Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в семье и детском саду посредством исследовательской деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Основная цель моей работы:

  • обследовать видовой состав зимующих птиц на территории района, в котором расположен детский сад;
  • показать их красоту и многообразие, значение для человека;
  • выделить существенные признаки птиц, показать приспособляемость разных птиц к среде обитания.

Задачи:

  • воспитание у детей интереса и бережного отношения к пернатым;
  • исследовать видовой состав зимующих птиц;
  • выяснить, какие птицы являются редкими;
  • понаблюдать за повадками птиц, научиться любить и любоваться ими;
  • изготовить кормушки, подкармливать птиц зимой.

Гипотеза: чем больше будем знать о птицах, тем эффективнее наша помощь. Разных птиц на участке станет больше.

Экспериментальная работа

Цель: познание особенностей внешнего строения птиц в связи с полетом и средой обитания с использованием экспериментирования.

Задачи:

  • Познакомить с внешним строением птиц;
  • Развить любознательность, умение сравнивать и анализировать;
  • Привить умение наблюдать за окружающими животными в природе.

Гипотеза: Внешнее строение птиц связано с приспособлением к полету и средой обитания.

Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в них сознания реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

"Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий." [1] Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Время общения ребенка с родителями не велико. Многие родители забывают о своей руководящей роли в формировании личности ребенка. "Интеллектуальные, познавательные потребности угасают за счет долгого просмотра телевизора, времяпровождения у компьютера."[3] Так как ребенок не общается, не размышляет - у него отсутствует эмоциональное переживание, волевые усилия. Но не все родители таковы. Родители нашего детского сада всегда очень активно участвуют во всех наших начинаниях. Семья Локтионовых поделилась своим исследованием по работе с птицами, о том как содержатся птицы в домашних условиях. "Нам нравится слушать пение птиц.. Общаясь с птицами, ухаживая за ними, человек чувствует природу, становится добрее".

Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что разумное сочетание исследовательской деятельности, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельности, наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры дошкольников.

Решение этой задачи планировалось через вовлечение детей и их родителей в совместную трудовую деятельность по заготовке корма для птиц, изготовлению скворечников, кормушек, пропаганды информации о пользе птиц- защитников садов и огородов.

Разрабатывая систему методов и приемов, способствующих решению задач экологического воспитания, мы ограничили исследование областью ознакомления детей с

птицами. Выделение этого вопроса не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей.

Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что оно позволяет интегрировать знания для решения одной проблемы и применять их на практике, осуществляя взаимодействие со специалистами и родителями.

В своей работе мы использовали в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка.

Условно исследование разделила на этапы:

  1. Погружение в проблему " Зимующие птицы. Проблема их выживания"
  2. Сбор и обработка информации (распределение ролей, сбор и обработка информации, работа с литературой, источниками)
  3. Реализация плана действия. Работа по исследованию (поделки, аппликации, беседы, изготовление кормушек, скворечников, заготовка корма, экскурсии, занятии)
  4. Рефлексивно-оценочный (участие в коллективном празднике, устная самооценка, делятся впечатлениями).

Свою исследовательскую работу мы посвятили определенной познавательной теме "Зимующие птицы. Проблема их выживания".

Методы исследования:

Исследовательское обучение

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где живут. Вместе с детьми наблюдали за птицами. Дети прослеживали взаимосвязь и взаимозависимость между изменениями в природе и жизнью птиц, насекомых. Они учились рассуждать и делать умозаключение на основе наблюдений.

1) выбор исследуемого объекта (зимующие птицы).

Дети отбирали карточки с изображением синиц, снегиря, воробья, вороны и др.

Искали вместе с родителями информацию о них.

2) постановка вопросов (какие бывают виды птиц? Какие функции выполняют? Каким кормом питаются?)

Большое значение в развитии ребенка дошкольника имеет семейное воспитание. Мы проводили вечера вопросов и ответов, создали специальный стенд, где размещали ежедневную информацию о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместно экскурсию, организовать опыт и т.д.

