Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства

Разделы: Начальная школа


Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Особого внимания требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

План работы по преемственности детский сад и школа
на 2011–2012 учебный год

Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, создание педагогического процесса целостного, последовательного, перспективного характера, обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса получения образования и воспитания ребенка с учетом: сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка, сформированности умений учиться как фундаментального новообразования,направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка

Приложение 1

Мероприятие Сроки Ответственные

1. Методическая работа

1. Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе 1 нед.сентября Зам.директора
2. Знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания в 1 классах Сентябрь Зам.директора, учителя нач.классов
3. Знакомство учителей с программой воспитания и обучения в детском саду. Изучение опыта использования вариативных форм и методов работы в практике воспитателей ДОУ Сентябрь Зам.директора, учителя нач.классов
4. Посещение воспитателями уроков в 1 классе Сентябрь Воспитатели ДОУ
5. Посещение учителями занятий в детском саду:

Цель: знакомство с детьми, формами работы,

Цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, творческих способностей детей,

Октябрь, Апрель Учителя нач.классов
6. Педагогическое совещание по вопросам преемственности Май
7. Изучение преемственности обучения и социально-педагогической адаптации 1-классников Сентябрь психолог
8. Уточнение списков будущих первоклассников Март Учителя нач.классов
9. Педагогический консилиум «Об эффективности совместной работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к школе» Май Зам.директора
10. Работа с индивидуальными картами личностного развития детей В течение года специалисты
11. диагностика социально-педагогической адаптации будущих первоклассников к школе Апрель, май психолог

2. Работа с родителями

Родительские собрания

Тема: Задачи детсада и семьи в подготовке детей к школе,

Тема: Итоги усвоения программы детьми подготовительной группы

Сентябрь, Апрель Воспитатели группы
Собрание родителей будущих первоклассников «Наша школа: традиции, перспективы» Март Зам.директора
3.Выставки детских работ В течение года Воспитатели группы
4. День открытых дверей для родителей. Цель: знакомство с работой школы Апрель Зам.директора, учителя нач.школы
5. Консультации для родителей будущих первоклассников Апрель, май
6. Встреча семей детей подготовительной группы с учителями Май Зам.директора, учителя нач.классов
7. Оформление стенда для родителей будущих первоклассников Март Зам.директора

Работа с детьми

1. Экскурсии детей в школу:

– знакомство со школой,
– знакомство с библиотекой

Март Воспитатели группы, учителя нач.классов
2. Объединенная выставка рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 классов Октябрь Воспитатели групп, учителя
3. Посещение детьми подготовительной группы праздника начальной школы Апрель Учителя нач. классов
4. Посещение старшей и подготовительной группы ДОУ участниками школьного конкурса проектных работ Февраль – Март Учителя начальных классов

Планирование мероприятий по реализации программы
«Связь школы с родителями учащихся начальной школы»

Цель: установление и реализация связей школы с родителями учащихся, с учреждениями и организациями для реализации целей воспитания и обучения школьников


п/п
Целевая установка Содержание деятельности Контроль за ходом. Информ. обеспечение
1 Изучение особенностей среды, окружающей
школу
1. Изучение условий семейного воспитания школьников, социально-профессионального состава родителей.

2. Изучение социально-культурного характера микрорайона школы, в том числе: а) возможностей внешкольных учреждений в организации внеурочной деятельности школьников; б) наличия криминогенных очагов в микрорайоне.

3. Анализ результатов диагностики, определение форм взаимодействия школы с семьей и общественностью

Заполнение психолого-педагог. карты уч-ся, классный
журнал

Информация инспектора по делам несовершеннолетних

Совещание при директоре

2 Включение семьи и общественности в педагогический процесс, анализ и оценка результатов, прогнозирование его развития 1. Проведение общешкольного родительского собрания «Перспективы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей».

2. Организация работы родительского университета психолого-педагогических знаний для родителей учащихся начальной школы.

3. Организация и работа консультационной психолого-педагогической службы по оказанию помощи родителям в воспитании, координации действий школы и семьи, разрешении конфликтных ситуаций.

4. Разработка системы мер по повышению ответственности родителей за обучение и воспитание детей в семье.

5. Оказание социально-материальной помощи нуждающимся семьям.

6. Организация совместной деятельности школы и семьи с учащимися, требующими усиленного внимания.

План подготовки собрания

План работы родительского университета

Совет школы

Совет школы

План индивид. работы с учащимися, требующими усиленного внимания

 

Направления в работе, мероприятия сроки ответственные
Уточнение и корректировка списков первоклассников Август Зам.директора
Изучение медицинских карт учащихся 1 кл Август Кл.руководители
Диагностика учебных умений 1классников на начало учебного года Сентябрь Зам.директора

Кл.руководители

Изучение нормативной документации по организации адаптивного периода 1 кл. Собеседование с учителями Август Зам.директора

Кл.руководители

Взаимопосещение учителей 1 классов В течение 1четверти Кл.руководители
Посещение уроков в 1 классах В течение 1 полугодия Зам.директора
Контроль воспитательного процесса в 1 классах Октябрь Зам.директора
Контроль организации оздоровительной работы в 1 классах Сентябрь Зам.директора
Психологическое изучение первоклассников, выявление дезадаптивных детей Сентябрь, октябрь Психолог
Проведение психологических занятий с группой дезадаптивных детей В течение года Психолог
Знакомство с семьями и условиями быта первоклассников В течение полугодия Кл.руководители
Изучение динамики успешности обучения учащихся 1 кл за 1 четверть Октябрь Зам.директора
Изучение динамики успешности обучения учащихся 1 кл за 1 полугодие декабрь Зам.директора
Изучение динамики процесса социально– психологической адаптации Октябрь Психолог
Проведение родительских собраний

Тема «Первые дни ребенка в школе»

Тема: «Организация учебно-воспитательного процесса в 1 четверти»

Тема «Динамика успешности развития учащихся»

Тема «Организация оздоровительного отдыха учащихся»

Август

4–8 сентября

октябрь

февраль

Кл.руководители
Проведение индивидуальных консультаций для родителей В течение полугодия Кл.руководители
Изучение пожеланий родителей через анкетирование и беседы октябрь Кл.руководители
Проведение индивидуальных консультаций с родителями дезадаптивных уч-ся 1 кл В течение четверти Психолог
Проведение совещания при завуче по вопросам адаптивного периода Сентябрь, октябрь, декабрь Зам.директора
Обсуждение итогов проведения адаптационного периода 1кл в 1 четверти Ноябрь, МО Руководитель МО
Обсуждение итогов проведения адаптационного периода 1кл в 1 полугодии январь, МО Руководитель МО

Рекомендуемая литература

  1. Бардин К.В. Если Ваш ребенок не хочет учиться. М., 1980.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Мухина В.П. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
  4. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. М., 1981.
  5. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1989.