Урок "Виды текстов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Познакомить учащихся с видами текстов (описание, сообщение, рассуждение).
  • Закрепить умение строить распространенные предложения.
  • Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Ход урока

Оргмомент.

Проверка домашнего задания. Выслушать ответы на вопросы к тексту. Подвести ребят к выводу о том, что на вопрос лучше отвечать несколькими предложениями, тогда текст будет понятнее, интереснее, ярче.

Повторение пройденного.

Что такое текст? (Ответы детей)

Дидактическая игра "Продолжи" (составление текста на тему "Школа")

Работа в тетради.

Минутка чистописания: Г, Р.

Словарь: весело. Задание: придумай предложение со словом, подбери антоним.

Новый материал.

- Ребята, мы с вами счастливые люди, потому что умеем и любим читать. У нас множество молчаливых, но добрых и умных друзей. Эти друзья окружают нас дома, мы радовались встрече с ними в детской библиотеке, они ждут своего часа в нашей классной библиотеке. Вы, конечно, догадались, о чем речь. Друзья эти - книги.

Сегодня у нас в гостях папки - подборки "Для вас, любознательные" и "Про моря и океаны". Все эти книги разные, они выглядят по-разному и материал в них изложен по-разному. Почему? Давайте попробуем разобраться.

(Беру книгу Э.Шима, читаю на стр.26) :

  • Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы - одни другого краше!
  • Под темными елками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах - шляпы богатые: снизу из зеленого бархата, сверху коричневого. Загляденье!
  • Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!
  • Под ольховыми кустами сестрицы-сыроежки хороводы водят. Каждая в светлом сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Как хороши!

-Это текст? (Ответы детей)

- Прочитав его мы четко представили этих красавчиков (показываю муляжи грибов). Что нам помогло? - (Точное описание грибов писателем)

Какие слова помогли нам представить грибы? (Ответы детей)

-На какие вопросы отвечают эти слова? (Ответы детей)

- Вывод: текст, в котором описывается предмет, называется текстом-описанием.

(На доске делаю схему).

- А теперь, ребята, послушайте рассказ одной пятиклассницы:

Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила ее под дерево. Только наклонилась, чтоб масленок срезать, глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, боровичок схватила - и на дерево! Забралась высоко - высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня лукаво. Вот хитрюга!

- Это текст? (Ответы детей):

- О чем он? (Ответы детей)

- Да. В предыдущем тексте шло описание грибов, а в этом мы услышали и представили историю, которая случилась с девочкой в лесу. Она нам рассказывает об этой истории, сообщает. Такой текст называется текст-сообщение.

(продолжаю схему на доске).

- А вот сочинение моей бывшей ученицы Саши:

Однажды в деревне я наблюдала за купанием гусей в пруду. Рады были они воде. Одни плавали, другие весело гоготали, умывались, то и дело, опуская свои головы в воду. Вышли гуси из воды, а перышки все сухие. Почему гуси из воды сухими выходят?

Мама мне объяснила. Оказывается, перышки гуся смазаны жиром, который выделяется специальной железой на хвосте. Когда гусь чистит перышки, он клювом этот жир по всем перышкам разносит. Вода как бы скатывается с них, не намачивая перышки.

Вот почему гусь из воды сухим выходит.

- Это текст? (Ответы детей)

- Чем он отличается от остальных? (Ответы детей)

- Правильно. В нем Саша ищет ответ, на какой-то вопрос, старается найти объяснение. Она рассуждает. В этом тексте есть интересные слова-связки: почему? оказывается. Такой текст называется текст-рассуждение. (продолжаю схему на доске).

Закрепление материала.

- Какие тексты бывают? Назовите их, опираясь на схему на доске.

Ответы детей:

Дидактическая игра "Определи правильно вид текста".

(Использую творческие работы детей класса)

А) Почему зубы надо чистить два раза в день?

Б) Сообщение о кошках.

В) Стихотворение "Мы за мир" С. Михалкова.

Дети определят виды текстов (обсуждение, повествование, описание).

Рассматривание подборки книг, определение содержания по заголовку.

Подведение итогов урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Ответы детей)

Домашнее задание: устно описать свою игрушку.