Сценарий классного часа "Конфликты взрослеющих детей"

Разделы: Классное руководство


Развернутый план классного часа.

Время Деятельность Ожидаемый результат Приемы Материалы
1–2

мин.

Проведение модератором психологической разминки Психологическая готовность группы в работе над проблемой Цветопись Карточки синего, зеленого, красного цвета.
2–3

мин.

Актуализация субъектного опыта учащихся Настрой на определение темы Интрига, ассоциация,

психологическая

разгрузка

Аудиозапись
1–2

мин.

Определение темы Формулировка темы Вопросно-ответное общение Слайд 1
3–5

мин.

Заполнение таблицы Запрос от классного часа Лист ощущений Таблица
1

мин.

Определение целевых установок Формулировка цели Резюмирование Слайд 2
1

мин.

Работа по итогам социотеста Осознание проблем Результаты опроса
5–7 мин. Работа с понятиями:

конфликт, конструктивные и деструктивные конфликты, причины.

Понимания терминов Ассоциация, фронтальная форма Слайд 3,4
5–7

мин.

Работа с ситуациями Выражение своей точки зрения Свои примеры, самоанализ Слайд 5,6
3

мин.

Заполнение таблицы Выявление проблем SWOT – АНАЛИЗ Таблица,

листы, фломастеры

3–5

мин.

Самостоятельная работа с тестом Определение склонности к конфликту Тест Бланк – тест
2–3

мин.

Комментирование таблицы Ознакомление со способами подавления гнева Способ

действия

Слайд 7, 8
3–5

мин.

Подведение итогов Достижение цели Обсуждение, кольцевая композиция, цветопись, рефлексия Карточки синего, зеленого, красного цвета.

Слайд 9

Классный руководитель:

– Здравствуйте дорогие друзья!
– Сегодня мы собрались с вами за круглым столом, чтобы обсудить очень важную, жизненную тему. Но перед началом разговора мне необходимо знать, с каким настроением Вы пришли сегодня на классный час. На столах лежат карточки-настроения, прошу поднять ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

Учащиеся:

(Учащиеся делают выбор, поднимают карточки по цвету: красный – хорошее, зеленый – удовлетворительное, синий – плохое..

Классный руководитель:

– Я вижу, что психологическая атмосфера соответствует нашему разговору.
– А теперь сядьте, пожалуйста, поудобнее и послушайте (звучит музыкальный фрагмент).

Представьте, что в ваш ботинок попал камушек. А теперь представьте, что с вами происходит. Можете представить? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может даже случиться и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становиться больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы.

Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка. Казалось бы, маленькая проблема, но становится большой проблемой.

– Какие ассоциации у Вас вызвал мой сюжет?

Учащиеся:

(Высказывание учащихся.)

Классный руководитель:

– Я считаю, что всегда полезно говорить о своей проблеме сразу, как только она обозначается. А сейчас я хочу, чтобы Вы хорошо подумали, нет ли у вас каких препятствий, которые сегодня помешали бы вам участвовать в нашем диалоге?
– Скажите по очереди: “У меня нет камушка в ботинке” или “У меня есть камушек в ботинке”.

Учащиеся:

(Ответы учащихся).

Классный руководитель:

– Действительно, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором правильного решения, но, однако не всегда правильно делаем это, что может привести к непониманию со стороны другого человека, разочарованию, потере близкого друга, любимого человека.
–Предлагаю подумать и сказать, какова сегодня тема нашего разговора? Каких проблем мы сегодня с вами будем касаться?

Учащиеся:

(Предположения и высказывания ребят.)

Классный руководитель:

– Да, действительно, Вы правы, но я хотела бы конкретизировать тему нашего разговора и обозначить ее как “Конфликты взрослеющих детей”. Вы согласны? (Презентация. Слайд 1)

Учащиеся:

(Учащиеся высказывают свое отношение.)

Классный руководитель:

– Как Вы считаете, эта тема актуальна сегодня для молодежи?

Учащиеся:

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

–А для нашего образовательного учреждения, нашей группы?

Учащиеся:

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– Что бы вы хотели узнать нового по теме нашего занятия? Для этого вы должны заполнить Лист ожиданий, сейчас я запускаю по кругу с двух сторон этот лист, на котором помещена таблица. Прошу заполнить по очереди свои варианты. (Приложение 1.)

