Тема: "Способы передачи чужой речи". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Класс: 9 – общеобразовательный.

Тип урока: сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая: способы передачи чужой речи.

Тема коммуникативная: коммуникативно-организованный дидактический материал из лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края (деревня Абрамовка Орехово-Зуевского района Московской области).

Тема по развитию речи: описание с элементами повествования и рассуждения на тему любви к природе родного края и родине, отношение к экологической проблеме страны.

Технология урока: комплексная: блочная подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении.

Методы познавательные: эвристическая беседа и лекция.

Способ познания: индуктивно-дедуктивный.

Средства обучения:

УМК под редакцией доктора философских наук, профессора В.В.Бабайцевой и доктора философских наук, профессора Л.Д.Чесноковой:

  1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5–9 классы.
  2. Русский язык. Практика. 9 класс под редакцией Ю.С.Пичугова.
  3. Дидактический материал – предложения с прямой речью из лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края;
  4. Обобщающая таблица по синтаксису;
  5. Портреты М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского…
  6. Выставка книг этих поэтов и писателей.

Цели урока

1. Познавательные:

а) повторить ранее изученные сведения об основных признаках предложений с прямой речью, диалогом, вводными словами и словосочетаниями и обращениями для знакомства с косвенной речью;

б) познакомить с основными способами передачи чужой речи с разрывом; с косвенной речью.

2. Практические:

а) закрепить (старое) умение расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, диалогом, вводными словами;

б) сформировать умение постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью с разрывом и в предложениях с косвенной речью.

3. Общепредметные:

а) воспитывать

* интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему природы родного края и любви к малой родине, к отчему дому;

* языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей филологической компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);

* нравственные качества школьников (понимание значимости малой родины и ответственности человека за всё на земле), способность вырабатывать положительный взгляд на нравственные понятия, эмоциональное отношение к ним, эстетическое восприятие лирики и прозы о природе родной русской земли;

б) развивать разные виды памяти(слуховую, зрительную, логическую, ассоциативную), логическое мышление(мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение), разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), способности, волю, эмоции;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе: толковым, орфографическим словарям, словарям-справочникам, к лирическим стихотворениям русских поэтов и к прозе отечественных писателей.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Чужая речь – это  высказывания других лиц, ф включённые в авторское   повествование 

Из учебника теории 

Учиться хорошей  интеллигентной речи   надо долго и внимательно –  прислушиваясь, запоминая,  замечая, читая и изучая.

Д.С.Лихачёв

Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.М.Тютчев

Берегите эту землю, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.Евтушенко

ХОД УРОКА

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Содержание проверки и опроса Методы и приёмы проверки
  1. Знания о предложении с прямой речью: Т.§23,27,28-5кл., §199-8кл.
Опрос индивидуальный и фронтальный с самостоятельными примерами из домашней работы
  • Умение различать предложения с прямой речью до и после слов автора. С диалогом и вводными конструкциями
  • ( по домашнему заданию)

Чтение и комментирование предложений с прямой речью, диалогом, вводными конструкциями, используя предложения из домашней работы ( предложения о природе родного края, об экологии)
  • ОТД (опыт творческой деятельности – проверка речевых умений)
Вопросы учителя:

– Можно ли из составленных дома предложений построить текст? Каким образом? Доказать свою точку зрения.

  • НЭОМ (нормы эмоционального отношения к миру, к обществу, к себе)
Вопросы учителя:

– Что даёт вам чтение лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края?

– Что особенно понравилось в их высказываниях?

– О какой экологической проблеме заставляют они задуматься?

– Как, по-вашему, разрешить эту проблему?

– Какова ваша роль как Человека на земле?

Обобщение проверки домашнего задания. Оценка высказываний учащихся на основе выполнения домашнего задания

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Краткое сообщение целей урока;

обращение к эпиграфу, записанному на доске.

2. Эвристическая беседа по предложениям, записанным на доске заранее и закрытым до этого момента.

