Урок внеклассного чтения в 5-м классе на краеведческом материале по содержательной линии "Литература Омского Прииртышья"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (671 кБ)


Цели и задачи урока:

  • формировать у учащихся целостное представление о литературе родного края как части отечественной и мировой художественной литературы и неотъемлемой составляющей культуры Омского Прииртышья, интерес к чтению н непосредственному восприятию литературы родного края;
  • познакомить учащихся с некоторыми биографическими сведениями из жизни Т.М. Белозёрова, показать роль, место, значение творчества поэта в национальном литературном процессе;
  • показать, как раскрывается в лирике поэта тема природы и Родины;
  • повторить теоретические понятия: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора;
  • воспитать чувство любви к родному краю, родной природе.

Ход урока

I. Слово учителя и сообщения учащихся.

Учитель: Т.М. Белозёров – известный в России омский поэт, посвятивший своё творчество детям (Слайд 2).

1 учащийся: Тимофей Максимович родился в многодетной крестьянской семье 23 декабря 1929 года в селе Камыши Куртамышского района Курганской области. Детство прошло в предгорьях Алтая. Он рано лишился матери и во время войны оказался сначала в Омске, потом в большереченском селе Старо-Карасук. Здесь он окончил семилетку, а продолжил учебу в селе Чернове.

Далее судьба забросила Тимофея Белозерова в город Калачинск, где и началась его трудовая биография. Работал простым рабочим по очистке железнодорожных путей, столяром, лесозаготовителем по найму. Здесь его постоянно сопровождала неустроенная голодная жизнь. В 1948-1952 годах учился в Омском речном училище. Окончив училище и пройдя стажировку во Владивостоке, работал мастером механического цеха на Бобровском судоремонтном заводе в городе Барнауле.

В эти годы начинается и творческая биография поэта. Появилась первая публикация в журнале «Алтай». Его заметили и пригласили в Новосибирск на краевое совещание молодых литераторов. В 1957 году в Омском книжном издательстве вышла его первая книга «На нашей реке».

2 учащийся: С 1954 по 1963 годы Тимофей Белозеров работал на заводе им. Попова. В эти годы он не оставлял творческой деятельности, и одна за другой выходили его книги для детей: «Весна», «Лесной скрипач», «Гудки над рекой», «ОгородныйПодрастай», «Лесные качели» и другие.

Накопленный творческий опыт способствовал поступлению в Литературный институт имени A. M. Горького (заочно), который он окончил в 1963 году, затем некоторое время работал редактором Омского ТВ. В 1962 году Т. Белозёров был принят в союз писателей СССР.

1 учащийся: В последующие годы книжки для детей у Тимофея Белозерова стали выходить ежегодно, причем в издательствах разных городов: в Москве, Новосибирске, Свердловске, Кемерове, Барнауле, Алма-Ате, Киеве и даже в Болгарии и ГДР. В издательстве «Детская литература» выходят несколько разных по объему книг массовым тиражом и даже миллионным - такие как: «Лесной Плакунчик», «Журавкин праздник».

Детские журналы «Мурзилка», «Колобок», «Пионер», «Веселые картинки», «Костер» и взрослые журналы «Сибирские огни», «Урал», «Нева», «Земля сибирская, дальневосточная» охотно печатали произведения Т. Белозерова. В Омском книжном издательстве у поэта выходят значительные по объему книги стихов: «Подснежники», «Лебедушка», книга сказок «Дворовичок».

Т. Белозёров – автор 56 детских книг. Книга «Журавкин праздник» (1980) экспонировалась в 1981 году на Международной книжной ярмарке в Москве и была удостоена диплома 2-ой степени.

За выдающиеся заслуги в развитии поэзии для детей поэт был награждён медалью «За трудовую доблесть», в 1972 году получил звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

1 учащийся: Умер Тимофей Максимович Белозеров 15 февраля 1986 года в Омске и похоронен на Старо-Восточном кладбище. На доме № 2 по ул. Валиханова установлена мемориальная доска с его горельефом работы скульптора Федора Бугаенко. Именем Белозерова названы одна из улиц Омска, детская библиотека на Левобережье, танкер Иртышского речного пароходства. Ему установлен памятный камень на Аллее литераторов XX века.

Учитель: (Слайд 3) «Я исходил и изъездил свой край вдоль и поперёк… Все мои книги о том, что я видел», – говорил Т.М. Белозёров. Поэт умел видеть мир ярким, удивительным и всегда новым. Он сочинял стихи, сказки и рассказы для детей, и они, прочитав его произведения, тоже видели мир ярким и необычным. Писал Тимофей Максимович в основном о нашем сибирском крае, подмечая в его природе самое лучшее, самое красивое.

В 2009 году к 80-летию со дня рождения поэта в Омском издательстве «Арена» вышли книги стихотворений Т.М. Белозёрова «Опять смеётся лето», «Листопад», «Зимушка-зима», «Подснежники», «Лесной плакунчик (сказки, считалки, загадки)».

