Классный час "Не причиняй природе боль"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Ознакомить детей с последствиями влияния человека на природу и экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
  • Познакомить с Международной Красной книгой и другими Международными организациями по защите и охране окружающей среды.

Задачи:

  • Показать значение природы для человека и особенности взаимосвязи живой и неживой природы с живыми существами.
  • Способствовать формированию познавательной активности детей, умению работать с литературой, обобщать, делать выводы.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе и личную ответственность за состояние природной среды.

Ход мероприятия

Ученик:

Дана нам возможность экологами стать,
Проблемы экологические решать.
Природа дарит нам чудеса,
Мы навечно стали должниками.
Долг природе мы обязаны отдать,
Ведь иначе мы не сможем выжить сами.

Ведущий: в настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем они занимались. Люди жили в пещерах, а чтобы жить, им нужна пища. Если случалась засуха, лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши предки преклонялись перед природой и брали у природы, только самое необходимое для жизни. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперед.

Вопрос: и что же решил человек?  (Человек решил, что он не зависит от природы, он сильнее её, и даже решил покорить природу с помощью техники).

Вопрос: к чему привело такое покорение?   (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, гибели лесов и исчезновению многих видов животных и растений).

Вопрос: какую роль, должен человек выполнять в природе? (Человек должен быть другом и сыном природы, потому что он сам частичка её).

Ведущий: нельзя нам быть только покорителями, если мы сами - часть огромного и прекрасного мира - Природы. А значит, наше экологическое путешествие состоится сейчас. В ходе нашего путешествия мы должны решить ряд экологических проблем, которые стоят и перед нами.

Этими проблемами занимается такая наука, как экология.

Вопрос: так что же это такое экология?

Ведущий: читаем в Большом Энциклопедическом словаре. Экология - от греческого "экос" - дом, жилище и "логос" - учение. Это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой их обитания. Термин "экология" впервые ввел немецкий биолог Э. Геккель (1866г.).

Вопрос: ребята, а может быть, мы все зря волнуемся, и у Природы нет проблем?

(Проблемы, конечно, есть и очень большие).

Вопрос: если бы цветы, деревья, воздух, птицы, рыбы, вода, да и сама земля могли говорить человеческим языком. Чтобы тогда они сказали нам - людям?

Ведущий: чтобы ответить на эти вопросы и узнать, что нам может сказать сама природа, мы должны преодолеть экологические препятствия, которые будут встречаться на нашем пути.

Первое экологическое препятствие.

1. Про их интеллектуальные способности много писали. Многие ученые считают, что этих существ можно обучать человеческому языку. (Дельфины)

2. Какое животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и хрюкает как свинья? (Як).

3. Как спят африканские слоны? (Стоя.)

4. Что значит - волка ноги кормят? (Волк не стережет добычу, а догоняет.)

5. Кто без крыльев летает?

- Белка - летяга. У нее между лапками "парус" натянута - складка кожи.

- Летучие рыбы. Разгоняясь в море, они выпрыгивают из воды и парят в воздухе на широких грудных плавниках.

- Змея -"пилот". Она сильно растопыривает ребра, кожа натягивается и получается небольшой "парашют", на котором змея планирует сверху вниз.

6. Какие насекомые одомашнены человеком? (Пчела, тутовый шелкопряд).

7. Можно ли поймать ящерицу за хвост? (Нет, потому что ящерица отбрасывает свой хвост, а затем хвост вырастает снова).

Ведущий: мы преодолели первое экологическое препятствие и можем узнать, чтобы нам сказал сейчас Воздух?

Воздух - наверное, сказал бы так: "Остановитесь люди! Посмотрите чем вы дышите? Ваши автомобили, заводы, доменные печи меня отравили соединениями мышьяка, свинца, парами ртути:

Над городами и сёлами стоит настоящий смок. Идет сильное отравление атмосферы углекислым газом, создается парниковый эффект.

Но ведь леса - это "легкие" нашей планеты!

И вы можете возразить: леса обогатят воздух кислородом и очистят его.

Вопрос: какой вред может нанести человек лесу и к чему это приведет?

Ведущий: вырубка леса приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, снижению плодородия почвы, вымиранию растительного и животного мира.

Особенно опасна вырубка тропических лесов - это "легкие" всей нашей огромной планеты. На нашей планете уже уничтожено больше 50% тропических лесов. Чтобы узнать, что нам скажет Земля и Вода, мы должны преодолеть следующее экологическое препятствие.

Второе экологическое препятствие.

