Интегрирование уроков литературы

Разделы: Литература


«Нравственность и литература неразлучны. Какова у народа литература, такова его нравственность». Эти слова известного татарского просветителя Р. Фахрутдинова ясно раскрывают сущность  труда учителя   литературы.

Татарская литература, как и все другие, обладает огромными возможностями для решения воспитательных задач, благодаря тому, что в ней заложен концептуальный писательский взгляд на мир как на целостную картину жизни. Начиная с древних времен,  творчество поэтов татарской литературы:  Кул Гали, Мухамедьяра и других пронизано гуманизмом. Такие поэты, как М. Булгари, М. Кули, У. Имани  в течение нескольких веков своими произведениями воспитывали преданность, верность родине, нации, любовь к красоте, к труду, те положительные качества, которые присущи татарскому народу. И современная татарская литература воспитывает своих читателей на примере тех же идеалов. Творческие работы, проведенные после изучения данных тем, показывают, что учащиеся положительно воспринимают эти идеалы.
Например, отрывок из работы ученика 9 класса:

«С древних времен народ считал, что доброта и справедливость – духовная пища человека. А в наше время как воспринимает душа человека такую пищу? Такие прекрасные качества остались лишь на словах или доказываются делом? Если посмотреть, и среди нас есть люди, которые обладают данными качествами. Они победили свою скупость и жадность. Поэтому    их уважают. Если мы будем внимательны друг к другу, и совершим добрые поступки, то наше будущее будет светлым прекрасным».

«В литературном произведении даже неподвижная гора начинает прыгать, петь, разговаривать с облаками. Вот такую мощь и силу имеет литературное произведение», – так пишет автор альтернативной программы А.Яхин. Обучение по данной программе дает возможность глубоко вникнуть и понять литературное произведение. В качестве примера приведу изучение стихотворения М.Аглямова «Берданбер» («Единственная»). После первого прочтения стихотворения дети не слишком проявили свои чувства. На вопрос «О чем это стихотворение?» они ответили односложно: «о матери», «о войне», «о себе», «о любви». Далее продолжается анализ по системе А. Яхина поиск ответа на вопрос «О чем это стихотворение?». В ходе анализа  погружаются в стихотворение и дети начинают верить в то, что поэт может заставить и гору испытывать человеческие чувства.

Как учит А. Яхин, ставится вопрос «О чем это стихотворение?», стихотворение делится на две части, устанавливается, что стихотворение о матери лирического героя, об остальных матерях. Через анализ выясняется значение понятия «берд?нбер» (единственный). Если в первой части речь шла о радостях любви, то во второй части выясняется следующее: мать болеет, понимает, что скоро умрет, муж рядом, на полу ползает единственный малыш. Понятие «берд?нбер» и в этом случае означает любовь, но в тоже время это и прощание. Это слово теперь означает степень чувства сожаления, превращается в вечную память матери. После раскрытия значения стихотворения, которое потрясло ребят, у них не осталось и следа равнодушия, в глазах появились слезы.

Я считаю, что в нашей республике национальное образование должно быть направлено не только на овладение молодым поколением языковыми навыками, на глубокое постижение лексической и грамматической структур двух языков, но и ориентировано на знание и уважение традиций и самобытной культуры как татарского, так и русского народов, на формирование у учащихся толерантности, сопричастности к иным национальным литературам России. В этой связи особое значение приобретают уроки литературы, которые нацелены на взаимообогащение и взаимопроникновение двух культур и, прежде всего, двух литератур. Если мы обратимся к литературе относительно недавнего времени, то увидим, что писателей, как русских, так и татарских волновали общие проблемы. Одна из них – трагедия народов во времена сталинских репрессий.

Интегрированный урок, посвящённый этой теме, можно провести в 11 классах. Цель – рассмотреть и сравнить лагерную прозу двух народов. Основой для сравнения могут стать произведения двух литератур. Учащиеся в небольших докладах в начале урока расскажут о том, что в русской литературе к этой проблеме обращались такие известные писатели как А.Солженицын, В. Шаламов, Е, Гинзбург, А. Жигулин и другие. В татарской литературе данная тема представлена такими именами, как И.Салахов, Г. Тавлин, Р. Мухаммадиев, Н. Давли, А. Гилязов, Э. Касымов, Л. Бадыкшан и другие. Каждое из произведений этих писателей по-своему освещает лагерную проблематику. Так, например, АязГилязев даже спорит с А. Солженицыным по поводу истоков репрессий, считая, что они заложены в самой природе русского  шовинизма.Обратимся для сравнения к двум романам. Это «опыт художественного исследования»  А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»  и роман «Черная Колыма» И. Салахова. Сравним два произведения по следующим параметрам:

1. Особенности композиции.
2. Своеобразие системы образов.
3. Авторская позиция.

«Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына – это глубокое художественное исследование исторической эпохи. Автор прослеживает не только свою личную судьбу, но и судьбы практически всех народов, заселявших некогда СССР. Он подробно и обстоятельно показывает всю систему, весь механизм «Сталинской машины», характер которого можно проследить даже на уровне названии 7-ми частей произведения.

Книга И. Салахова не менее энциклопедична. Однако это последовательное изложение, прежде всего, трагической судьбы главного героя (автора-повествователя). Салахов обращается к осмыслению «кровавой эпохи» на татарской национальной почве и достоверно описывает репрессии по отношению к татарской интеллигенции 30-х годов, в частности к литераторам.

Особое место в двух произведениях занимает проблема взаимоотношения государства и личности. Это основной конфликт обоих произведений. Большое место занимает у двух писателей тема Человека, связанная, прежде всего, с разрешением этого конфликта. Важным моментом сопоставления двух произведений становится и авторская позиция по отношению к описанному, которая так ярко проявляется в лирических и философских рассуждениях обоих писателей. Два художника приходят к выводу, что бесчеловечная порочная социальная система порождена самим человеком и поэтому должна быть уничтожена, прежде всего, путем внутреннего  обновления человека, его души, развития в нем нравственных качеств, гуманного отношения человека ко всему живому.

Как видим, писатели, являющиеся, прежде всего представителями своего народа, стремятся к общечеловеческим ценностям. Им свойственно планетарное мышление, забота обо всем человечестве. К этому выводу приходят старшеклассники в процессе обсуждения на уроке двух произведений.

Так, сравнивая произведения двух разных литератур, мы учимся понимать то главное, что присуще любому народу независимо от вероисповедания и национального уклада жизни: воспевание высоких нравственных качеств и призыв к духовности.