Девиантное поведение

Разделы: Социальная педагогика


Социальная нестабильность современного общества, разрушение традиционных институтов социализации, деформация привычных способов самореализации детей, подростков и молодежи, рост социально обусловленных и социально значимых болезней, коммерциализация сфер досуга настоятельно требуют обновления сложившихся форм воспитания и развития подрастающего поколения. Сегодня, как никогда прежде, перед человечеством встала глобальная проблема, – безудержный рост наркозависимости, особенно среди подростков и молодежи. Статистика неумолимо свидетельствует о том, что людей употребляющих наркотики становится все больше и больше. Только за последние 30 лет их количество увеличилось в 100 раз, и в 200 раз среди подростков. Если сейчас не обратить внимание на пьянство, бродяжничество, правонарушения, наркоманию, различные формьъ проституции, то с полным основанием можно утверждать, что молодое поколение XXI века будет потеряно для общества. В связи с этим встает вопрос о необходимости проведения активной целенаправленной профилактической работы с подростками и молодежью, как в общеобразовательных, так и социально-культурных учреждениях, уделяя особое внимание подросткам с девиантным поведением. В происхождении девиантного поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения и их ценностных ориентаций. Девиантное поведение может служить целям самовыражения, протеста или иным.

К проблеме девиантного поведения неоднократно обращались ученые как прошлого, так и настоящего, но до сих пор нет точного определения данного понятия. v* Чаще всего девиантное поведение трактуют как антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные, культурные, этические или правовые нормы. Иногда под девиантным понимают поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабилитации, реализации творческих возможностей, подготовка к полноценной жизни в обществе, интеграции личности в социокультурное пространство.Значительная роль в решении этих задач принадлежит учреждениям дополнительного образования, где сложились наиболее оптимальные педагогические технологии, способствующие развитию потенциальных творческих способностей каждого ребенка, с учетом его интересов, желаний и возможностей. Констатируя множественность институтов социально-культурного влияния на личность подростка в свободное время, необходимо особо отметить значение учреждений дополнительного образования в организации профилактической работы с подростками по месту жительства, т.к. именно на их базе, возможно, удовлетворить духовные потребности личности в межличностном общении, стремлении к самоутверждению, становлению индивидуальности, в физическом самосовершенствовании, творческом развитии, культурном отдыхе и развлечениях. В настоящее время существуют определенные противоречия между усилением негативных тенденций в подростковой среде с одной стороны, и наличием процессов стагнации в деятельности учреждений социально-культурной сферы с другой стороны, что обусловлено тенденциями, происходящими в нашем обществе. Указанное противоречие обусловило выбор темы данного исследования. Степень научной разработанности проблемы представлена трудами отечественных педагогов, социологов, психологов С.А.Беличева, Б.С.Братусь, Я.И.Гилинского, С.И.Голода, Ю.А. Клейберга, В.М.Когана, В.В.Ковалева, И.С.Кона, В.Н.Кудрявцева, П.Ф.Лесгафта, A.C. Макаренко, А.Н.Пыхарева, Н.Н.Толстых, Д.И.Фельдштейна, С.Т.Шацкого, А.М.Яковлева и других.

В западных педагогических исследованиях профилактики девиантного поведения особое значение имеет теория демократизации образования и воспитания, нашедшая отражение в педагогических воззрениях А.Дистервега, П.Натропа, Г.Кершенштейнера, В.Лайема, Дж.Дьюи. Среди альтернативных теорий, сложившихся в западной педагогике, следует отметить концепцию Р.Штайнера, опирающуюся на необходимость развития морали и мышления в процессе созревания ребенка. Большой вклад в изучение проблемы профилактики девиации и усиления воспитательного воздействия на подростков внесли теоретики педагогической антропологии Х.Плеснер, О.Ф.Больнов, МЛЛелер и др. Интересен подход таких ученых как Г.Рот, И.Дерболов, Е.Финк, которые поставили вопрос о необходимости построения процесса воспитания с позиции сознательного усвоения ребенком таких феноменов человеческого существования, как зрелость, любовь, жизнь, смерть, работа, игра и т.п. Особую роль в исследовании негативных явлений внесли социологи Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле, А. Коэн, Г. Зиммель, П. Сорокин. Их концепции легли в основу специальной социологической теории — социологии девиантного поведения и социального контроля. Активное внимание к вопросам профилактики девиантного поведения было направлено в XIX столетии в педагогических теориях В.Г.Белинского, А.И.Герцена, В.Н.Шелгунова, П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева Н.И.Пирогова и др.

О теоретических концепциях и возможностях развития интересов и потребностей личности в социально-культурной сфере писали М.А.Ариарский, С.Н.Иконникова, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, В.Д.Луганский, А.П.Марков, Б.Д.Жарков, Г.А.Евтеева, Т.И. Бакланова, Е.И.Смирнова, В.Е.Триодин, Б.А.Титов, Б.Д.Парыгин, и др. ученые. Проблемой девиантного поведения подростков и молодежи, а также поиском путей его профилактики занимались такие исследователи как: В.Н. Кудрявцев, Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, A.A. Сукало, И.В. Шубина и др. Определенный интерес имеют работы ученых, изучающих проблемы организации досуга и социально-культурной деятельности. Среди них: Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, B.C. Садовская, В.В. Туев, H.H. Ярошенко (основы социально-культурной деятельности), С.А. Шмаков (детский досуг, досуг школьника), Э.В. Соколов (свободное время и характеристика досуга), В. Байкова, Б.А. Титов, Г.И. Фролова (социализация детей в сфере досуга), Д.В.4 Кирш, В.Я. Суртаев (социально-педагогические особенности молодежного досуга), Ю.А. Стрельцов (общение в сфере свободного времени), В.Е. Новаторов, Г.Н. Новикова (организаторы досуга), Ф.С. Махов, В.К. Крючек, О.Ю. Мацукевич (научно-педагогические основы организации свободного времени подростков), А.Д. Жарков, Ю.С. Моздокова, В.М. Чижиков (технологические аспекты культурно-досуговой деятельности) и др.