Урок на тему "Вот он дом, в котором мы живем"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Задачи:

  • образовательная - познакомить ребят с историей района Кузьминки, происхождением названия района, символикой, некоторыми памятниками, расположенными на территории Кузьминок;
  • воспитательная - воспитывать интерес к истории своих родных мест, чувство патриотизма;
  • развивающая - развивать мышление, речь, память, внимание, воображение.

Оборудование:

  • карта города Москвы;
  • иллюстрации с изображениями герба и флага Кузьминок, памятников Ф.Полетаеву, Неизвестному солдату, С.Есенину, "Фонтан Славы".

Ход мероприятия

В подготовке описанного ниже внеклассного мероприятия принимают участие как классный руководитель, так и ребята. Классный руководитель выступает в роли ведущего, а определенная заранее группа ребят - помощники, предлагающие вниманию класса небольшие сообщения по темам.

1. Сообщение темы, предварительная беседа.

- Тема нашего классного часа звучит: "Вот он дом, в котором мы живем". И "дом", о котором мы сегодня будем говорить - район Кузьминки.

- Почему мы можем говорить о Кузьминках "дом"? ("Дом" не только здание, но и место, где живут люди:)

- Поднимите, пожалуйста, руку те, кто родились и живут в Кузьминках.

- А как называют людей, которые родились и выросли в одном определенном месте? (Коренные жители.)

- Почему их так называют? (Любое растение питается, растет и развивается в определенном месте благодаря своей корневой системе. Поэтому людей, прочно обосновавшихся в данном месте, называют коренными жителями.)

- Вот сколько у нас в классе коренных жителей Кузьминок!

- А теперь послушайте отрывок из поэмы "Кузьминки", написанной Русецкой Ольгой Алексеевной.

Истории свидетельство живое,
Вы для нас всех - святая благодать.
Здесь все такое русское, родное :
Где взять слова, чтоб чувства передать?!
О край родной, веселые Кузьминки!
Ты во сто крат милее дальних стран.
Неброский силуэт застенчивой рябинки
Разоблачит любой обман.
Кузьминки, добрые Кузьминки,
Откройте тайну мне свою!
Летят хрустальные снежинки,
И я в безмолвии стою :
Все более в раздумье погружаюсь,
Хочу постичь величие твое.
И с каждым днем все больше поражаюсь,
Как изначально просто бытие:

- Итак, начнем наше путешествие по району Кузьминки!

2. Месторасположение района.

- Кузьминки - один из красивейших районов нашей столицы. По площади зеленых насаждений Кузьминки являются одним из лидеров нашего города.

- Давайте попробуем на карте Москвы найти этот район! (Задание предлагается детям.)

3. Название района.

- Откуда же произошло название района? Об этом нам расскажет:

Первая версия.

Один из современных районов на юго-востоке столицы, занимающий обширную территорию между платформами Вешняки и Люблино, москвичи издавна называют "Кузьминками". Более 300 лет назад здесь рос густой сосновый лес, который пересекала небольшая чистая речка. Жители окрестной деревеньки построили водяную мельницу, от которой и происходит одно из старинных названий местности - "Мельница". А название "Кузьминки" предание связывает с именем одного из деревенских мельников - Кузьмы.

Вторая версия.

Название района связано с именами христианских святых Косьмы (Кузьмы) и Дамиана (Демьяна) - известными на Руси целителями, покровителями брака, ремесел, домашней птицы. В России день Кузьмы и Демьяна был одним из девичьих праздников и носил название "кузьминки".

4. Символика района.

- У каждой страны, государства, города есть свои отличительные символы. Что это? (Герб, флаг, гимн.)

У Кузьминок тоже есть свои герб <Рисунок1> и флаг <Рисунок2>.

(На доску вывешиваются увеличенные изображения герба и флага).

- Мы видим, что на гербе и флаге одинаковые изображения. Отличие только в форме этих символов.

- Как вы думаете, почему герб Кузьминок выглядит именно так? (Дети делятся своими предположениями.)

- А сейчас мы послушаем :, которая готовила ответ на данный вопрос.

Описание герба.

В золотом щите московской формы - укороченный и зазубренный сверху и снизу широкий голубой столб, обремененный двумя выплывающими с боков к центру золотыми лебедями, шеи которых образуют контур сердца.

Объяснение символики герба.

Голубой столб изображает предмет свадебного обряда - рушник (полотенце). В русской традиции свадебный обряд связан с именами христианских святых Кузьмы и Демьяна (Косьмы и Дамиана). Кузьма и Демьян - покровители брака, ремесел и домашней птицы. Кузьма и Демьян помогают молодоженам, "сковывают" свадьбу и брак.

