Дидактические материалы по подготовке учащихся 9-х классов к ГИА по русскому языку

Разделы: Русский язык


Часть 1

 Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст изложения – приложение.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1)Когда я впервые случайно вышел на Мшары, не нанесённые ни на одну карту этого края, я думал, что открыл новый мир, где ещё не ступала нога человека, – такой первозданностью веяло от могучих дубов, от зеленовато – сумрачных глубин озера, от нетронутого обилия рябины, черёмухи, ореха. (2)Но вскоре я наткнулся на следы человека. (3)На стволе одинокой прямой сосны, верхушка которой поднялась ещё выше старых дубов, было вырезано имя: «Оля». (4)Буквы располагались сверху вниз, первая и вторая довольно высоко над землёй: должно быть, кому-то стоило немалых трудов вырубить их там. (5)Со временем они заплыли смолой и теперь казались золотым тиснением по коричнево-медному фону.

(6)Впоследствии я встречал на Мшарах и людей.

(7)Так было и в тот осенний день.

(8)На заре, почти одновременно со мной, к озеру пришёл рыболов в плащ-палатке с капюшоном, откинутым на спину. (9)Вёл он себя несколько странно для обычного рыболова: весь утренний клёв, ради которого рыболовы не спят ночь, мокнут в холодной росе, отдают себя на съедение комарам, он прокурил, сидя под сосной с именем «Оля».

(10)В полдень я стал варить уху. (11)Когда она была готова, мне пришла мысль позвать к обеду и рыболова, который всё ещё сидел на берегу, похожий в своей плащ-палатке на огромную уснувшую птицу. (12)На моё предложение отведать ухи он согласился просто, без церемоний.

— (13)У вас, я видел, хорошо клевало, а я вот ничего не наловил. (14)Так сидел, думал…

(15)Он помолчал, моргая красными веками без ресниц, потом вдруг рассказал нам:

— (16)У меня была дочь – Оля. (17)Но когда в сорок первом году здесь проходили гитлеровцы, она утопилась в Мшарах. (18)Они надругались над ней. (19)И Оля не перенесла…

(20)Последние слова он произнёс совсем тихо и стал очень пристально смотреть в чащу кустов, а рука его, точно ища чего-то, судорожно шарила по сухим палым листьям.

(21)Над нами в ветвях рябины возились жирные скворцы, лениво ощипывая сладкую, прихваченную первыми утренниками ягоду. (22)На землю и воду падали листья, наполняя лес едва внятным шелестом. (23)Ветер, гулявший высоко над дубами, раскачивал одинокую сосну, на весь век отмеченную золотыми письменами. (24)Она жалобно поскрипывала у корневища. (25)Где-то за кустами смеялись и кричали дети, собирающие жёлуди.

(26)Я невольно оглянулся на озеро, на лес, на яркое осеннее небо, на кусты и деревья, отягчённые плодами, на весь этот тихий мирок, который только что казался таким недоступным для людских скорбей и в котором я, быть может, не в меру бывал занят думами о себе и жизни своей. (27)Он остался как-будто прежним, но вызывал теперь совсем иные чувства и мысли.

(По С.К. Никитину)

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рыболов пропустил утренний клёв?»

  1. Его не интересовала рыбная ловля.
  2. На озере было много народа.
  3. Он не мог пройти мимо сосны, потому что тосковал по дочери.
  4. Его отвлекла красота природы.

А2.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «мирок» (предложение 26).

  1. Спокойствие, тишина
  2. Отсутствие вражды, ссоры, войны
  3. Отдельная область жизни, явлений предметов
  4. Маленькая Вселенная

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.

  1. Когда она была готова, мне пришла мысль позвать к обеду и рыболова, который всё ещё сидел на берегу, похожий в своей плащ-палатке на огромную уснувшую птицу.
  2. Я невольно оглянулся на озеро, на лес, на яркое осеннее небо, на кусты и деревья, отягчённые плодами, на весь этот тихий мирок, который только что казался таким недоступным для людских скорбей и в котором я, быть может, не в меру бывал занят думами о себе и жизни своей.
  3. У вас, я видел, хорошо клевало, а я вот ничего не наловил.
  4. Он остался как-будто прежним, но вызывал теперь совсем иные чувства и мысли.

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СЛАДКУЮ (предложение 21) происходит процесс оглушения согласного.
  2. В слове ПРИШЁЛ (предложение 8) буква Ё обозначает звук О и мягкость предыдущего согласного.
  3. В слове ЧУВСТВА (предложение 27) согласный звук В является непроизносимым.
  4. В слове ДОВОЛЬНО (предложение 4) буква Ь обозначает мягкость согласного.

А5.Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. Мирок
  2. Рябина
  3. Располагались
  4. Верхушка

А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполноты проявления признака»?

  1. Пришёл
  2. Пристально
  3. Предложение
  4. Прихваченную

А7. В каком слове написание суффикса обусловлено образованием от имени существительного при помощи суффикса -ЕНН-?

  1. Нанесённый
  2. Утренний
  3. Прихваченный
  4. Отягчённый
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1. К слову «без церемонии» (предложение 12) подберите синоним и запишите его.

Ответ: …

В2. Замените словосочетание «судорожно шарила» (предложение 20), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: …

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 25

Ответ: …

В4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с однородными дополнениями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: …

В5. В приведённых ниже предложения из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я невольно оглянулся на озеро,(1) на лес,(2) на яркое осеннее небо,(3) на кусты и деревья,(4) отягчённые плодами,(5) на весь этот тихий мирок,(6) который только что казался таким недоступным для людских скорбей и в котором я,(7) быть может,(8) не в меру бывал занят думами о себе и жизни своей. Он остался как – будто прежним,(9) но вызывал теперь совсем иные чувства и мысли.

Ответ: …

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.

Ответ: …

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда я впервые случайно вышел на Мшары,(1) не нанесённые ни на одну карту этого края,(2) я думал, что открыл новый мир,(3) где ещё не ступала нога человека,(4) - такой первозданностью веяло от могучих дубов,(5) от зеленовато-сумрачных глубин озера,(6) от нетронутого обилия рябины,(7) черёмухи,(8) ореха.

Ответ: …

В8. Среди предложений 10-14 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: …

В9. Среди предложений 8-14 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: …

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе только одно из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 илиС2.2.

С2.1. Напишите сочинение – рассуждение, приняв в качестве тезиса слова С.Я. Маршака о роли словарей:

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...

В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале.

Начать сочинение вы можете как словами С.Я. Маршака, так и собственным высказыванием.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Я невольно оглянулся на озеро, на лес, на яркое осеннее небо, на кусты и деревья, отягчённые плодами, на весь этот тихий мирок, который только что казался таким недоступным для людских скорбей и в котором я, быть может, не в меру бывал занят думами о себе и жизни своей. Он остался как-будто прежним, но вызывал теперь совсем иные чувства и мысли.»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.