1) Моя лирика жива одной большой любовью к родине писал Сергей Есенин. Чувство родины – основное в моём творчестве.

2) Без Ясной Поляны любил повторять Л.Н.Толстой не было бы ни меня, ни моих сочинений.

3) В.Распутин в повести “Прощание с Матёрой” писал, что природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек.

4) Человек по словам М.М.Пришвина – это часть природы, его нельзя разлучить с ней.

5) Сергей Есенин с благоговением говорил о стране берёзового ситца.

– В чём особенности структуры каждого предложения?

– Как можно решить пунктуационную задачу?

– Дать определение чужой речи и ответить, каким способом передана чужая речь в данных предложениях?

– В чём состоит цель изучения структуры таких предложений?

(См. эпиграф справа)

– Какие мысли и чувства вызвали строки? Какие душевные струны затрагивают?

– Какие строчки эпиграфов урока отражают эту тему? Дать отзыв.

(См. эпиграф справа)

3. Работа по Практике 9 кл. и Теории 5-9 кл.

а) Анализ схемы учебника практики №242 стр.117.

б) чтение теории 5-9кл. §217.

4. Небольшая лекция о способах выражения чужой речи и знакомство с пунктуацией в прямой речи с разрывом.

Исторический комментарий о причинах и времени появления пунктуации в русском языке.

Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма означало крест; изредка встречается осмысленное употребление точек (они ставились между словосочетаниями. Хотя и не вполне регулярно). По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Начало научного освещения русской пунктуации положено М.В.Ломоносовым в его “Российской грамматике” (1755 г.)

Во второй половине XVIII и XIX веков появились следующие труды по пунктуации: “Письмовник” Н.Г.Курганова (1769г.), грамматики А.А.Барсова (1771г.) и др.

И именно Н.Г.Курганов к знакам препинания причислил и кавычки (“отменительный”). Затем необходимость упорядочения правил для школы и печати привела к созданию Я.К.Гротом специального раздела “Знаки препинания” в его известном труде “Русское правописание” (1885г.)…

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Обобщение и систематизация на основе таблицы, розданной учащимся. Расстановка знаков препинания в предложениях, записанных на доске.

Способы передачи чужой речи

С сохранением формы и содержания Без сохранения всех особенностей речи говорящего
  1. Прямая речь
  2. 1)перед словами автора

    “П,”-а. “П?”-а. “П!”-а. “П…”-а.

    2)после слов автора

    А: “П.” А: “П?” А: “П!” А: “П…”

    3)с разрывом

    “П, – а, – п. (?) (!) (…)”

    “П, – а. – П. (?) (!) (…)”

    “П? – а. – П. (?) (!) (…)”

    “П! – а. – П. (?) (!) (…)”

  3. Диалог
  4. – П? – а

    А:

    – П.П!

    – П?

    – П! П. П…

I. Косвенная речь

[A], (косвенная речь)

(придаточное изъяснительное с союзами ЧТО//БУДТО (повествовательное),

ЧТОБЫ (побудительное)

Союзными словами

ЧТО//КТО//КАКОЙ

КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные )

II. Вводные конструкции для передачи источника сообщения

[+++, …].

III.Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи

[… _ _ _ ].

  • Примеры
  • Николай Рубцов проникновенно восклицал: “Русь моя, люблю твои берёзы!”

  1. Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси.
  2. [– =], (что – =).

  3. По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси.
  4. [ +++, – = …]

  5. Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси.

2. Репродуктивные упражнения:

анализ и графическое оформление записанных под диктовку предложений.

  1. “Тихая моя родина, – писал в своём очерке Василий Белов, – ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.”
  2. – Объясните роль метафоры в данном предложении.

  3. “Липа – дерево важное, – говорил Егор, шагая по заросшей лесной дороге. – Она в прежние– то времена, сынок, пол-России обувала, с ложечки кормила да сладеньким потчевала.” (Б. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”)
  4. – О какой пользе липы говорит Егор Полушкин своему сыну?