Описание флага.

Флаг представляет собой двустороннее прямоугольное полотнище.

Изображение, помещенное на флаге, схоже с изображением на гербе.

После сообщения ребенка следует обобщить высказанные предположения и изложенные факты. Обобщение можно сделать с помощью вопросов:

- Почему говорят, что у герба Кузьминок московская форма?

- Почему на гербе изображены лебеди? Почему это не какие-нибудь другие птицы?

- Почему на гербе изображено полотенце?

5. Памятные места района.

- В Кузьминках множество памятников, музеев, которые посвящены историческим событиям, знаменитым соотечественникам, ставшим гордостью нашей страны.

Ребята подготовили несколько сообщений о памятниках, посвященных героям ВОВ.

Летом 1941 года немецкое командование сосредоточило на Московском направлении огромные силы. Жители подмосковных Кузьминок жили тревожной жизнью, большинство населения покинуло родные места. Бомбежки Кузьминок начались через месяц после начала войны и производились регулярно с 11 часов. Среди жителей поселка были установлены дежурства по защите построек от зажигательных бомб. После войны местные жители подкармливали пленных немцев, строивших больницы и жилые дома на Люблинской улице.

(Каждое сообщение сопровождает иллюстративный материал.)

Фонтан "Музыка Славы" <Рисунок3>

Основные композиционные элементы фонтана "Пирами Памяти" и "Фанфары Победы". Четырехгранная Пирамид посвящена памяти о четырех годах войны, о павших и живых, о горе и радости, о победах и поражениях, о подвигах и мужестве нашего народа. Ниспадающие струи воды - символ народных слез и скорби. "Фанфары Победы" воплощают триумф победы добра над злом, славу армии-освободительницы, доблесть воинов Отечества. Они представляют собой группу "золотых" стрел-труб, обращенных к небу. Перед фанфарами бьют основные струи фонтана.

Памятник Федору Андриановичу Полетаеву <Рисунок4>

7 мая 1998 года накануне дня Победы был открыт памятник Федору Полетаеву (на пересечении Есенинского бульвара и улицы Федора Полетаева), одному из прославленных героев войны против фашизма. Он геройски погиб в бою с фашистами на севере Италии. Удостоен посмертно звания Героя Советского Союза и высшей боевой награды Италии - золотой медали за военную доблесть. Федор Полетаев был смелым солдатом, обладал богатырской силой, поэтому его называли "Русский богатырь", "гигант Федор".

- Следующий памятник расположен в Аллее Славы. Кому он посвящен, отгадайте сами.

(Дети получают иллюстрацию <Рисунок5>, высказывают свои мнения.)

- Да, это памятник Неизвестному солдату. 23 февраля и 9 мая к нему приходят много взрослых и детей, чтобы почтить память тех, кто погиб на войне, защищая нашу Родину от врага.

- Кроме памятников, посвященных героям ВОВ, в Кузьминках есть памятники известным людям, внесшим большой вклад в развитие русской литературы.

Герой скульптурной композиции, о которой нам расскажет :, русский поэт. Мы предлагаем вам отгадать его имя, послушав написанное им стихотворение.

(Кто-то из ребят читает стихотворение С.А.Есенина "Белая береза".) <Рисунок6>

Памятник Сергею Есенину расположен на Есенинском бульваре в Кузьминках. Он был создан в 1972 году скульптором Владимиром Ефимовичем Цигалем.

Есенин изображен юношей, в сапогах и косоворотке, подпоясанной шнурком, с прядью непослушных волос, с курткой, переброшенной через плечо. На Есенинском бульваре разрослась березовая роща, которая является символом русской души есенинской поэзии.

6. Подведение итогов.

- Закончить наше путешествие мне хотелось бы строками все той же поэмы Русецкой Ольги Алексеевны "Кузьминки".

: Есть уголок земли такой:
Родной, мучительно-больной,
Пленивший редкой красотой
Всех, кто ступал сюда ногой:
Когда-то призванный Кузьмой
Прославить мельню над рекой:

- То, о чем мы с ребятами вам сегодня рассказали, лишь часть огромной истории района Кузьминки! А ведь у каждого района города Москвы есть своя интересная история! Вы при желании можете с ней познакомиться и поделиться с нами своими открытиями.

В заключение у ребят следует узнать о их впечатлениях: что было интересно, а что нет, что больше всего запомнилось.

Использованная литература:

  1. Коробко М.Ю. Усадебное ожерелье Москвы. - М., 1996.
  2. Памятники архитектуры Москвы. - М., 1990.
  3. Энциклопедия для детей. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. - М., 2001.