо соотнести результаты работы группы с полным исследованием вопроса, подготовленного учителем, и представить их всему классу (Приложение 4).

4.4. Вывод.

Учитель просит обучающихся ответить на вопрос: “Соответствует ли содержание образования в гимназии заявленным целям?”

5. Итог урока.

Учитель просит обучающихся дать оценку образованию в МОУ гимназии № 19, используя информацию полученную на уроке, и собственный опыт обучения в гимназии.

Предполагается, что обучающиеся дадут положительную оценку деятельности гимназии (в гимназии можно получить качественное образование). Учитель подводит обучающихся к выводу: гимназистам необходимо хорошо учиться.

6. Домашнее задание:

п.19. вопрос № 4: написать мини-сочинение на тему “Хорошо учиться – это значит …”.