Распространение одушевленных и неодушевленных имен существительных. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: учить распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; совершенствование каллиграфических навыков; продолжить формирование умений определять части речи в предложении; учить подбирать однокоренные слова к данным существительным, проводить разбор слова по составу; развитие речевых умений, наблюдательности, творческих способностей; воспитание интереса к родному языку.

Ход урока

1. Организационный момент:

- Проверь, дружок.
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

2. Постановка цели урока:

- Ребята, сегодня на уроке нас ждет большое морское путешествие. Мы с вами проплывем море «Одушевленных и Неодушевленных существительных». Мы должны доплыть до острова «Имя существительное», но сделать это не просто. Нас ждет много испытаний. Преодолевая эти препятствия, мы будем упражняться в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных. Какими качествами мы должны обладать, чтобы достигнуть цели?

(Ответы детей.)

-В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах.

- Давайте отметим первый пункт в нем (Как я понял цель урока). (Приложение 1)

- Итак, мы начинаем наше путешествие.

(На мультимедийном экране появляется изображение карты – плана) (Приложение 3)

- Посмотрите, что ждет нас: трап «Чистописание», «Синтаксический шторм», морской царь «Тритон», рифы с однокоренными словами, конечно же, отдых. Также на уроке мы будем работать с книгой и тетрадью. В конце урока мы подведем итоги нашего путешествия.

- Итак, в путь!

3. Чистописание:

кто – что

- Тот, кто напишет этот элемент чисто , красиво, не упадет в море, а сядет на наш корабль.

(Учащиеся работают в тетрадях.)

- Чем интересны слова, из которых вы построили мостик?

- Что такое имя существительное?

- На какой вопрос отвечают одушевленные существительные?

- На какой вопрос отвечают неодушевленные существительные?

- Послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю, и постарайтесь запомнить как можно больше существительных.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица…

- Какие существительные вы запомнили?

- Пришло время вернуться к нашему маршрутному листу. Отметим следующий пункт «Как я помню предыдущий материал».

(Дети работают в маршрутных листах.)

- Двигаемся дальше.

4. Синтаксический шторм:

- Ребята, а вы ничего не чувствуете? По-моему начинается шторм! Чтобы с ним справиться, нужно составить красивое предложение по схеме:

кто? – что делают ?– какой? – что?

(Учащиеся составляют предложение. Лучшее записывается на доске и в тетрадях, а затем проводится синтаксический разбор предложения).

- Найдите имена существительные в предложении. На какие вопросы они отвечают? Чем являются в предложении имена существительные?

- Я предлагаю вам поиграть в игру « Найди существительное».

(Каждый ряд – это команда).

- Послушайте правила игры. Я каждой команде раздам карточки, на которых записаны предложения. Ваша задача – определить, к какой части речи относятся выделенные слова. Те слова, которые являются существительными, необходимо подчеркнуть. (Приложение 2).

Карточка 1.

Рой пчел кружиться над цветущей липой.

Рой яму глубже!

Вода перестала течь.

В лодке открылась течь.

Не плачь из-за пустяков.

Из соседней комнаты послышался плач ребенка.

Карточка 2.

Мы будем печь хлеб.

Печь топится.

На полке кусок мыла.

Мама мыла дочку.

Строй дома!

Дети встали в строй.

Карточка 3.

Мы стали работать лучше.

Коньки сделали из стали.

Кошка пила молоко.

Пила хорошо наточена.

Варя шила платье.

У Сережи нет шила.

(Учащиеся сдают карточки).

- Молодцы! Мы с вами преодолели наш «Синтаксический шторм». Плывем дальше!

5. Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных.

- На нашем пути встретился морской царь «Тритон». Он хочет проверить, умеем ли мы распознавать одушевленные имена существительные. Я буду диктовать слова, которые приготовил Тритон, а вы будете их записывать в два столбика. В первый – слова, отвечающие на вопрос кто?, а во второй – слова, отвечающие на вопрос – что?

Чайка, звезда, волна, морж, краб, берег, лодка, река, рыбка.

- Как узнать, какие существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос – что?

- Допишите в каждый столбик по два слова.

- С какими орфограммами встретились нам слова? Объясните, как вы их написали.

6. Рифы «Однокоренные имена существительные».

- Осторожно! На нашем пути серьезное препятствие – рифы. Ребята, а что означает слово риф?

(Риф – ряд подводных или выступающих из воды каменистых возвышений, опасных для судов.)

- Чтобы наш корабль не сел на коралловые рифы. Надо быть очень внимательными.

…Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся…

- Прочитайте. Кто автор данного отрывка? Как называется это произведение?

- Прочитайте имена существительные. Найдите одушевленные имена существительные.

- А теперь неодушевленные.

- Есть ли в тексте однокоренные существительные?

- Почему эти существительные являются однокоренными?

Запись на доске и тетрадях:

Кораблик (что?) – корабельщики (кто?)

- Как вы понимаете значение слова «корабельщик»?

- Из каких частей состоит это слово?

Разбор слов по составу.

- Пора обратиться к маршрутным листам. Отметьте пункт «Как я понял основное правило урока».

(Дети работают в маршрутных листах).

7. Физкультминутка.

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево - вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево - вправо.)
Морская фигура, замри! (Присели.)

8. Работа с учебником.

- Плывем дальше. На пути нам встретился осьминог. Посмотрите в его руках записка. Давайте прочитаем ее. (В записке написан номер упражнения и страница учебника.)

- Как вы думаете, что нам необходимо сделать?

Задание в учебнике:

Образуйте однокоренные имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? Разберите слова по составу.

Что? – Кто?
река – речник
пожар - …
лыжи -…
грибы -…
победа – победитель
строить -…
футбол -…
баян -…

Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях. Один ученик выполняет задание на закрытой части доски. Затем учащиеся проверяют работу.

- Пора поработать в маршрутных листах. Пункт «Как я умею сам применять правило».

(Дети работают в маршрутных листах).

- Вот мы и выполнили задание осьминога. Но наше путешествие подходит к концу.

9. Итог урока. Оценки.

- Мы доплыли до острова «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». И здесь нас ждет задание.

- Что такое имя существительное?

- Какие имена существительные называются одушевленными? Неодушевленными?

- Какие правила мы вспомнили во время нашего путешествия?

- С какими новыми словами мы познакомились?

- Как вы оцениваете вашу работу на уроке? Отметьте это в своих маршрутных листах.

Домашнее задание: Составить и записать одушевленные и неодушевленные существительные с корнем -мор-.