  5. “Умеет ли плакать рыба? Кто ж узнает? – с горечью восклицает В.П.Астафьев в повествовании “Царь-рыба”. – Она в воде ходит, и заплачет, так мокра не видать, кричать она не умеет – это точно! Если б умела, весь Енисей, да что там Енисей, все реки и моря ревмя ревели б.”

– Какую проблему затрагивает писатель в этом предложении?

3. Репродуктивно-продуктивные упражнения

Индивидуальные карточки

Задание: запись предложения в виде прямой речи и замена прямой речи косвенной при индивидуальном консультировании учителя

  1. Карточка №1.
  2. Люблю дымок спалённой жнивы,
    В степи ночующий обоз
    И на холме средь жёлтой нивы
    Чету белеющих берёз.

    (М.Ю.Лермонтов)

  3. Карточка №2
  4. Росистый вечер дышал упоительной прохладой. Луна подымалась из-за тёмных вершин. Каждый шаг моей некованой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.

    (М.Ю.Лермонтов, “Княжна Мери”)

  5. Карточка №3.
  6. Я нежно болен вспоминаньем детства,
    Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
    Как будто бы на корточки погреться
    Присел наш клён перед костром зари.

    (С.А.Есенин)

  7. Карточка №4.
  8. Я навек за туманы и росы
    Полюбил у берёзки стан,
    И её золотистые косы,
    И холщовый её сарафан.

    (С.А.Есенин)

  9. Карточка №5.
  10. Сад мой сейчас великолепен; зелень ослепительно ярка, – такая молодость, такая свежесть, такая мощь, что трудно себе представить… Весь мой сад наполнен соловьями, иволгами, дроздами – прямо благодать!

    (И.С.Тургенев о Спасском-Лутовинове)

  11. Карточка №6.
  12. Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. (М.М.Пришвин)

  13. Карточка №7.
  14. Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзкам, а к белым сказкам моей земли. (В.Белов, “На родине”)

  15. Карточка №8.
  16. Срединная наша Россия предстаёт у Бунина в прелести серых дней, покое полей, дождях и туманах, а порой в бледной лучезарности, в тлеющих закатах.

    (К.Г.Паустовский)

  17. Карточка №9.
  18. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудесные пейзажи…

    (А.П.Чехов, “Дядя Ваня”. Слова доктора Астрова)

  19. Карточка №10.

Ещё очень любил я и люблю цветы. На заимке, бывало, заваливал избу жарками, медуницей, кукушкиными слёзками, венериными башмачками… и землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте. (В.П.Астафьев)

4. Оценка ответов учащихся.

IV. ОБОБЩЕНИЕ

Вопросы учителя к учащимся:

– В каких местах нашего села, района, страны вам нравится бывать?

– Какое время года вы по-особенному чувствуете?

– Какими красками изобразили бы вечернюю зарю и заходящее солнце?

– Какого цвета ночное небо?..

– Ощущали ли вы запахи луговых трав, берёзовой рощи, хвойного леса?

– Вспомните советы Николая Рыленкова – согласны ли вы с утверждением, что в природу надо “всматриваться” и “вслушиваться”?

– Каким бы хотелось вам видеть родное село лет через десять?..

V. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Составить текст-рассуждение с элементами повествования, описания на тему урока; определите тему, цель, стиль предстоящей работы.

( Работа выполняется на отдельных листках, которые сдаются после урока)

VI. ИТОГИ УРОКА

Рефлексия: “Чему же я научился сегодня?”

Оценка деятельности учащихся

Обобщение. Отметки.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. §217; 218; 219. ТЕОРИЯ 5-9 кл.
  2. Подготовить устно связанный текст в научном стиле о способах передачи чужой речи.
  3. Выписать и графически оформить предложения с различными способами выражения чужой речи, пользуясь упражнениями из Практики 9 кл.

Презентация