Вместе с детьми и родителями мы разработали ритуалы:

  • утренние беседы;
  • путешествие по родному краю;
  • доброе дело: покормить, оказать помощь;
  • "Викторина о птицах "Знайка для любознательных"." [6]
  • Эколого-педагогический тренинг : упражнение "Птицы"

Цель: расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания. Стимулировать чувства эмпатии, развитие воображения.

3) проведение исследования.

Метод "Спроси у другого человека"

Научить ребенка спрашивать и воспринимать информацию - одна из важнейших целей педагогической деятельности. Специалисты в области психологии считают, что умение поставить вопрос часто цениться больше, чем умение его решать

Наблюдая за птицами, одна из девочек в моей группе задала вопрос "Как сова оказалась в городе, ведь она лесная птица?" Этот вопрос послужил толчком к обследованию объекта и установлению причины: много снега, в лесу корм найти сложно, численность сов увеличилось, поэтому летят в город, где могут поживится мелкими птахами".

Лаборатория "Почемучки?" - "Почему птицы осенью улетают?", "Могут ли говорить птицы? И о чем?"

Метод "Узнай из книг"

В группе вместе с родителями собирали познавательную литературу: энциклопедия "Все обо всем" (А. Ликум), "Что есть что", Сто тысяч почему" (М.Ю.Ильин), "Что такое? Кто такой?", рассказы, сказки, пословицы, загадки пр. Тематическая подборка книг должна соответствовать изучаемой проблеме. В папках - передвижках размещали картины, иллюстрации из цикла "Зимующие птицы", познавательные и дидактические игры.

Беседа

Где живет птица? Из чего они состоят? (части тела) Чем питаются? Какие приспособления придумал человек? Чего бояться? Пользу и вред? Как можно помочь птицам?

"Мы в ответе за тех, кого приручили?" по произведению Л.Толстого "Птичка" - готов или не готов ухаживать за птичкой, отказывая в чем-то себе.

"Птицы должны жить" - задуматься, что дали птицы человечеству; каково бы было людям без птиц.

"Где живут зимой птицы - в Африке?" (причина перелета)

Метод "Наблюдений и экспериментов"

Проводя наблюдения за птицами, отмечали их особенности: внешний вид; повадки; среду обитания ( особенности местности, чем питаются, другие птицы-соседи); какие звуки издают; взаимоотношение с людьми - реакция на

их появление; жизненные проявления в разные сезоны ( гнездостроение, запас кормов, их поиск зимой, перелетные, зимующие).

Провели эксперимент "Что необходимо, чтобы зимующие птицы прозимовали?" "Какой корм и для какой птицы нужно заготовить", "Кому для чего нужны клювы?" , "Нефть и перья".

Занятие "Вводе купался - сух остался", "Ты, как мокрая курица"- перья гусиные, куриные - среда обитания.

Занятие "Куда подевались снегири?" - эксперимент - размышление.

Что же необходимо сделать, чтобы птицы не погибли? Одно из решений подкормить птиц, сделать совместно с родителями кормушки, заготовить корм для птиц.

Наши родители любят что-нибудь мастерить вместе с детьми . Мы часто предлагаем им участвовать в разных конкурсах, выставках, которые организуем в детском саду. На этот раз провели конкурс " СТОЛОВАЯ ДЛЯ ПТИЦ".

Цель:

1. Помочь зимующим птицам пережить холодный период; привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых.

2. Подобрать корм, собрать его как можно больше.

3. Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах из копилки народной мудрости, из справочников.

Отдельный цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом участка детского сада. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о птицах, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес детей к нему.

Установили наблюдение за посещением " птичьих столовых" и усвоили простые правила: снег не должен засыпать корм, у кормушек обязательно должны быть крыша и бортики. Дети стали составлять меню для своих новых

друзей. Они взяли за правило, что хлебные крошки нужно не выбрасывать, а подсушивать как корм.

Наблюдая за работой " птичьей столовой" дети выяснили, что птицы общаются между собой: они очень довольны обедом и благодарят за него. <Приложение2>

На занятиях и в играх я стараюсь донести до детей интересные сведения и бережное отношение к пернатым.

