Звуки [ж], [з], [з'] и буквы Ж, ж, З, з. Роль фонемы в образовании слов

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Познакомить учащихся с новыми звуками [ж], [з], [з’] и буквами Ж, ж, З, з.

Задачи урока: Формировать умение выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, формировать навык правильного чтения слов с новыми буквами; развивать фонематический слух, речевую и мыслительную деятельность учащихся.

Оборудование: «Азбука» 1 кл., (авт. Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец),иллюстрации, толковый словарь Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.

II. Разминка.

а) Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Я буду разговаривать,
Я буду выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

б) Дыхательная гимнастика.

  • Вдох через нос, выдох через рот;
  • вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот;
  • вдох через нос, выдох порциями через рот.

в) Скороговорка.

Дятел дуб долбил, да не выдолбил.

III. Актуализация знаний.

Уч: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми звуками и буквами.

Назовите буквы, которые написаны на доске:

а Л Р у о и э м Н й

Уч: Что вы можете сказать об этих буквах?

Д: Они обозначают гласные и согласные звуки.

Ещё их можно разделить на две группы: 1 гр.- большие буквы, 2 гр.- маленькие буквы.

Или, 1 гр.- буквы, которые обозначают гласные звуки, 2 гр.- буквы, которые обозначают согласные звуки.

А ещё, буква – и – лишняя, все печатные, а – и письменная.

Уч: Молодцы!

Разделите эти буквы на две группы: обозначающие гласные звуки и согласные звуки.

Д: Буквы гласных звуков: а, у, о, э, и. Буквы согласных звуков: л, р, м, н,й.

Уч: А теперь составьте слова из букв второй группы.

Дети начинают работать. Недоумение. Перешёптывание.

Д: Мы не можем это сделать, потому что в этой группе нет гласных.

Уч: Как можно выполнить это зпадание?

Д: Если взять буквы из первой группы.

Проверка: май, лай, мой, мэр, луна.

Уч: Какие бывают буквы?

Д: Буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Уч: Хорошо. Но прежде чем мы начнём читать, проведём ритмическую гимнастику.

Встаньте, положите руки на брюшной пресс, вдохните через нос:

Доска: / а__ - звук – а произносится долго на одном выдохе,

 / у у у у у__ -звук каждой буквы произносится коротко;

/ э__ - при вдохе этот звук пропойте мелодией песни «В траве сидел кузнечик».

IV. Открытие нового материала.

Уч: Мы хорошо подготовили свой речевой аппарат к работе, вспомнили знакомые звуки и буквы, а сейчас будем читать слова. Первая буква в этих словах «спряталась».

Доска.

…уравль

 

 

…аяц

…ираф

 

 

…емляника

Уч: Прочитайте шёпотом слова первого столбика, догадайтесь, какие буквы «спрятались».

Дети читают. Называют букву -ж. Учитель вписывает букву в слова первого столбика.

Уч: Прочитайте шёпотом слова второго столбика, догадайтесь, какие буквы «спрятались».

Дети читают. Называют букву -з. Учитель вписывает букву в слова второго столбика.

Уч: Вы уже, наверное, догадались о каких новых звуках и буквах мы сегодня будем говорить на уроке.

Ещё раз прочитайте хором слова первого столбика, послушайте и сравните первые звуки.

Что можете сказать об этих звуках?

Д: Журавль – первый звук [ж] – согласный, потому что воздух проходит с преградами, произносим твёрдо.

В слове жираф – первый звук [ж] – согласный и тоже твёрдый.

Уч: Хорошо. Прочитайте хором слова второго столбика, послушайте и сравните первые звуки в словах. Что можете сказать об этих звуках?

Д: Заяц – первый звук [з] – согласный, воздух проходит с преградами, твёрдый.

Земляника – первый звук [з’] – согласный, мягкий.

Учитель на доске обозначает синим и зелёным цветом твёрдые и мягкие звуки под вписанными буквами.

Уч: Посмотрите на таблицу. Восстановите в памяти образ букв Ж, ж, З, з.

Доска. Таблица с буквами.

Уч: Откройте самый последний разворот «Азбуки» и найдите эти буквы.

Прочитайте правильно название букв.

Дети читают хором.

Уч: Какая буква в алфавите стоит перед буквой Ж? После буквы З?

Прочитайте первые две строчки алфавита хором.

