Цели и задачи урока:
- показать ценность эпистолярного жанра, его особенности, составить анкету жанра;
- обогащение словарного запаса, формирование культуры речи учащихся;
- воспитание внимательного, бережного отношения к слову; ознакомление с нравственно-этическими нормами общения человека с помощью письма;
- популяризация жанра письма.
Оборудование:
- книги в эпистолярном жанре (Ф.М. Достоевский «Бедные люди»; А.П.Чехов «Ванька»; К.Симонов «Пять страниц»; С.Есенин «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду»; А.С. Пушкин «Роман в письмах») и др.;
- сочинения учащихся в эпистолярном жанре;
- высказывания о письме.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
Сочинение, я думаю, - самая творческая форма работы ученика, к тому же самая универсальная. Создавая текст сочинения, ученик должен продемонстрировать свою читательскую квалификацию, речевую компетентность, аналитические способности и эрудицию.
Не секрет, что многие учащиеся с подобной работой справляются не вполне удовлетворительно, потому что не чувствуют готовности достойно выразить себя в слове.
Однако научиться хорошо говорить и писать способен каждый человек. Римский политический деятель, оратор и писатель Марк Тулий Цицерон говорил: «Ораторами становятся». А русский писатель А.П. Сумароков считал, что «прекрасный наш язык способен ко всему».
Сегодня мы будем вести речь об одном из оригинальных жанров школьных сочинений – письме, познакомимся с анкетой жанра, послушаем образцы сочинений в форме письма.
II. Письмо – особая форма общения, служащая для передачи информации на расстояние.
1. Что такое письмо? Обратимся к словарю С.И. Ожегова. Читаем:
письмо – а, мн.ч.; письма – сем.
- Написанный текст.
- Умение писать.
- Та или иная система знаков для передачи речи.
- Манера художественного изображения.
(Примеры записать в тетрадях).
2. Виды писем.
А теперь давайте разберемся, все ли письма одинаковы? Кто и кому пишет? (другу, родным, близким, знакомым, письмо – записка, президенту, учителю и т.п.)
Письма:
- личное,
- деловое,
- дружеское,
- официальное,
- поздравительное,
- письмо в газету.
(Запись в тетрадях.)
3. Эпистолярный жанр в литературе.
греч. еpistola – послание, письмо.
Эпистолярный жанр – одно из направлений художественной литературы. В русской литературе известны произведения в эпистолярном жанре: «Бедные люди» Ф.М.Достоевского, «Ванька» А.Чехова, поэма «Пять страниц» К. Симонова, лирические стихи «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к деду» С.Есенина, «Роман в письмах» А.С. Пушкина.
Эти произведения являются художественной ценностью, потому что отражают время, его проблемы, отношения людей.
С письмами вы столкнулись при изучении романа «Евгений Онегин». (письмо Татьяны, Онегина)
Учащиеся могут прочесть эти письма.
4. Анкета жанра.
В жанре письма моно написать и школьное сочинение. Чаще всего сочинения данного вида отражают впечатления учащихся от литературных произведений и представляют собой рассуждения по их поводу.
Для того чтобы уметь писать сочинения в жанре письма, надо определить анкету жанра. В нее войдут основные признаки письма. (см. с.50 в кн. Дорожкиной Т.Н. и др. «Прекрасный наш язык способен ко всему…»; с.21 в кн. «Лучший урок письма»)
5. Речевые формулы письма.
Основные части письма |
Содержание |
Речевые формулы |
Зачин |
1. Место и дата написания. 2. Приветствие. 3. Обращение |
Здравствуйте! Добрый день! Шлю тебе привет! Приветствую тебя! Дорогой (милый, любимый, родной мой)! Имя и все его формы. Друг, мамочка и т.д. |
Информационная часть |
Основная информация, которую нужно изложить |
Хочется сообщить… Я хотел бы рассказать… Вот некоторые новости… Нет ничего нового… Ты спрашиваешь, что у нас нового… |
Концовка |
1. Итоговые фразы: просьба писать; благодарность; приветы и прощание; уверение в уважении, дружбе и любви. 2. Попись. 3. P.S. |
С (глубоким, искренним) уважением… Уважающий Вас… Ваш (-а;- и)… Всегда Ваш (-а;- и)… Любящий тебя… До свидания! До скорого свидания! Всего хорошего! |
III. Образцы сочинений учащихся в жанре письма.
(см. сочинения учащихся)
IV. О Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма».
(см. материалы книг и газет )
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание: написать сочинение в жанре письма на одну из предложенных тем ( ветерану, другу, о родном крае и т.п.).