Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже перво­классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте­ния считают одним из нелюбимых.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Цель учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, окружающего мира, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом. Из своей практики хочу поделиться тем, как я систематизировала виды работы над текстом, записав их в отдельной тетради под соответствующим номером. При написании поурочного плана нет надобности подробно записывать то задание, которое будет предложено ученикам. Часто достаточно указать в поурочном плане лишь номер вида работы.

Виды работ:

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя)
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение, после чтения пересказывание.
  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  6. Чтение с сокращением текста, (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
  7. Чтение цепочкой по предложению.
  8. Чтение цепочкой по абзацу.
  9. Чтение вполголоса.
  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  11. Чтение, ответы на вопросы.
  12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения, (позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
  15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту).
  16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  19. 19.Чтение и установление, что правда, а что вымышленно (для сказки).
  20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
  22. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  23. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  24.  Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
  25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось
  27. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  28. Чтение названия рассказа. (Как еще можно, назвать?)
  29. Чтение по ролям.
  30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  32. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
  33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:
     
  34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
  35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
  36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
  37. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
  44. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
  45. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  46. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
  47. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное-прилагательное; б)существительное +глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).
  48. Чтение, пометка непонятных слов.
  49. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
  50. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  51. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
  52. Чтение слов, к которым даны сноски.
  53. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  54. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.
  55. Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).

К тексту на уроке дети возвращаются до 18 раз, получая все новые задания.

Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над тек­стом достигнуты значительные успехи в усовершенствовании техники чтения, о чем сви­детельствует проверка, проведенная в конце учебного года. При норме чтения 35—50 слов в минуту (школа I—IV) все второклассники читают от 40 до 118 слов в минуту.