1. Составление описательных рассказов о зимующих птицах "Лесовичек рассказывает о птицах".

2. Знакомство с растениями, несущими корм птицам: клен, ясень, калина, рябина.

3. Разучивание пословиц и поговорок.

4. Заучивание стихотворений о птицах.

5. Чтение книг о птицах ("Птичья столова" В.Бианки, "Растрепанный воробей" К.Паустовский, "Воробьишко" М.Горький, "Серая шейка" Д.Мамин-Сибиряк)

6. Эколого-дидактические игры "Кому для чего нужны клювы?", "Угадай, где я живу?" "Прими мудрое решение?"

7. Экскурсии в музей "Выставка птиц нашего края", в парк - осмысление существования птиц в неволе и в природе.

8. Праздник птиц - ручной труд " Журавушки"

Итоги подводить еще рано, но на сегодня руками детей. родителей заготовлено много корма, изготовлено кормушек и скворечников. Придумано много сказок, рассказов, проведен конкурс рисунков, аппликаций "Развесим скворечники и дуплянки в лесу", "Птицы на кормушке", поделок из природного материала "Птицы". Дети играют в любимые подвижные "птичьи" игры на прогулках.

Заключение:

Проводя наблюдения за птицами. можно сделать следующие выводы:

1. В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синица, сороки, галки, прилетают из леса покормится снегири.

2. Зимуют в наших краях не все птицы. Только приспособленные к выживанию в жестких холодных условиях, многие охотно прилетают на места кормления.

3. Число птиц посещающих кормушки в холодную погоду больше, чем птиц посещающих кормушку в более теплую погоду.

4. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

5. Дети высказали предположение, что возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в теплые края.

Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.

Полученные знания позволяют подвести ребенка к пониманию того, как важно любить окружающую природу, чувствовать ее, заботиться о ней, учиться у нее доброте, чуткости, бескорыстию, сформирует умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми.

Выводы:

По данным исследования основная цель нашей работы обследовать видовой состав зимующих птиц на территории района, в котором расположен детский сад; показать их красоту и многообразие, а также значение для человека; выделить существенные признаки птиц и показать приспособляемость разных птиц к среде обитания была достигнута.

Как показали результаты исследования, поставленные нами задачи, мы выполнили:

  • у детей воспитали интереса и бережного отношения к пернатым;
  • исследовали видовой состав зимующих птиц - в нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синица, сороки, галки, прилетают из леса, покормится снегири.
  • выяснили, какие птицы являются редкими;
  • дети изучили повадки птиц, научились любоваться ими;
  • совместно с родителями изготовили кормушки и подкармливали птиц зимой.

Таким образом, рабочая гипотеза о том, что чем больше будем знать о птицах, тем эффективнее наша помощь и разных птиц на участке станет больше, подтвердилась.

Эксперимент № 1.

"Ты, как мокрая курица"

Цель:- формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; - развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Материал: емкость с водой; перья гусиные и куриные.

Проводит опыты: Обратить внимание на перья на столе. Предложить различить и разобрать на куриные и гусиные.

Версии: гусиные перья не намокают , они покрыты жиром. Предложить опустить перья в тазик с водой по очереди. Разложить на две кучки: на намокшие и сухие.

Вывод: - Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли, они смазаны жиром; - Куриные перья намокли, все слиплись, стали похожи на полоску, с них течет вода. Не зря говорят: "Ты, как мокрая курица" Каждое живое существо имеет свою среду обитания и приспособлено к ней. Гусь приспособлен жить в воде, а курица на суше.

Эксперимент 2.

"Птицы и нефть"

Материалы и оборудование: перышки и нефть, салфетки.

Проводит опыты: Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие птицы летают над поверхностью озер, рек, морей? (чай и, дикие утки). Почему именно они живут у водоема? Затем дошкольники подбрасывают перышки вверх и следят за их движением. Как летит перо? (легко, плавно). Почему водоплавающие птицы не тонут? Строение перьев позволяет им лететь, отталкивая крыльями воздух, при этом сами они поднимаются вверх.Теперь обмакнем перо в нефть (избыток жидкости можно снять, прижав перо к краю емкости или к салфетке). Повторим наши действия, снова его подбросив. Как оно летит теперь? (быстро, падает вниз камнем). Что происходит, когда птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой? Перья загрязняются, слипаются, и птица не может взлететь, становится добычей хищников.