Дети выполняют задания.

Уч: А теперь откройте форзац «Азбуки». Найдите буквы жэ и зэ, прочитайте слова, которые написаны рядом с этими буквами.

Д: Жук, «ж-ж-ж». Звёзды.

V. Физкультминутка. Бабочка. Упражнения для укрепления зрения.

VI. Работа с новым материалом.

а) Работа по учебнику.

Уч: Откройте «Азбуку» на с.49.

Рассмотрите внимательно рисунки. Какие буквы изображены?

Д: Буквы жэ и зэ. Печатные большие и маленькие, письменные прописные и строчные.

Уч: Сколько изображено букв жэ, зэ?

Д: Четыре – жэ: жук, жираф, журавль, жаба. Четыре – зэ: змея, заяц, земляника, звёзды выстроились в форме буквы зэ.

Уч: Для чего нам нужны большие буквы?

Ответы детей.

Далее учитель просит девочек назвать слова в которых есть звук [з], а мальчиков, слова в которых есть звук [з’].

Ответы детей.

Уч: А что же со звуком [ж]?

Д: Он всегда твёрдый.

Уч: Назовите слова в которых есть звук [ж].

Дети называют.

Уч: Итак, ещё раз охарактеризуйте звуки [ж], [з], [з’].

Дети ещё раз делают вывод.

Учитель просит назвать девочек одушевлённые предметы, а мальчиков неодушевлённые.

Дети называют.

Уч: Посмотрите внимательно ещё раз на рисунки и назовите слова, которые обозначают признаки предметов, нарисованных здесь.

Дети:

Жираф (какой?) высокий,
жук (какой?) весёлый,
журавль (какой?) серый,
земляника (какая?) красная…

Дети называют ещё примеры.

Учитель просит девочек назвать предметы женского рода, а мальчиков – мужского рода.

Дети называют.

Уч: Рассмотрите рисунки. Придумайте предложения , в которых будет как можно больше слов с буквами –жэ, зэ.

Дети составляют.

Уч: Составьте маленький рассказ на тему «Цирк».

Дети составляют небольшой рассказ.

Уч: Прекрасно. Вы много использовали слова с буквами жэ и зэ. Давайте повторим, что мы узнали о звуках [ж], [з], [з’].

Дети:

  1. Звуки [з], [з’] – согласные, перед гласными а, о, у, ы, э – твёрдый; пред гласными и, е, ё, ю, я – мягкие.
  2. Звук [ж] – согласный, всегда твёрдый.

Уч: Вы хорошо потрудились. Давайте отдохнём и проведём фикультминутку.

VII. Физкультминутка. (Подвижная).

VIII. Первичное закрепление.

а) Чтение слов.

Доска:

жа-ба Жу-жу

 

 

 жир-ный

за-бор

 

 

жи-ла

зва-ли

 

 

 жи-вот

ар-буз

 

 

 ры-бий жир

ми-мо-за

 

 

 од-наж-ды

об-жо-ра

ба-нан

- Словарная работа (значение выделенных слов). Толковый словарь.

Уч: А сейчас, ребята, мы прочитаем очень интересный рассказ. О ком этот рассказ, вы узнаете, когда прочтёте его.

б) Чтение рассказа. Тетрадь «Я читаю» с.11.

Читают сильные ученики.

в) Анализ рассказа.

  1. Кто герой рассказа?
  2. Что она ела на ужин?
  3. А в жизни какой ужин у жабы?
  4. А у вас какой ужин?

Ответы детей.

Уч: Молодцы. Чтобы вы росли здоровыми нужно много есть фруктов, молочных продуктов. В них большое содержание кальция, который нужен для строения костей.

г) Работа в группах.

Уч: Возьмите простые карандаши. Первый ряд подчеркнёт слова, в которых есть буква жэ, а второй ряд – слова, в которых есть буква зэ.

Дети подчёркивают.

Проверка: обратная сторона доски.

IX. Итог урока.

Уч: Что больше всего понравилось на уроке?

Х. Рефлексия

Я даю вам маленький рисунок, на котором изображена жаба Жужу. Вы нарисуйте недостающие части, а главное, не забудьте улыбку, если вам урок понравился. Раскрасьте жабу, учитывая своё настроение.

Дети работают.

Всем спасибо. Жаба Жужу у всех получилась великолепной!