Персонифицированная игрушка и фотография в социальном развитии детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – это период приобретения первого  социального опыта. Ребенок, начиная активную жизнь в человеческом обществе, сталкивается с множеством трудностей. Многие, из которых, зависят от взрослых окружающих малыша.

Охрана здоровья ребенка, формирования потребности в общении со сверстниками – далеко не полный набор проблем ребенка, которые часто приходятся решать педагогам в условиях детского сад, начиная с групп раннего возраста. Так внедряя в практику оздоровительные технологии и личностно-ориентированную модель общения с детьми, пришла к пониманию, что воспитатель группы раннего возраста в современном дошкольном образовании должен обладать не только медицинскими и педагогическими, знаниями, но, и обязан владеть методами психологического взаимодействия настраивающие педагога на партнерские отношения с воспитанниками и родителями.

Опыт использования фотографии в дошкольной педагогике, в качестве  метода терапии, в настоящее время становится, таким же естественным, как и использование музыки и или рисунка. К примеру, фотографии на шкафчиках в раздевалках групповых помещений, все чаще замещают привычные, картинки, особенно в группах раннего и младшего дошкольного возраста.

И это неслучайно, ведь по своей природе фотография социальна: она связана с контактами между людьми и передачей значимых для них чувств, эмоций и представлений. А воспитатель группы адаптации заинтересован в дополнительной позитивной невербальной коммуникации с детьми и родителями, происходящей по мере восприятия деталей фотографии.

Кроме этого потребность общения со сверстниками является новоприобретением раннего возраста, складывается на третьем году жизни, .выступает базовым компонентом развития ребенка и имеет весьма специфическое содержание. В решении задач, которого (общения в мире людей) закладываются основы социального поведения личности, освоение норм морали и социальных способов поведения. В полной мере реализовать задачи нравственного, этического, патриотического воспитания.

Так как метод использования фотографии в качестве пресонифициорованной игрушки позволяет ребенку как бы в зеркальном отражении увидеть последствия своих действий и поступков, и изменять их в реальной игровой ситуации, избегая травмирующих факторов и результатов. В то же время и фотография в целом и персонифицированноая игрушка в частности, отвечают основным дидактическим принципам и могут выступать как многофункциональный дидактический прием, в организованных формах взаимодействия с воспитателем, и в самостоятельной познавательной и развивающей деятельности ребенка.

Фотография позволяет материализовать соприкосновение и соединение реальности и фантазии, дает возможность,  представлением себя в определенном образе реальной или воображаемой ситуации. Что позволяет изменять психоэмоциональное состояние личности. Корректировать стиль социальной адаптации ребенка, существенно изменять степень ее тяжести, а следовательно снижать уровень заболеваемости в условиях образовательного учреждения

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ИГРУШКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА О САМОМ СЕБЕ": "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРОСТОРАМ РОДНОГО КРАЯ"

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать любовь к родному краю.
  • Воспитывать гуманные чувства у детей.
  • Дать детям возможность почувствовать, что человек своими поступками может приносить радость окружающим.
  • Побуждать детей принимать участие в совместных сюжетно-отобразительных играх.
  • Показать тесную взаимосвязь человека с природой, необходимость заботы о домашних животных и тесную связь с человеком.
  • Воспитывать любовь к животным.

Дидактические задачи.

  • Учить находить выход из трудных ситуаций, учить детей преодолевать чувство страха.
  • Способствовать формировать представления ребенка о самом себе, как о субъекте деятельности, уточнить представление о своей внешности, закрепить о частях собственного тела и функциях их назначения.
  • Формировать представление о разнообразит ландшафта Краснодарского края.

Развивающие задачи.

  • Развивать представления детей о деятельности человека, о возможностях передвижения его в пространстве.
  • Закрепить знания детей о различных видах транспорта, показать отличительные особенности самолет, лошадки, машины, парохода.

Словарь и формирование звукопроизношения: машина едет; самолет летит; пароход плывет; лошадка скачет; клюква кислая, красная и полезная; волк, корова, курочка "цып-цып", яичко, ножки, шагают, прыгают, бегают, "цок-цок".

Материал к занятию:персонифицированные» игрушки, игрушки лошадки, самолеты, пароход, машины, макет домика на лесной опушке; фотографии с видами  города, природных зон по ходу путешествия. На стене Герб г. Армавира, Герб России.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель предлагает детям «персонифицированные» игрушки. Дает время их обыграть. Ребенку, который не может организовать игру самостоятельно, воспитатель помогает. Затем воспитатель предлагает детям покататься на машинах. Над  автомобильной стоянкой размещается  Герб г. Армавира.  (Приложение – фотографии с видом города и природных зон края, страны, располагаются по «пути путешествия». Формат фотографий – А3.)