Эксперимент 3.

"В воде купался - сух остался"

Цель:

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

- поощрять выдвижение гипотез;

- подвести к планированию своей деятельности;

- способствовать развитию умения делать выводы;

Материал: тазики с водой, гусиные перья, жир, крем для рук.

Проводит опыты: Почему перья у гуся не намокают? Предложить узнать намокают или не намокают. Взять перья , опустить их в воду.

Выводы: - перо сухое, оно покрылось капельками;- если встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим. Если опустить руки в воду. Какими они станут? (мокрыми)

Как сделать так, чтобы руки в воде тоже не намокли?

Версии: завернуть в ткань, надеть резиновые перчатки. Предложить смазать кремом, а потом намочить .

Выводы:- руки, смазанные кремом не намокают.

Результат: Гусиные перья не намокают в воде потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром. Знаешь ли ты? А кто еще смазывает свое тело жиром? (водоплавающие птицы и белый медведь). Человек узнал про эту хитрость и металлические предметы, детали машин , чтобы они не промокали и не ржавели, смазывает жиром. [4]

Эксперимент 4.

Материалы и оборудование: перышки и шерсть

Проводит опыты:опускает перо и клочок шерсти в воду и делают выводы: перо не намокает. Значит, птицы их чем-то смазывают (предположим, жир).

Рассматривают перья под лупой и делают вывод, что перо состоит из стержня, а от него отходят волоски, хвоинки на еловой лапке, есть крючочки, вот почему перья такие прочные. Приложили перышко к щеке - стало тепло - значит, они нужны для тепла. Отрезали кончик пера - внутри пусто, значит, перо легкое. После этого показываю всем иллюстрацию: перо в увеличенном размере: опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня. От бородок отходят бородочки, похожие на еловые хвоинки, а бородочки имеют крючочки, как застежка. Вот почему перья такие легкие, прочные, упругие и теплые. При движении крыла вверх - перья свободно пропускают воздух. При движении крыла вниз перья опираются на воздух. Учитель берет лист бумаги, держит его за край, 2 ученика снизу дуют. Лист держится в воздухе. Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку. Давайте и мы с вами руками помашем, И что-нибудь птичье давайте мы скажем. А вдруг это будет?/ А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

Эксперимент 5.

Плавающее перо

Вам потребуется:
- Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья)
- Широкая миска с водой
- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды
- Синяя пищевая краска
- 2 ватных шарика
- Пинцет
- Бумажное полотенце
Этот проект показывает, как загрязнение воды детергентами (моющими средствами) влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная мылом вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Схема работы:

1. Налей в миску воды и добавь немного синей краски.
2. С помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо.
3. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик.
4. Положи перо на бумажное полотенце.
5. Добавь в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков.
6. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо.
7. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик.
8. Положи перо на бумажное полотенце.

Результат:
Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике ты увидишь голубой цвет.
Объяснение:
Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность.
При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

Совет по подготовке отчета:
Сделай рисунки и фотографии, показывающие ход работы. Продемонстрируй на выставке, как работает проект, чтобы все желающие могли проверить твои выводы.

Знаешь ли ты?

Тонкий слой липкой жировой смазки позволяет собирать пыль с помощью пучка перьев. То же самое характерно и для метелки из обрезков шерсти. Жир, который используют животные для смазки шерсти, называется ланолином. Его используют в качестве основы для мазей и косметических кремов.

Эколого-педагогический тренинг

Упражнение "Птицы"

Цель: расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания. Стимулировать чувства эмпатии. Развитие воображения.

Время проведения: 20 минут.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением птиц, сюжетные картинки, иллюстрирующие жизнь птиц в разные сезоны, перья птиц, магнитофонная запись "Голоса птиц", карандаши, фломастеры, краски.

Рекомендации к проведению упражнения.