Классный руководитель:

– Совершенно верно. На основе ваших высказываний мы определим цель нашего сегодняшнего разговора “ Рассмотреть понятие “Конфликт”, выяснить причины его происхождения и развития, определить пути выхода их конфликтных ситуаций”. (Слайд 2)
– Перед проведением классного часа, чтобы наш разговор получился конструктивным, я просила вас заполнить модель социотеста для изучения взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе. Результаты теста показали, что в нашей группе существуют проблемы мелкие конфликты на почве плохого поведения некоторых учащихся, нравственных качеств и качества учебы. А значит и есть пища для размышления. (Приложение 2.)
– Прошу подумать и сказать, что вы понимаете под словом конфликт?

Учащиеся:

(Далее следует озвучивание вариантов.)

Классный руководитель:

– Многие ученые и психологи говорят, что конфликт – одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной. Неужели конфликты – это необходимый атрибут человеческого общества? Конфликт может обладать как созидательной, так и разрушительной силой. Если конфликт разрушается неверно, возникает неприязнь друг к другу, травмируется психика, замалчиваются достоинства и преувеличиваются недостатки. В итоге конфликт может нанести серьезную психическую травму. Она может остаться у человека на всю жизнь и даже изменить ее в худшую сторону.
– Нужно помнить о том, что конфликты между людьми могут быть конструктивные, направленные на развитие отношений осуществления деятельности, и деструктивные, когда они направлены на удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждение какого-то человека за счет других людей, склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения обязанностей. (Слайд3, 4)

Классный руководитель:

– Может кто-то попытается сформулировать свое понятие конфликта?

Учащиеся:

(Выступление учащихся.)

Классный руководитель:

– Итак, под понятием “конфликт” мы будем понимать разногласия, в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов и потребностей.
– Самое страшное в конфликте – чувства, которые люди испытывают в этот момент друг к другу: страх, злоба, обида, ненависть.
– Скажите, пожалуйста, какие причины могут вызвать конфликтные ситуации?

Учащиеся:

(Следуют ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– Сейчас я предлагаю вам на примерах нашей группы рассмотреть две ситуации.

Ситуация 1. (Слайд 5)

Миша попросил у Виктора сотовый телефон, для того чтобы позвонить. Вышел с телефоном на улицу и не вернулся. На следующий день Виктор потребовал вернуть телефон, на что Михаил ответил, что телефон он потерял, и деньги за телефон вернуть не может (Слайд).

Классный руководитель:

– Есть ли в этой ситуации конфликт? Если есть, то, как его можно устранить? Если конфликт – поведение, то какое?

Учащиеся:

(Варианты ответов учащихся.)

Ситуация 2. (Слайд 6)

На перемене Алексей кричит Евгению: “Жека, дай сигарету!”, на что Евгений отвечает: “Свои нужно иметь”. Алексей зло в ответ говорит: “Ну и “козел” же ты!”, Евгений ответил на фразу Алексея нецензурной бранью. (Слайд)

Классный руководитель:

– Является ли эта ситуация конфликтной и почему? Каким образом конфликт можно было решить. Если конфликт – речь, то какая?

Учащиеся:

(Варианты ответов. После обсуждения учащимися выдвигается собственная версия понимания слова “конфликт”.)

Классный руководитель:

– Каковы на ваш взгляд, основные источники конфликтов внутри группы? Перед тем как вы приступите к работе, я предлагаю посмотреть на данную таблицу на доске. У нее необычное для вас название SWOT-АНАЛИЗ.
На сегодня это наиболее популярная методика анализа ситуации и оценки проблем, которые разбираются. Ее название складывается из первых букв английских слов Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны или имеющиеся внутренние проблемы), Opportunities (возможности, которые существуют) и Threats (угрозы). (Приложение 2)
– Совместно в процессе работы мы заполним ее.
– Я прошу вас взять по листу бумаги и написать свой вариант ответа в правый столбик .

Учащиеся:

(Записывают свои варианты ответов и закрепляют в правой колонке на доске.)

