Использование проектной деятельности на уроках химии

Разделы: Химия


В последнее время все больше внимания уделяется применению технологий проектирования в процессе преподавания различных предметов школьной программы. Возникла проблема: как при малом количестве часов (1 час в неделю), довольно обширной программе (все, но «по верхам») и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса химии интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектировочная деятельность.

В МОУ СОШ №6, где я работаю, сформирована среда, позволяющая решить проблему разноуровневой подготовки учащихся. Каждый работает в своем темпе и является создателем и носителем уникального опыта по освоению проектировочных навыков и умений. Оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старания самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе – является хорошим стимулом для дальнейшего обучения. Использование технологии проектировочной деятельности привело к повышению уровня мотивации учащихся через осознанное отношение к учебе, появились реальные условия для бесконфликтной педагогики, обучения самоанализу, воспитания самокритичности и рефлексии. Изменился взгляд на образование, понятие «Ты должен» заменяем «Я помогу тебе». На предмете «Химия» технология проектирования помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познания, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики вместе от проекта к проекту работают над этим. В основе проектировочной деятельности лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие практического интеллекта.

Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Непременным условием проектировочной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана программ и организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектировочная деятельность может применяться в изучении всех предметов. Примеры использования проектировочной деятельности в работе позволили выделить значимые для педагогики положительные стороны этой деятельности:

– направленность на индивидуализацию обучения;
– активизацию учения;
– стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.

Конечно же, современный аналитический взгляд на педагогику метода проектов выявляет и слабые стороны этого метода:

– недостаточность формирования теоретического мышления учащихся;
– сведение роли учителя только консультативной.

Проектное обучение продиктовано временем. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Одним из способов организации самостоятельной работы учащихся является обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве – это модель использования малых групп учеников в классе. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным ученикам или группе учащихся. Вместе с тем в нужный момент он может объединить всех учащихся класса, дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо и т.д.

При разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах необходимо знание типологии проектов. Таковыми могут быть:

  1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, практико-ориентированный и пр.
  2. Доминирующий в проекте содержательный аспект: естественно-научные исследования, экологические, географические, исторические исследования.
  3. Характер координации проекта: непосредственный, жесткий, гибкий.
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые).
  6. По продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов.

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газеты, видеофильмы, экспедиции и пр.).

Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Реализация проектировочной деятельности и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате,  так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

В связи с появлением возможности использования телекоммуникаций, появляется возможность разработки телекоммуникационных проектов. Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. В телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

– предусматриваются множественные или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим и прочим явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
– предусматривается сравнительное изучение того или иного явления, события, имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения.

Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и учащихся.

От учителя требуется:

– умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
– владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;
– переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, фронтальных форм работы;
– владение искусством коммуникации;
– способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
– умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
– владение компьютерной грамотностью;
– умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От учащихся требуется:

– знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения);
– владение компьютерной грамотностью;
– владение коммуникативными навыками;
– умение самостоятельно интегрировать полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;
– в случае международного проекта – практическое владение языком партнера

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

1 Этап. Организационный. Создание группы учащихся для работы над проектом.

2 Этап. Планирование разработки проекта. На этом этапе важно добиться чтобы участники проекта понимали: зачем нужно каждое действие, какова его цель и почему именно в такой последовательности эти действия нужно выполнять.

3 Этап. Определение желаемых результатов проекта. Задача – научиться оценивать цели.

4 Этап. Выдвижение и выбор идей достижения желаемых результатов. Задача – научиться оценивать и сравнивать идеи достижения целей (список идей, соотнесение идеи к каждой поставленной цели относительно сложности, полезности). Оценки заносятся в таблицу.

5 Этап. Работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю выполнять роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

6 Этап. Планирование реализации проекта. Задача этапа – научиться планировать действия, необходимые для достижения целей. Разработка плана графика в виде ленточной диаграммы:

Действие Результат

Месяцы, недели, дни

сентябрь октябрь ноябрь декабрь

недели

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
1.                                                      
2.                                                      

7 Этап. Планирование ресурсного обеспечения проекта. Задача – научиться планировать ресурсное обеспечение проекта и оценивать его ресурсную обеспеченность. Результаты заносят в таблицу

Действие

Кто

Где

Когда

1.                                                                                                                            
2.                       