Проходят годы, но не уменьшается читательская аудитория поэта. Новые поколения мальчишек и девчонок зачитываются сказками и рассказами Тимофея Максимовича, учатся смотреть на окружающий мир через призму его замечательных стихов. Да и кто лучше его сказал о нашем крае:

Ученик.

Окажись я в южной стороне —
Пусть ничто другое мне не снится —
Только б слышать пение синицы
На седой заснеженной сосне.
Только б видеть дымные столбы,
Всю во льду — хрустальную — плотину,
С ягодами хрупкую рябину
Под окном бревенчатой избы.

II. Сообщаем учащимся тему предстоящей беседы: «Зимушка-зима. Родная природа в изображении Т. Белозёрова». Слово учителя.

(Слайды 4, 5)

Сибирская природа привлекала поэта своей суровой красотой. Зима для поэта – любима пора детства. Его зима русская, деревенская, сибирская. В стихотворениях поэта мы видим и первый снег («Так бело – даже больно глазам…», «Ярко-красные гроздья рябины Пламенеют на белом снегу…»), и покрытую льдами речку («…Вмёрз в зелёную волну золотистый лучик»), и ранние подснежники – снегурочкины слёзы («Плакала Снегурочка, Зиму провожая»). А сколько интересного можно прочитать об обитателях зимнего леса! Мы впервые узнаем, как мышкует Лиса-Плясунья, как взлетает, словно самолёт, глухарь, и услышим звонкое, на весь лес, пение клёстов! Все эти картины и звуки оставляют ощущение пережитого счастья, наслаждения, восторга, они очаровывают и завораживают. Именно такие чувства испытывал и сам поэт, любуясь красотой родной сибирской природы.

Прочитаем стихотворения Т. Белозёрова и увидим, как умеет поэт отбирать необходимые для описания природы слова, как послушны они ему!

III. Предлагаем для анализа стихотворение «Морозное утро».

(Слайд 6)

Морозное утро.
Темно и тихо. Слышно за версту,
Как в тёплых стенах лопаются брёвна.
Сороки замерзают на лету,
И всё вокруг бесцветно и бескровно.
Но где-то там, в другом конце села,
Запел петух, залаяла собака,
И, полный злости, силы и тепла,
С прицепом трактор вырулил из мрака.
В морозной мгле затеплилась заря,
Легла на снег скупая позолота,
И малыши, по зову букваря,
Из жарких изб выходят за ворота...

Беседа с классом.

– Стихотворение называется «Морозное утро». Назовите слова, которые подчёркивают, передают это состояние природы: утренний мороз. (Морозное, замерзают (сороки на лету), бесцветно и бескровно // в морозной (мгле), на снег). Какие слова передают оттенки цвета? Бесцветно и бескровно. (Слова высвечиваются на экране голубым цветом) Всё лишено красок. Эти слова – эпитеты, хотя они выражены наречиями. Какое настроение они передают? (Немного тревожно и жутко, вся природа находится в состоянии оцепенения).

– Вернёмся к названию стихотворения. Несмотря на то, что утро морозное и мы это доказали, найдём теперь «тёплые» слова: в тёплых // тепла // затеплилась, позолота, из жарких (изб). (Слова высвечиваются на экране красным цветом) Какие цвета добавились? (Позолота на снегу от разгорающейся утренней зари). Как меняется настроение? (Тревога сменяется ощущением жизни. Всё вокруг начинает пробуждаться, жить).

В ходе беседы можно составить следующую табличку:

  «холодные» слова «тёплые» слова состояние природы и человека
1 четверостишие морозное
замерзают
бесцветно и
бескровно
в тёплых оцепенение
2 четверостишие   тепла пробуждение
3 четверостишие в морозной
на снег
из жарких
затеплилась
позолота
жизнь

– В каком четверостишии «холодных» слов больше? Почему? (В первом четверостишии «холодных» слов больше, потому что описывается очень раннее утро, когда всё ещё спит).

– Вспомните, какое слово передаёт это состояние природы? (Оцепенение).

– Что меняется во второй строфе? (Просыпается деревня). Эту строфу назовём «Пробуждение».

– Как меняется описание природы и деревни в третьей строфе? («Тёплых» слов становится больше). Это четверостишие назовём «Жизнь».

– Не показалось ли вам, что «холодные» слова поэт использует для описания жизни природы, а «тёплые» для описания жизни человека? Значит ли это, что жизнь природы и человека противопоставлены друг другу? (Нет. Однокоренные слова «теплых» (стен), (полный)… «тепла» действительно относятся к жизни человека, но примечательно, что для описания мира природы используется именно глагол «затеплилась», что говорит о динамике предстоящих перемен с приходом зари именно в жизни природы. Обратим внимание и на слова мрак (темнота) – мгла (сумерки, непрозрачный воздух), они тоже передают изменения в природе: мрак рассеивается).

– Жизнь человека буквально сливается с жизнью природы: просыпается природа, просыпается человек.

