Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он построен на познании мира, он хочет его познавать. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и нужнее тех, что получены репродуктивным путем.

Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые гипотезы, ставить задачи и самостоятельно их решать.

Взрослым же следует создать условия для детского экспериментирования. В нашем детском саду в каждой группе созданы мини-лаборатории, но такой, как в группе № 6, в которой работает воспитатель Зырянкина Наталья Вячеславовна с детьми, нет ни в одной. Над созданием лаборатории трудились все: воспитатель, старший воспитатель, родители, и конечно, сами дети. И теперь в этой лаборатории есть все необходимое для исследований. Родители сшили специальную форму: шапочки и нарукавники. Детский сад приобрел лабораторную посуду: колбы разной величины, пробирки. А также сосуды разной формы, трубки, совочки, ложки, воронки. Микроскоп, лупы, весы, пинцеты, термометры, песочные часы, компасы – простые приборы. А дети собрали множество предметов для исследования: магниты, свечи, кусочки разноцветного стекла, гвозди, салфетки, марлю, нитки и много других предметов. Для исследования неживой природы в лаборатории есть: земля, глина, песок, природные камни, уголь, мел. И лаборатория заработала…

Экспериментирование доступно уже детям младшего дошкольного возраста. Во второй младшей группе малыши с удовольствием обследовали песок и глину, познавали их свойства; плескались в воде, открывая ее тайны. В младшем возрасте были проведены следующие опыты: волшебное превращение снега в воду, а воду в разноцветные льдинки, пробовали делать пену и пускать мыльные пузыри, отправляли в плавание корабли и подводные лодки.

В среднем возрасте опыты усложняли. В этом возрасте дети способны найти ответы на более трудные вопросы. “Волшебная вода” (смешивание подкрашенной воды) и получение разнообразных “волшебных” цветов и оттенков. “Подушка из пены” (какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены, а какие нет). “Все увидим, все узнаем”, рассматривание предметов через увеличительное стекло. “Звонкие бутылочки”, проводили испытания со звуком и много других опытов интересных для детей пятого года жизни.

Круг явлений, предметов с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Проводя опыты, дети старшего возраста знакомятся с новыми понятиями, например – “вещество”, делают сами выводы, что у каждого вещества много разных свойств. Эти свойства можно обнаружить, наблюдать, если вооружиться вниманием и терпением.

Изучая мир природы, как устроена “волшебная кладовая”, дети искали ответ в исследовании почвы. Родителям было предложено вместе с детьми побывать там, где можно увидеть почву, постепенно переходящую в подпочвенные слои. Дети принесли в лабораторию образцы породы, слагающие каждый горизонт. После исследования каждого слоя были найдены ответы на многие вопросы: чем отличается один слой от другого? В какой последовательности они располагаются? В каком слое находится корни травянистых растений? После исследований дети зарисовали слои, сравнивая и измеряя толщину каждого. Дети увидели своими глазами “волшебную кладовую”, в которой хранятся несметные богатства. Чтобы полученные знания лучше усвоились, сделали макет. На дно стеклянной банки положили мелкие камешки, на них глину, сверху – песок и на самый верх – почву.

В подготовительной группе дети уже исследовали живую природу. Живая природа – это самый интересный объект для познания подрастающих дошколят.

В работу были включены такие интересные темы: “Определение возраста рыб”, “Как кошка языком чистит себе шерсть”, “Как маскируются животные?”. Даже проводили опыты на себе, которые позволили узнать много нового о человеке. Например, “Откуда у человека берутся слезы?”, “Послушайте стук сердца”, “Проверим слух”, “Почему храпит человек?”, “Для чего нужен человеку язык?”

Детям интересно узнавать что-то новое о своем организме. Они с удовольствием принимают участие в опытах, экспериментах, проводят исследования и сами пытаются сделать выводы, ответить на возникшие вопросы. Например, при рассмотрении строения глаза, попытались ответить на вопрос: как зрачок меняет свой размер в зависимости от освещения. В результате воспитанники сами сделали вывод: на зрение очень влияет освещение, поэтому важно, особенно при чтении, следить за ним, чтобы оно было не ярким и не тусклым, а умеренным, тем самым проявишь заботу о своем зрении.

Материалом для совершенствования таких необходимых качеств как наблюдательность, прилежание, аккуратность, мы избрали ту отрасль знаний, которая не предполагает особой подготовки взрослого. А значит, помочь малышу может любой, вне зависимости от образования и рода занятий. Затрат на приобретение необходимого оборудования почти никаких.

Исследовательское обучение, может присутствовать и в форме какого – то специального действия, например, специальных занятий, а может быть представлено, как естественное продолжение обычной, традиционной для детского сада деятельности. Темы исследований можно подобрать заранее педагогам или вместе с детьми. Но лучше, если дети сами проявят интерес к чему-то или к кому-то.

Так возникла тема о дождевых червях в данной подготовительной группе. В дождливое лето дождевые черви вылезали на асфальтированные дорожки, прямо детям под ноги. Многие дети с отвращением смотрели на них, а некоторые брали на руки и пытались их рассмотреть и ответить на вопрос: почему, особенно в дождливое время, черви выползают на поверхность земли? Это природное явление, которое наблюдали дети на прогулке, переросло в интересный исследовательский проект “Дождевые черви – хранители плодородия”. Приложение 1. Все дети проявляли неподдельный интерес к персоне дождевого червя. Кто не мог брать в руки “экспонат” работали дома с родителями с энциклопедиями, самые интересные факты приносили в группу для обсуждения. Смелые исследователи брали червя в руки, затем выкладывали на лист белой бумаги и рассматривали под лупой, измеряли. В результате было сделано много интересных открытий: оказывается, нельзя дождевого червя держать в руках, так как для него температура нашего тела очень высокая, наша рука для него, как для нас раскаленная сковородка; с помощью увеличительного стекла, дети увидели, что у червя имеется замечательное приспособление – ворсинки-щетинки, за счет их червь передвигается. Эти щетинки помогают ему проникнуть вглубь земли. Чтобы увидеть, как черви рыхлят почву и превращают ее в плодородную землю, дети проделали опыт. Для опыта взяли трехлитровую банку, немного огородной земли, речного песка, сухих листьев, сложили слоями и запустили несколько дождевых червей. Через три дня дети увидели в банке ходы, песок дорожками “протек” через почву, часть листьев втянута под землю. А через неделю все слои в банке перемешались. Опыт продлился больше месяца и закончился неожиданно: все черви куда-то исчезли бесследно. А проект продолжился: ребята представили свои исследования на детской научно-практической конференции “Почемучка” с использованием презентации мультимедиа. Приложение 2.

Приобретенный в дошкольном детстве опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческую способность и в дальнейшем – в школьные годы.

Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать, писать. Мы считаем, намного важнее пробудить интерес к окружающему миру, развить у детей внимание, мышление, речь, сформировать умение делать открытия и удивляться им.