Они могут быть следующие:

  • оскорбления, сплетни
  • отсутствие взаимопонимания
  • борьба за лидерство
  • подлость и предательство
  • подхалимство
  • ложь и высокомерие
  • агрессивные ученики
  • мелкие кражи
  • хулиганство

Классный руководитель:

– Мы с вами выяснили, что многие конфликты разгораются, когда человек находится в состоянии гнева или агрессии, которое имеет не только эмоциональную, но и биохимическую природу. В этом состоянии в кровь поступает адреналин, вызывая последовательные физические реакции: учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, ощущается прилив энергии к мышцам. В считанные секунды человек переходит в состояние готовности. Это непроизвольная реакция и возникает независимо от желания человека. В тоже время она поддается осознанному контролю с его стороны. Самоконтроль, самоограничение одним людям удаются лучше, чем другим в зависимости от темперамента, уровня зрелости и ответственности.
– Поэтому, для того чтобы определить уровень вашей склонности к конфликтам, я предлагаю вам выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки.
– Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7-бальной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда; 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе. (Приложение 2)

Учащиеся:

(Выполняют тест.)

Классный руководитель:

– Итак, каждый из вас определил свою степень конфликтности, я надеюсь, что данный результат будет отправной точкой внутреннего воспитания, позволит спланировать каждому свой маршрут саморазвития личностных качеств.
– А теперь уместно будет поговорить о том, какие качества и умения необходимы для успешного разрешения конфликта, заполнив левую колонку свод – анализа.

Учащиеся:

(Записывают свои варианты ответов и закрепляют в левой колонке на доске.)

Они могут быть следующие:

  • Терпение;
  • Сдержанность в эмоциях;
  • Умение убеждать и т.д.

Классный руководитель:

(Комментирует таблицу.)

– Изучая литературу по данному вопросу, я нашла интересный материал по вопросу подавления гнева у подростков. Существуют разные способы подавления гнева. Некоторые способы подавления гнева нам предлагает известный психолог доктор Добсон. (Слайд 7)

(Просит ребят прочитать способы подавления гнева.)

  1. Объясните суть и причины своих отрицательных эмоций третьему лицу, известному своей способностью понимать других людей, то есть тому, кто мог бы дать вам совет и скорректировать ваши действия;
  2. Отнеситесь к человеку, вызвавшему у вас раздражение своим поведением с пониманием. Попытайтесь поставить себя на его место и ощутить его переживание;
  3. Попытайтесь понять мотив поведения человека;
  4. Это трудно, но попробуйте ответить добротой на проявление враждебности с чьей-то стороны.

Классный руководитель:

– Но существуют еще и другие способы завершения конфликта. Скажите, какие вы знаете?

Учащиеся:

(Следуют ответы.)

Классный руководитель:

– В науке действительно существует классификация способов завершения конфликтов, которые являются оптимальными для любого типа. Я прошу обратить внимание на слайд Основные способы завершения конфликта” по А.И. Шипилову. (Слайд 8)
– Основными способами завершения конфликта являются: разрешение урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
– Скажите, какой из способов завершения конфликта является оптимальным?

Учащиеся:

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– А я считаю, что разрешение конфликта является наиболее желанной формой завершения борьбы оппонентов, как правило, через переговоры, соперничество, сотрудничество, компромисс, уступки одной из сторон.
– А вы как считаете?

Учащиеся:

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– Итак, наш разговор подходит к логическому завершению. Перед нами свод – анализ проблем и пути решения в конфликтной ситуации.
– Как вы считаете наш разговор сегодня получился продуктивным?

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– Тогда я предлагаю вам вернуться вновь к тому листу – ожиданий, который вы заполняли в начале нашего классного часа, и отметить, все ли ожидания ваши оправдались, получили ли вы ответы на вопросы, которые у вас назрели, если нет, то в индивидуальном порядке мы с вами попытаемся их решить.
– Прошу вас выбрать ту карточку настроения, которая характерна для вас в конце нашего разговора.
– Но прежде чем, закончить наш классный час, я хотела бы прочитать одно стихотворение, которое, на мой взгляд, очень точно дает программу действия каждому человеку в воспитании себя как личности. Благодарю вас за работу, желаю, чтобы в вашей жизни было как можно меньше конфликтных ситуаций. Я уверена, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам устоять перед соблазном быть в конфликте. Пусть у вас все получится! (Слайд 9)

Заповедь.