Воспитатель: Садитесь в машины, поедем кататься.

Дети размещают свои «персонифицированные» игрушки на машинки и поехали. Воспитатель определяет темп и ритм движения, читая стихотворение.

Воспитатель:

В машине, в машине шофер сидит
Машина, машина, едет, гудит «би-би-би».
Поехали, поехали...
На машине ехали,
До горы доехали «Тр-р-р.»
Стоп, разворот Нас машина не везет,
Надо сесть на самолет.

Воспитатель предлагает детям оставить машины у горы и ведет их к "аэропорту", расположенному в зоне Герба России, где дети берут самолеты и сажают на них свои «персонифицированные» игрушки.

Воспитатель:

Самолет летит,
У него мотор гудит «у-у-у»
Самолет, самолет до реки нас довезет

Подвижная игра «Самолет»

После подвижной игры воспитатель собирает всех детей и ведет их к «пристани», расположенной в зоне знамени Краснодарского края, где дети сажают свои «персонифицированные» игрушки на пароходы и продолжают свое путешествие дальше.

Воспитатель:

На реке пароход
Сели все на пароход.
Пароход, пароход
По реке он плывет
Пароходом плыли,
К пристани приплыли.

– А теперь предлагаю вам пересесть на лошадки.

На лошадке ехали
Цок-цок-цок До угла доехали
Цок-цок-цок

Воспитатель побуждает детей к звукоподражанию и имитации движений.

Воспитатель:

На лошадке ехали, к домику приехали. Домик прячется за лесом, за горкой. Домик у реки стоит. А в домике бабушка живет. Бабушка! В гости к тебе (имена детей) ... приехали. Выходи встречать гостей. (Никто не отвечает) – Бабушки дома нет. Ребята, посмотрим, кто с бабушкой в доме живет?

(Дети замечают у домика курочку и отвечают)

– Курочка.

Воспитатель: Курочку ищет корм, покормим курочку вместе, цып-цып-цып, угостим курочку зернышки.

Курочка-рябушка, по двору гуляет
Крошки собирает ко-ко-ко.
Курочка сказала:  «Спасибо”.

Смотрите, она снесла яичко... Яички надо собирать в корзинку, Только осторожно. Руки должны быть ловкими, не разбейте яички. Все собрали, молодцы!
Надо еще из колодца воды принести, У нас руки умелые. Коровушке сено принесут. Наши руки трудолюбивы – морковку в огороде соберем, Сорняки уберем (Воспитатель обыгрывает действия детей.)

Воспитатель: Сейчас давайте в лес за ягодами и за грибами сходим. В корзиночки наберем ягод да грибов на пироги.

Бабушка домой придет,
Пирогов нам напечет.
По дорожке наши ножки
Зашагают, побегут

(Воспитатель направляет развитие игры и сопровождает действие детей описательной речью)

Прыг-скок, прыг-скок.
На лужок прыг-скок,
Прыг-скок, через речку, через мост,
Прыг-скок, прыг-скок
И в лесок ножки весело бегут.
Чтобы в лесу не потеряться
Надо нам перекликаться (ау-ау-ау)
Глазки зорко смотрят
Ягодки находят,
Видишь клюкву – не ленись
Клюкве низко поклонись
С кочки на кочку прыгают ножки
Не замочите сапожки. (

Дети собирают ягоды и грибы.)

А за елкой страшный кто-то,
Тихо-тихо не шумите,
Злого волка не будите.
Быстро ножки убегайте,
От злого волка нас спасайте

(Дети бегут из леса к домику.)

Воспитатель:Все от волка убежали! А клюкву вы не растеряли?
Молодцы! Корзинку клюквы вы собрали. Она тяжелая. Нести трудно. Вот бабушку порадуем.
Бабушка встречает, хвалит всех, приглашает всех в дом и угощает ребят клюквенным морсом и пирожками.

Воспитатель: Закончилось наше путешествие. Мы обязательно еще не раз будем гостить у бабушки, и помогать ей.

Беседа во второй половине дня:

– Расскажи, кто сегодня путешествовал по городу?

В целях речевой активизации использовать персонифицированные игрушки. Побуждать называть имена детей группы.

– У кого в гостях вы побывали?
– На каком транспорте ехали?
(Показ действия, или игрушки – машина)
– Как переплыли реку?
– Гору перелетели на …?
– Кто к домику на опушке привез ребят?
– Ребята что вы расскажите дома бабушкам, дедушкам, мамам и папам о нашем путешествии.

Литература:

1. Дуброва В.П., Милашкевич Е.П., Педагогическая практика в детском саду, – М.: Академия, 1998. с. 113-118
2. Формирование представлений о самом себе у детей раннего возраста: Методические рекомендации// Составитель Шепелева И.Я.// – Минск, 1992.