8 Этап. Экспертиза проекта. Задача – закрепление умения оценивать проекты. Внутренняя экспертиза (в профильной группе) готовых проектов. Внешняя экспертиза (учёными вузов).

9 Этап. Выполнение проекта.

10 Этап. Презентация проектов (на уроке, на стендах, на научно-практической конференции, на фестивале методических идей).

11 Этап. Рефлексия, анализ выполненной работы. Планирование на следующий год.

Общешкольные фестивали презентаций учебных проектов – праздничное мероприятие, на котором подводятся итоги проектной деятельности старшеклассников за учебный год. Презентации проектов проходят в актовом зале с приглашением всех учителей, родителей и гостей. Часть проектов представлены рекламной информацией на стендах, на выставке – в виде папок и компакт-дисков. Остальные проекты участники представляют устно, используя компьютерную мультимедийную презентацию. Каждый участник Фестиваля получает диплом, лучшие работы рекомендуются для участия в городских и региональных форумах. При этом оценивается актуальность исследования, наличие экспериментов, новизна опыта, глубина выводов и качество презентаций учебного проекта.

Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам. Настоятельно рекомендую технологию портфолио, которая учит самостоятельности и осознанной работе с информацией и документацией, используемой при разработке и внедрении проектов. Очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Необходимо использовать дополнительные формы организации самостоятельной деятельности учащихся. Можно обратиться к системе докладов, рефератов, проектов по отдельным вопросам изучаемого предмета. Учащиеся, кто в одиночку, а кто и небольшой группой, систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Учащиеся, которым необходимы определенные условия для выполнения работ, будут иметь возможность проводить некоторые виды работ непосредственно на уроке или после уроков.

Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать следующее обобщение. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход сочетается с методом обучения в сотрудничества. Проектировочная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники.

В своей работе я совмещаю традиционную и личностно-ориентированную системы обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома и в школе.

У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся.

Далее приводятся примеры проектной деятельности, которые мы выполняем с учащимися на уроках химии и во внеурочное время.

Проектировочная деятельность при создании кроссвордов

Тип проекта: практико-ориентированный.

Планируемый результат: создание оформлений тематического кроссворда.

Предметно-содержательная область: химия и любой образовательный предмет.

В предлагаемой проектировочной деятельности кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также для того, кто его создает.

Ход проекта:

– определение темы для кроссворда;
– отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
– создание макета кроссворда на бумаге;
– создание макета кроссворда на ПК;
– запись вопросов и ответов к кроссворду;
– представление результатов работы учителя.

В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретенных ими знаний.

Пример кроссворда «Неорганическая химия» 8 класс «Простые вещества» представлен в Приложении 1.

Пример исследовательского проекта «Внутренние воды города-курорта Анапа. Жесткость воды» представлен в Приложении 1.

В данной работе была проведена оценка качества воды: цвет, мутность, прозрачность, запах, количество растворимых примесей загрязнение нефтью, мазутом, С.М.С., были проведены химические опыты на наличие свободного хлора, определен бактериологический анализ воды.

Пример социального проекта «Здоровая молодежь – сильная Россия» представлен в Приложении 1.

Список литературы:

  1. Балабан М. Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков. М., 2001.
  2. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Краснодар. – 2000 г.
  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000 г.
  4. Гузеев В.В. «Метод проектов, как частный случай интегральной технологии обучения» // Директор школы. – 1995г. - №6
  5. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогичеком процессе – Л., 1925 г.
  6. Коллингс Г.С. Опыт работы американской школы по методу проектов – М., 1926 г.
  7. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Москва, «Народное образование», 1998 г.
  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., 2005 г.
  9. Тубельский А.Н., Кукушин Н.Е., Старостненкова М.В. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания. – М., 2001 г.
  10. Турчанинова Ю. «Свобода учиться и учить»// «Директор школы», №1 – 1997 (38)