Урок обобщения и закрепления изученного по теме "Местоимение"

Разделы: Русский язык


Ход урока

Слово учителя. Какова же цель нашего урока? Учащиеся самостоятельно определяют цели урока на основе анализа темы, написанной на доске.

  • обобщить и систематизировать знания о местоимении как о части речи;
  • закрепить знания по правописанию.

Предлагаются различные варианты проверки работ, учитель по своему усмотрению может выбрать тот или иной вариант для каждого конкретного задания:

  • пишется на доске или отображается правильный вариант работы/ответ, учащиеся самостоятельно проверяют и оценивают свою работу, делают работу над ошибками;
  • взаимопроверка;
  • один учащийся выполняет у доски, все остальные в тетрадях, после фронтально проверяется правильность ответов, осуществляется работа над ошибками;
  • работа в группах.

Работа с научным текстом

Слово учителя. А что означает слово “местоимение”? Чтобы ответить на данный вопрос, внимательно прослушайте этимологическую справку и расскажите, как было образовано слово “местоимение”. Разберите по составу (один учащийся выполняет задание у доски).

Слово местоимение заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова антонимия (местоимение), которое сложено из анти (“вместо”) и онима (“имя”). В старославянском языке слово местоимение образовано из слияния сочетания слов вместо имени с прибавлением суффикса – й (-е). В результате фонетических изменений начальное в отпало. Сейчас в слово местоимение выделяется основа и окончание.

Бинарный тест

Учитель зачитывает утверждения, а учащиеся ставят цифру 1, если данное утверждение является правильным, или 0, если высказанное утверждение является ложным.

    1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их.
    2. Местоимение – это служебная часть речи.
    3. В предложении местоимение может быть подлежащим, дополнением.
    4. По грамматическим признакам местоимение похоже только на имя существительное.
    5. Глагол нельзя заменить местоимением. (10001)

Слово учителя. Сформулируйте вывод о местоимении как о части речи.

*Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. В предложении может быть подлежащим, определение и дополнением.

Слово учителя. Послушайте стихотворение из книги Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес”

Я знаю, с ней ты говорил
И с ним, конечно, тоже.
Она сказала: “Очень мил,
Но плавать он не может”.

Там побывали та и тот
(Что знают все на свете).
Но, если б делу дали ход,
Вы были бы в ответе.

Я дал им три, они нам – пять,
Вы шесть им посулили.
Но все вернулись к вам опять,
Хотя моими были.

Ты с нею не был вовлечен
В такое злое дело,
Хотя сказал однажды он,
Что все им надоело.

Она, конечно, сгоряча:
“Не спорь со мной напрасно”.
Да, видишь ли, рубить с плеча
Не так уж безопасно.

Но он не должен знать о том,
(Не выболтай случайно).
Все остальные не при чем,
И это наша тайна.

Слово учителя. Все ли понятно? Возможно ли полностью заменить имена существительные, прилагательные, числительные местоимением?

*Местоимения не могут полностью заменить именные части речи, так как только указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их.

Слово учителя. А нужны ли нам местоимения?
*Нужны. Местоимения позволяют избежать повторов, делая нашу речь разнообразной.

Слово учителя. Используя данную особенность местоимения указывать, но не называть предмет, писатели и поэты создают своеобразные стилистические приемы. Например, прием “ обманутого ожидания”: только в конце произведения становится понятно, о чем идет речь.

Прочитайте текст. Какой смысл вы вкладываете в местоимение “она”? Совпало ли ваше предположение с выводом автора? Покажите, что прочитанный вами текст построен на приеме “обманутого ожидания”.

(Приложение 1)

Моя “она”

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, – связь, стало быть, крепкая, прочная... За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать ее имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...

Ее зовут – Лень. (А.П. Чехов)

Работа с таблицей

Слово учителя. Мы с вами на предыдущих уроках познакомились с разрядами местоимений. Нам нужно вспомнить и обобщить все изученное на уроках. По мере повторения пройденного мы заполняем таблицу. (Приложение 1)

Задание №1. Прочитайте стихотворение, запишите в таблицу местоимения, определите, к какому разряду они относятся.

О бережном отношении к природе

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Слово учителя. Все ли личные местоимения есть в этом стихотворении? Допишите в таблицу те личные местоимения, которые не представлены в стихотворении Т. Собакина.

Как вы думаете, почему автор использует именно личные местоимения?

* Обращение к личным местоимениям позволяет показать единство автора и читателей, общность людей как единомышленников, усиливает экспрессивную окраску речи.

Задание №2. Выпишите выделенные местоимения из стихотворения Б. Заходера “Джонни”, вставляя пропущенные буквы, укажите разряд. В чем особенность написания этих местоимений? С какой целью автор несколько раз использует одно и то же местоимение?

*Для усиления отрицания.

Жил на свете Джонни,
Знаете его?
Не было у Джонни
Ровно н...чего!
Н....чего покушать,
Н...чего надеть,
Н... (к) чему стремиться,
Н...(о) чем жалеть.
Н...чего бояться,
Н...чего терять…
Весело живётся,
Н....чего сказать!

Задание №3. Прочитайте стихотворение А.Фета, найдите местоимения в первой строфе, определите разряд. Двум учащимся даются индивидуальные задания: у доски сделать морфологический разбор подчеркнутых местоимений.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,
Это все — весна.

Слово учителя. С помощью каких частей речи рисуется картина? Из скольких предложений состоит это стихотворение?

