Интегрированный урок по обучению грамоте и окружающему миру "Буква Е – показатель мягкости предшествующего согласного звука. Хвойные растения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: учить детей читать слова с буквой е, ознакомить с новым значением буквы е – показателем мягкости согласного звука; развивать фонематический слух, навык чтения, речь; совершенствовать все виды речевой деятельности (умение слушать, высказывать свое мнение, читать связные тексты с выделением главной мысли в них); систематизировать знания о хвойных растениях.

Ход урока

I. Организационный момент.

Чтение слогов (открытых и закрытых):

ан – на
ов – ва
ук – ку
ит – ти
ел

Сколько звуков в слоге ел? Почему?

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Чтение слов с доски:

сосны
ели
осины
ивы

– Назовите слово с буквой е. Сколько букв в этом слове?

Сколько звуков? Почему?

III. Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы урока.

– Сегодня вы узнаете новый секрет о букве е.

– Как назвать, одним словом прочитанные слова? (Деревья)

– Где можно увидеть много разных деревьев? (В лесу.)

2. Работа над темой урока. – Посмотрите на таблицу (таблица по развитию речи “Золотая осень”)

– Что на ней изображено?

– В какое время года можно увидеть такой лес?

– Какое стихотворение о лесе вы помните?

(Чтение отрывка из стихотворения И.Бунина “Русская азбука”, с.45)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Фонетический анализ слова лес с опорой на схему.

– Сколько слогов в слове?

– Назовите первый звук; второй звук.

– Охарактеризуйте первый звук.

Вывод: для обозначения звука [э] и мягкости предшествующего согласного звука используют букву е.

Чтение слогов-слияний с буквой е (с доски).

Чтение текста “Лес” (с.74 Русская азбука)

Ответы на вопросы с выборочным чтением:

– Какие деревья растут в лесу?

– Сколько лет они растут в лесу? Прочитайте.

– Какой знак стоит в конце этого предложения? Как надо его прочитать, чтобы передать восхищение?

– Найдите в тексте слова с буквой е.

– Прочитайте слова, где буква е обозначает 2 звука. Почему?

– Прочитайте слова, где буква е обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

Физкультминутка.

Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растем
И тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно
И кружит, и кружит их ветер осенний.

– Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик предлагают нам познакомиться с деревьями, которые не сбрасывают листья осенью.

Отгадайте загадку:

Ее всегда в лесу найдешь
Пойдешь гулять и встретишь
Стоит зеленая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель или сосна)

– Почему ель всегда заметна в лесу?

– Какое летнее платье на ней? Почему?

– Назовите ближайшую “сестру” ели? (Сосна)

– Как называются эти растения? (Хвойные деревья)

– Чем они отличаются от лиственных?

– Что же такое хвоя? (Это узкие, гладкие, в большинстве колючие на конце листочки)

3. Практическая работа. Знакомство с хвойными растениями.

– Покажите веточку сосны, ели.

– Рассмотрите веточку сосны, ели.

– Сравните их по цвету (Одинаково зеленые).

– Сравните по длине хвоинки. (У сосны длиннее, чем у ели).

– Как крепятся хвоинки. (У сосны попарно, у ели по одной).

– Рассмотрите шишки.

– Покажите еловые шишки; сосновые.

– Чем они отличаются (По форме, размеру).

– Рассмотрите на картинках положение веток у ели и сосны. (У ели ветки опускаются вниз, у сосны поднимаются вверх).

Обобщение:

– Что общего у этих деревьев? (У ели и сосны есть шишки и хвоинки).

– Как же отличить сосну от ели? (По хвоинкам, шишкам, расположением веток).

IV. Итог:

  1. Что нового узнали о букве е?
  2. Кому из вас после этого урока захотелось побывать в лесу?

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

(С.Никитин)