Комнатное лекарственное растение, живущее, по поверьям сто лет? (Алоэ).

По каким цветам можно определить погоду? (Если одуванчики закрыли цветы и склонили листочки, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).

3. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, василек, иван-да-марья, лилия, иван-чай).

4. Назовите цветок ставший символом 8 Марта? (Мимоза).

5. Вы пришли с друзьями в лес. Вам нужно заварить чай, а заварку вы забыли.

Что можно использовать в лесу вместо чайного листа? (Листья малины, земляники, черники, клюквы, кипрея, брусники, вереска).

6. Этот цветок появляется в середине апреля. Он похож на одуванчик, и

все -таки его ни с чем не спутаешь. Верхняя сторона его листа - холодная, а нижняя теплая. Есть и другие различия. К сожалению, этих растений становится все меньше и меньше. Это лекарственное растение. Что это за цветок? (Мать-и-мачеха).

Ведущий:

1. К каким последствиям может привести неограниченная вырубка лесов человеком?

2. При таком огромном выбросе в атмосферу вредных веществ, может ли быть самоочищение воздуха естественным образом?

Ответы:

- В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственной плантации, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах животных и растений.

- Нет, сам воздух не сможет справиться с такой глобальной проблемой. Природой предусмотрено очищение определенного количества воздуха, не рассчитанного на производственные потребности и быстро растущие предприятия.

Ведущий: все живые существа живут на Земле и не могут обходиться более пяти дней без воды. Чтобы нам сказала сейчас Земля и Вода?

Земля

Кислотные дожди обрушиваются на леса, водоемы и почву. Страдают живые организмы, гибнет рыба, непригодной для употребления становится вода. Но кроме кислотных дождей меня давят кучи бытовых отходов. Ученые подсчитали, что обычная консервная банка, брошенная, туристами разрушается лишь через сто лет. Пластмассовая посуда, пакеты практически "бессмертны", кроме того, они очень токсичны. Даже если сжечь, то остатки, попавшие в почву, очень сильно её отравляют. Если вблизи места захоронения сожжённой пластмассы вырастет гриб, этот гриб уже ядовит!

Вода

В меня сбрасывают свои сточные, отработанные продукты заводы чёрной и цветной металлургии, химическая промышленность. Мировой океан загрязняется всё больше и больше. Страдают живые организмы, гибнет рыба, непригодной для употребления становится вода. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, погибают мальки. В 1930 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти стала полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны и бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. Всего не перечислишь, что может ещё произойти.

Вопрос: чтобы все это богатство сохранить на нашей Планете, как люди должны относиться к природе?

(Люди должны по - сыновьи обращаться с Природой, уважать её, быть ей благодарными. А главное, не причинять Природе боль!)

Ученик:

Я прошу вас, люди, берегите,
Не захламляйте край свой золотой,
А красотою этой дорожите -
Подарком, что отпущен нам судьбой!

Ведущий: ответив на вопросы третьего экологического препятствия, вы узнаете, что люди сейчас пытаются сделать, чтобы помочь всему живому на нашей планете?

1. Когда вышел первый том Красной книги Земли? (В 1963-1966г.).

2. Из скольких томов состоит Красная книга? (Состоит из пяти томов: 1. Млекопитающие, 2. Птицы, 3. Земноводные и пресмыкающиеся, 4. Рыбы, 5. Высшие растения).

3. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных?

(Организуют заповедники и заказники. Животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней. При очень низкой численности, животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия).

4. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?

(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли).

5. Когда на Руси был создан первый зоопарк, как он назывался, и какие звери в нем содержались?

(При царе Иване Грозном был создан первый зоопарк. Он назывался - зверинец. Содержались в нём бурые медведи, а затем слоны и львы).

6. Что такое ГРИНПИС?

(Независимая международная организация по защите окружающей среды).

Ведущий: мы ещё можем сохранить нашу природу и редкие виды растений и животных, если каждый из нас поймёт?

"Что небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля!"

Список литературы.

  1. Акимушкин И. Кто без крыльев летает? - М.: Малыш, 1972.
  2. Дмитриев Ю. Человек и животные. - М.: Дет. лит., 1975.
  3. Дмитриев Ю. Пожарицкая Н. Твоя Красная книга. - М.: Мол, гвардия, 1986.
  4. Сосновский И.П. О редких животных мира. - М. Просвещение, 1987.
  5. Дмитриева О.И. Окружающий мир. /Поурочные разработки// М.:Вако, 2006. - 398 с.