Приём "одного предложения" дает возможность передать движение жизни, ритм. Обратите внимание: многие строчки начинаются с одного и того же слова (указательного местоимения). Такой языковой прием называется анафорой. Анафора – единоначалие. Как вы думаете, зачем автор использует в стихотворении в качестве анафоры указательное местоимение?
* Благодаря использованию в стихотворении различных форм указательного местоимения все образы конкретизированы и соединены в единое целое.

Задание №4. Из стихотворения Б. Заходера выпишите местоимения, определите, к какому разряду они относятся. Индивидуальное задание: один учащийся должен устно просклонять местоимение сам.

Всё приходится сому
С детства
Делать самому.
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам


Еду себе найди.
Сам
В беду не попади.
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся –
Сам
С усами!

Задание №5. Прочитайте стихотворение В. Брюсова, запишите в таблицу местоимения, определите, к какому разряду они относятся.

Мой милый маг, моя Мария, –
Мечтам мерцающий маяк.
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария,


Молчаньем манит мутный мрак…
Мне метит мели мировые
Мой милый маг, моя Мария.

Слово учителя. Вы обратили внимание на то, что все слова в стихотворении В. Брюсова начинаются с одной и той же буквы? Такое стихотворение называется “тавтограмма” (от греч. tauto – то же самое).

! Обратить внимание учащихся на то, что употребление притяжательных местоимений, как и личных, придает тексту оттенок искренности, взволнованности, задушевности, углубленности в мир переживаний лирического героя.

Задание №6. Из стихотворения В. Лунина выпишите местоимения, обозначьте изученную орфограмму, укажите разряд.

Кто (то) и Что (то)

Когда (то) и Где (то)
Какой (то) там Кто (то)
На Что (то)
Задумал залезть

Но есть у Чего (то)
Не то, чтобы Что (то),
Но Что (то) такое,
Но есть

Поэтому Кто (то)
Свалился с Чего (то),
Как только
Залез на него…….

Слово учителя. Как вы думаете, зачем автор использует в стихотворении неопределенные местоимения?

*Это дает эффект неточности, неопределенности, недосказанности.

! Предложить учащимся самостоятельно сформулировать правило правописания неопределенных наречий.

Прочитайте диалог Мальвины и Буратино

“ Я говорю,– терпеливо повторила девочка,– предположим, что у вас в кармане два яблока. Н…КТО взял у Вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

– Два……………………………..

– Почему?

– Я же не отдам Н…КТУ яблоко, хоть он дерись”.

Слово учителя. Какую ошибку допустил Буратино? С какой целью А. Толстой использует подобную языковую игру в этом эпизоде? Как пишется неопределённое местоимение НЕКТО? Может ли оно склоняться?

Задание №7. Перед вами диалог из французской песенки в переводе Н. Гернет и С.Гиппиус. К какому разряду относятся выделенные местоимения, встречающиеся в данном диалоге?

Который час?

– Двенадцать бьет.

– Кто вам сказал?

– Знакомый кот.

Задание №8. Какой разряд состоит только из одного местоимения? Из стихотворения С.Щипачева выпиши данное местоимение, укажите, каким членом предложения оно является. Индивидуальные задания: устно просклонять, письменно сделать фонетический разбор данного местоимения.

Как ты понимаешь последние две строчки?

Себя не видят синие просторы,
И, в вечном холоде светлы, чисты,
Себя не видят снеговые горы,
Цветок своей не видит красоты.

И сладко знать, идешь ли ты лесами,
Спускаешься ли горною тропой:
Твоими ненасытными глазами
Природа восхищается собой.

Задание №9. Какой разряд местоимений мы еще не указали в таблице? Как образуются, где и для чего используются?

Используя диалог (задание№7), составьте предложения с относительными местоимениями, сделать синтаксический разбор одного из предложений.

Слово учителя. Использование в речи местоимений требует особого внимания, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной речевых ошибок.

Работа по развитию речи

Даны предложения. Запишите их, исправив ошибки.

1.В выходной день я провел время без никакой пользы.2.После учебы я вернулся в родную для меня деревню.3.Брат попросил сестру взять свой альбом.4.Учитель обратил внимание школьников на то, какой у песца пушистый хвост. Он мышкует (ловит мышей).5.Положи ихний портфель на стол.

Подведем итоги

Слово учителя. Прочитайте, пожалуйста, какие цели мы ставили в самом начале урока, смогли выполнить намеченное?

*На сегодняшнем уроке мы повторили теоретический материал, который изучали по теме “Местоимение”, закрепили знания по правописанию.

На каждом уроке, кроме повторения и закрепления пройденного, необходимо получать и новые знания. Что нового мы узнали?

* Узнали о роли местоимений в художественной речи (усиливают экспрессивную окраску, придают художественной речи искренность, задушевность, взволнованность и т.д.);

* Познакомились с новыми языковыми приемами (тавтограммой, анафорой), правописанием неопределенных наречий.

Список литературы

  1. С. И. Львова “Уроки словесности”, М., “Дрофа”,2000г.
  2. Учебник русского языка для 5 класса под редакцией М. Т. Баранова,М., “Просвещение”, 1971г.
  3. “Страна фантазий и проказ”, М., ОАО “Московский учебник”, 2006г.
  4. И.Б. Голуб “Стилистика русого языка”, М., “Рольф”, 1997г.