– О чём же это стихотворение? (О любви поэта к родной природе, о том, что жизнь человека неразрывно связана с жизнью природы, которая всегда радует нас своей красотой, несмотря на суровые морозы).

IV. Чтение и анализ стихотворений Т.М. Белозёрова о зиме

(Слайд 7)

Зимнее утро
Ночью выпал на деревья
Иней в палец толщиной,
Стала сказочной деревня
И такой родной-родной!
Тишина в ограду льётся,
Всё молчит, молчу и я;
Только слышно, как в колодце
Бултыхается
Бадья…

С помощью каких слов поэт передаёт любовь к родной природе? «Сказочная деревня», «стала… родной-родной», «тишина… льётся».

Почему автор пишет: «Молчу и я»?

(– Прислушивается к тишине, не хочет нарушать её;
– молчит от восторга, просто не находит слов, чтобы описать красоту природы родного края;
– не хочет говорить, хочет только любоваться).

(Слайд 8)

Снегири
За селом горит полоска алой,
Тихой, остывающей зари.
На скирде соломы обветшалой
Обновляют перья снегири.
Подставляют радостные грудки
Алому, сходящему с небес…
До бровей завьюженный и чуткий,
Их встречая, молодеет лес.

Как по-другому можно назвать это стихотворение? «Заря»

Как описывает зарю поэт? («тихая, алая, сходящая с небес». Лес назван «чутким» тоже в ожидании зари, и с приходом её он действительно «молодеет». Радуются приходу зари и снегири: «подставляют радостныегрудки», «обновляют перья». Всё в природе оживает. Хотя до весны ещё далеко, но настроение праздничное).

Поэт часто бывал в зимнем лесу. Каких только чудес не приходилось видеть ему!

(Слайд 9)

Ученик:

Подморозило речку и луг,
Дремлет озимь, от снега седая.
Позже всех улетает на юг
Лебедей белокрылая стая.
По-над озером сделали круг,
Поднялись над вершинами елей,
В шуме крыльев их – шорохи вьюг
И дыхание близких метелей…

V. Загадки о зиме. Работа с метафорой.

На страницах белозёровских книг бушуют метели, трещат морозы, а настроение бодрое, приподнятое, радостное.

Кроме стихотворений Т.М. Белозёров писал и стихотворные загадки для детей, многие из них тоже посвящены зиме. Попробуем их отгадать.

(Слайд 10)

Стоит в лесу красавица
Стройна и зелена,
И ветки, как мизинчики,
Отставила она
(ель)

Какое художественное средство использует Т. Белозёров, чтобы дать нам подсказку для разгадывания загадки? Сравнение «как мизинчики».

(Слайд 11)

На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют!
(снегири)

Каким словом называет снегирей поэт?Почему? («Яблоки» У них красные грудки, этим они похожи на яблоки. По форме они круглые и тоже напоминают яблоки). Значит, слово «яблоки» употреблено в переносном значении. Снегири сравниваются с яблоками, но союз «как» отсутствует, значит, это метафора. Многие загадки поэта основаны на метафоре. Какие ещё метафоры можете назвать? Бахрома.

Назовите метафоры в других загадках Т.М. Белозёрова.

(Слайд 12)

Всю зиму лежал
У плетня за избой
В серебряных ножнах
Кинжал голубой
(ручей под снегом)

(Слайд 13)

Гонит к морю ветерок
Сто поломанных дорог
(ледоход)

VI. Домашнее задание. На дом задаём нарисовать иллюстрации к стихотворениям Т.М. Белозёрова.

VII. Подведение итогов. Слово учителя. 

Своими стихотворениями поэт раскрывает перед нами мир огромный, многокрасочный, мир родной природы. И мы не перестаём восхищаться яркими красками этого полотна. Чутким, добрым сердцем воспринимает поэт окружающий его мир. Это: земля и небо, солнце и поля, леса и реки – всё, что, по мнению поэта, и есть его Родина. Хочется верить, что, оказавшись теперь в лесу или на поляне, на реке или в поле, на всё вы посмотрите уже другими глазами, глазами доброго волшебника, со стихотворениями которого вы уже знакомы.

Пройдут годы, вы станете взрослыми и через всю жизнь пронесёте большое и сильное чувство – любовь к Родине. И вы поймёте, что Родина – это всё, что окружает нас с детства, это – родная природа, родная сибирская земля!

Хочется закончить урок ещё одним замечательным стихотворением Т. Белозёрова «О себе».

Я богат! Я всё ещё богат
Светом звёзд на синем небосклоне,
Золотыми бликами в затоне,
Ветерком, подувшим наугад…
Я богат уже немало лет,
Я богатства своего не прячу…

Использованная литература:

  1. Омские писатели: литературные портреты. – Омск, 2008.
  2. Омский историко-краеведческий словарь. – М., 1994.
  3. Тимофей Белозёров. Морозное утро. Стихи о зиме. Предисловие Елены Благининой. – Омск, 2009.