Программа "Палитра души"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Формирование духовно-нравственной культуры воспитанников в условиях коррекционной школы-интерната.

Задачи:

  • Ознакомить с истоками исторического и культурного наследия страны;
  • Развивать у воспитанников чувство толерантности и эмпатии;
  • Формировать нравственно-этические ценности.

Ожидаемый результат: социальная адаптация ребёнка-сироты с осбенностями в развитии посредством усвоения духовно-нравственных ценностей.

Программа «Палитра души» направлена на формирование нравственной культуры ребёнка-сироты с особенностями в развитии, в условиях коррекционной школы-интерната.

Актуальность программы обусловлена рядом объективных факторов:

  • ценностная дезориентация подростковой среды;
  • дефицит духовно-нравственных идеалов;
  • обесценивание традиций прошлых поколений.

Дети-сироты с особенностями в развитии наиболее подвержены влиянию негативных факторов в социуме. Школа-интернат является одним из основных институтов социализации воспитанников и реализует важные аспекты духовно-нравственного развития:

  • усвоение социальных норм поведения в обществе;
  • коррекцию и развитие основных общечеловеческих ценностей (труд, культура, семья, человек, Родина, долг);
  • снятие комплексов депривации;
  • формирование активной социально-жизненной позиции.

Содержание программы

Программа рассчитана на 2 года, возраст воспитанников от 11-14 лет, режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятий – один академический час.

Содержание каждой темы включает в себя 3 занятия :

1 занятиепознавательное, направлено на изучение исторического и культурного наследия страны.

2 занятие – практико-содержательное, направлено на приобретение эмоционально-ценностного опыта.

3занятие – коррекционно-развивающее, направлено на рефлексию, развитие познавательной активности и коммуникативных навыков.

В проведении занятий важно соблюдать принципы: доступности, наглядности, системности, последовательности – от простого к сложному, сотрудничества, обратной связи.

Формы работы: тематические беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, дидактические и сюжетно-ролевые игры, разгадывание кроссвордов, викторины, конкурсы.

Учитывая ограниченные возможности в развитии воспитанников, мотивация и интерес на занятиях поддерживается созданием творческой среды, личностно-ориентированными технологиями, применением наглядности, сменой видов деятельности, разнообразием форм и методов подачи материала, позитивным эмоциональным фоном. Именно в такой среде успешно проходит социализация ребёнка-сироты.

Таким образом, программа «Палитра души» способствует формированию духовно-нравственной культуры воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Тематический план (1-й год обучения)

Тема Всего В том числе
Теория Практика
Истоки Московской Руси 3 ч.    
Занятие 1.«Откуда пошла земля Московская»   1 ч.  
Занятие 2. Экскурсия в Исторический музей     1 ч.
Занятие 3. Викторина «Сыны Перуна и Леля»     1 ч.
Татаро-монгольское иго 4 ч.     
Занятие 1. «Кровавое нашествие»   1 ч.  
Занятие 2. Экскурсия в Музей Вооружённых сил     2 ч.
Занятие 3. Игра «Восстанови картину»     1 ч.
Русь восстанавливается  4 ч.    
Занятие 1. «Поле славы, поле брани. Куликовская битва»   1 ч.  
Занятие 2. Экскурсия в Свято-Андронниковский монастырь     2 ч.
Занятие 3. Игра «Восстанови картину»     1 ч.
Русь Московская 4 ч.    
Занятие 1. «Памятники истории культуры Москвы»   1 ч.  
Занятие 2. Экскурсия «Соборы Московского Кремля»     1 ч.
Занятие 3. Экскурсия на Красную Площадь     1 ч.
Занятие 4. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия»     1 ч.
Смутное время на Руси 3 ч.    
Занятие 1. «Великое ополчение»   1 ч.  
Занятие 2. Экскурсия на Красную Площадь к памятнику К. Минину и князю Пожарскому     1 ч.
Занятие 3. Игра «Что? Где? Когда?»     1 ч.
Итого: 18 ч. 5 ч. 13 ч.