- Предложить детям представить, что они оказались в весеннем лесу, послушать голоса птиц (магнитофонная запись).

- Выбрать понравившиеся звуки, рассказать, какая птица может издавать такие звуки.

- Выбрать перышки, которые могли бы быть в ее оперении.

- Нарисовать птицу, придумать ей свое название.

- Предложить иллюстрации с изображением птиц, и выбрать похожую.

- Показать детям сюжетные картинки с изображением птиц в разные сезоны и предложить рассказать о заботах птиц в эти периоды.

Усложнение:

- Предложить детям представить себя птице, летящей высоко в воздухе;

- Рассказать о своих ощущениях;

- Пофантазировать на тему " Если бы я был птицей:"

Лучшие сочинения, составленные родителями с детьми о птицах.

Сказка

"Жил-был старик со старухой , Вот и просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да из чего испечь-то? Муки нет.

- Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби, вот и наберется.

Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на траву, а с травки на дорожку и покатился по дорожке.

Катится колобок, катится и видит на ветке сидит птичка.

- Ты кто? - спрашивает колобок.

- Я воробей, - отвечает птичка.

- Что ты делаешь? - говорит колобок.

-Я сижу на ветке и пою песню о том, что придет зима, а я никуда не улечу. Я останусь зимовать в родных краях.

Колобок послушал рассказ воробья и покатился дальше. Катится колобок , катится колобок, катится и видит ласточку, которая сидит на телеграфных проводах.

- Ты кто? - спрашивает ее колобок, - Что ты тут делаешь?

- Я ласточка. Я жду своих подруг, нам пора улетать в теплые края.

- А зачем вы улетаете в теплые края? Вот воробей не улетает, он остается зимовать в родных краях.

- Если мы останемся, нам нечего будет есть. Все насекомые попрятались, и мы можем умереть от голода и холода, - ответила ласточка.

Затем колобок встретил гусей. Они тоже собирались в теплые края и рассказали , что они живут на воде, а зимой вода замерзнет, и им нечего будет есть, и может съесть лиса, потому что они строят гнезда на земле.

А вот голуби, которые повстречались колобку, улетать не собирались. Они могут найти себе корм и зимой, потому что они едят зерна, крошки хлеба, плоды деревьев и т.д.

Много нового узнал колобок. А главное он узнал, что одни птицы улетают осенью в теплые края, а другие остаются зимовать с нами. А вот как они называются, так и не узнал.

Вернулся колобок к дедушке и бабушке и рассказал им, как он много узнал нового." [ 2]

Рассказ

"Жил-был снеговик, Жил он на опушке леса. Его слепили дети, которые прибегали сюда играть и кататься на санках. Они слепили три комка из снега, поставили их друг на друга. Вместо глаз вставили снеговику два уголька, а вместо носа вставили морковку. На голову снеговику надели ведро, а руки сделали из старых метел. Одному мальчику так понравился снеговик, что он подарил ему шарф.

Детей позвали домой, а снеговик остался один, стоять на холодном зимнем ветру. Вдруг он увидел, что к дереву , под которым он стоял, прилетели две птицы. Одна большая с длинным носом стала долбить дерево, а другая стала смотреть на снеговика. Снеговик испугался: " Что ты хочешь со мной сделать?" А снегирь, а это был он, отвечает: " Я с тобой ничего не хочу сделать, просто я сейчас съем морковку". "Ой, ой, не надо есть морковку, это мой нос. Посмотри, вон на том дереве висит кормушка, там дети оставили много еды". Снегирь поблагодарил снеговика. С тех пор они стали дружить." [2]

Презентация 1.

Список литературы.

1. Елкина Н.В., Маряничева О.В.Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия "Вместе учимся, играем". - Ярославдь, 1997ю

2. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М.: ВАКО, 2005.

3. Шипицына Л.М.,Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (для детей от 3 до 6 лет) - "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 1998.

4. Прграмма воспитания и обучения детей "От рождения до школы" - 2011г.

5. Методика приобщения детей к природе в детском саду : Мир природы и ребенка.

6. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.- Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО, 2005.