Тематический план (2-й год обучения) 

Тема Всего В том числе
Теория Практика
Императорская Россия 3 ч.    
Занятие 1. «Россия молодая»   1 ч.  
Занятие 2. Экскурсия в Лефортовский парк, к памятнику гвардейцев-семёновцев     1 ч.
Занятие 3. Просмотр фильма «Пётр I», беседа с воспитанниками     1 ч.
Гроза 12 года 3 ч.     
Занятие 1. «Недаром помнит вся Россия»   1 ч.  
Занятие 2. Экскурсия «Бородинская панорама».     1 ч.
Занятие 3. Конкурс рисунков о войне 1812 г., просмотр фильма «Давным, давно»     1 ч.
Золотые россыпи русской культуры 4 ч.    
Занятие 1. «Великие художники России»   1 ч.  
Занятие 2. Экскурсия в Третьяковскую галерею     2 ч.
Занятие 3. Игра «Экскурсия в музей»     1 ч.
«Поклонимся великим тем годам…» 5 ч.    
Занятие 1. «Великая Отечественная война. Битва за Москву»   1 ч.  
Занятие 2. Экскурсия Музей Вооруженных Сил.     1 ч.
Занятие 3. Просмотр фильмов о войне, встреча с ветеранами ВОв     3 ч.
«В жизни всегда есть место подвигу» 3 ч.    
Занятие 1. «Герои наших дней»   1 ч.  
Занятие 2. Экскурсия к памятнику героев-десантников, просмотр видеосюжетов по теме     1 ч.
Занятие 3. Конкурс плакатов, встречи с ветеранами «горячих точек»     1 ч.
Итого: 18 ч. 5 ч. 13 ч.

Условия реализации программы «Палитра души»

Условия Выход
1. Мотивационные Повышение у воспитанников уровня нравственной культуры, гордости за свою Родину, её историю.
2. Организационные Проведение экскурсий, видеозанятий, ролевых и дидактических игр, конкурсов, викторин, встреч с ветеранами.
3. Материально-технические Создание игротеки, тематической видеотеки, обеспечение методической и научно-популярной литературой, использование интерактивных технологий
4. Научно-методические Повышение уровня профессиональной компетенции воспитателей с применением инновационных технологий по вопросам нравственно-духовного воспитания.

Список литературы:

  1. Астапов В.М., Лебединская О.И, Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог, 1995, №7.
  2. Анашина Н.Ю., Галеев Р.А., Мельченко И.В., Интеллектуальные праздники, викторины, конкурсы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 495 с.
  3. Барсова А. Жизнь как игра по правилам и без. Личность в зеркале судьбы -М.: Дрофа-Плюс, 2004. - 224 с.
  4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой -М.: Школа-Пресс, 2004.
  5. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. Под редакцией В.В.Давыдова -М.: 1991. - 387 с.
  6. Евтушенко С.В. Педагогика творчества; Учебно-методическое пособие -М.: МГПИ, 2006. - 212 с.
  7. Кончаловская Н. «Дар бесценный» Издательство «Детская литература» -М., 1965.
  8. Поклонимся великим тем годам. К 55-летию Победы. Краткая поэтическая летопись важнейших событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. -М.: «Викра», 2002. - 112 с.
  9. Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания и методического обеспечения преподавания курса «ОБЖ» в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3, Центр «Школьная книга», 2002. - 112 с.
  10. «Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений». Выпуск 2, центр «Школьная книга» -М., 2005.
  11. Рубежи ратной славы Отечества: люди, события, факты -М.: Издательский дом «Звонница-МГ», 2002. -384 с.
  12. Серия «Художественная галерея», ООО «Де Агостин», 2006.
  13. Соломко Н.З. «Сказка о художниках», Издательство «Белый город».
  14. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр. Серия «Библиотека школьника» – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 304 с.