Программа "Профессиональное самоопределение"

Разделы: Школьная психологическая служба


Возраст учащихся: 14-15 лет (8 – 9 класс)

Срок реализации: 2 года

Раздел 1. «Пояснительная записка»

Цель курса: Актуализировать процесс профильного и профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающий получение знаний о себе, о мире профессионального труда, выработка собственной позиции развитие способности к критической переработке информации, вселение в юношу оптимизма, уверенности в себе, а также проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением.

Задачи:

  • Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений;
  • Развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
  • Раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, ценностных ориентаций);
  • Развивать рефлексию как процесс познания и понимания старшеклассником самого себя и других;

Психологическая готовность к самоопределению – основное новообразование старшего школьного возраста. Осознание своего места в системе человеческих отношений, ощущение себя субъектом выбора собственной судьбы представляет собой трудную жизненную ситуацию для подростков. Личностные изменения зачастую сопровождаются всплесками негативных эмоций, конфликтностью, категоричностью, негативизмом. Становление новообразования происходит вначале на бессознательном уровне, поэтому подростки ещё не могут разобраться в этом самостоятельно. Психология, пожалуй, единственная дисциплина в современной школе, которая может целенаправленно помочь человеку увидеть то, что он ищет, способствовать становлению более конструктивных техник преодоления трудностей.
Основной смысл личностного развития в подростковом и раннем юношеском возрасте состоит в осознании школьником уникальности, в понимании и признании того, что и любой другой человек столь же уникален и индивидуален.
При переходе к старшему школьному возрасту важным является процесс осмысления собственных способностей и интересов в различных видах деятельности. Подростки начинают задумываться о жизненной перспективе, планах, целях, ценностях, лежащих в основе выбора профиля обучения и будущего пути. Без самоопределения, стабилизации личности невозможно формирование мировоззрения. Без сформированности мировоззрения как определённой системы жизненных ценностей личности очень трудно найти своё место в мире человеческих отношений.
Знакомясь со способами самопознания и самоанализа личности, подростки соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определённой профессии. Проводимые профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения, развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности.
Выбирая будущую профессию. Старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.
Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.
Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов (активизации). Работа по профессиональному самоопределению предполагает решение следующих основных задач:
Первая задача – информационно-справочная. Может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и.п.
Вторая задача – диагностическая, направленная в идеале на самопознание юноши/девушки, может быть решена с использованием несложных, психодиагностических методик.
Третья задача связана с морально-эмоциональной поддержкой самоопределяющегося молодого человека. Здесь могут быть использованы специальные игровые профконсультативные методики (Пряжников Н.С., 1991,1993), Самоукина Н.В., 1992) .
Четвёртая задача связана с принятием конкретного решения. Совместное подведение итогов, что важно как для развития рефлексии учащегося.
Представляется актуальным и целесообразным на данном этапе, т.е. в 8-9 классах, проведение курса « Профессиональное самоопределение». Особый акцент в данном курсе сделан на развитие личности, рефлексии, способов самовоспитания. Подростки получают знания о самом себе, и других людях, о том, как нас видят окружающие, как развивается человек, каковы мотивы его поступков и поведения.
В структуру занятия обычно входят три части: разминка, работа по теме, подведение итогов.
Форма организации – групповая, с возможностью индивидуальных консультаций для участников группы.
В течение курса учащиеся должны подготовить презентацию по теме, которую он выбирает в зависимости от своих интересов, личного опыта, объёма знаний, и представить его перед одноклассниками.
Презентация работы по теме перед одноклассниками проходит в виде доклада. Тематическое сообщение занимает не более 10 минут с последующими ответами на вопросы других учащихся. Предполагается небольшое обсуждение доклада с элементами обратной связи от других участников группы

Раздел 2. Учебно-тематический план

Календарно-тематическое планирование на программу 76 часов прилагается. (Приложение 1)

Раздел 3. Содержание программы

1 год обучения

Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)
Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий.

Тема 2. Познай себя (2 часа). Общее понятие о личности.
Дать учащимся общее представление о феномене «человек», его сущности и уникальности. Внутренний мир человека и возможности его познания. Уникальность личности каждого человека.

Тема 3. Ценности и потребности человека (5 часов)
Осознание своих ценностей – один из главных путей понимания самого себя и своего места в жизни, показатель личностной зрелости и морального развития человека.

Тема 4. Твои возможности без границ (2 часа)
Право каждого соотечественника на собственное содержание образования, собственный имидж через образовательную и профессиональную деятельность.

Тема 5. Я в мире профессий. (10 часов).
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Тема 6. Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда. (4 часа)
Социальные перемены отражаются на профессиональной структуре общества. Изменяются ли общество и мир профессий в нашей стране.

Тема 7. Рынок труда и образовательных услуг.(3 часа)
Рынок туда современной России. «Ключи» от профессионального успеха. Проектная работа «Радуга московских профессий»

Тема 8. Пути продолжения образования и приобретения профессии (3 часа).
Где можно получить профессию, какие проблемы придётся преодолеть при выборе места образования по окончанию школы.

Тема 9.Притязания человека и его профессиональная карьера. (2 часа).
Какое значение имеет воля в достижении профессиональных успехов. Волевые качества личности.

Тема 10. Практика – лучший способ познать себя и профессию (2 часа).
Сферы профессиональной деятельности. Проектная работа «Радуга московский профессий» 3, 4 этап. Обсуждение результатов.

Тема 11. Принятие решения о выборе профиля обучения. (1 час)
Перспективные цели и их достижение.

Тема 12. Портфолио – копилка моих достижений. (2 часа)
Что такое портфолио, презентации своих учебных и профессиональных достижений.

Тема 13. Итоговое занятие. Творческое задание «Ты среди людей»

2 год обучения

Тема 1. Повторение материала 1-года обучения (3 часа)
Повторение знаний и умений за первый год обучения. Планы занятий на учебный год. Тестирование характера, темперамента, склонностей учащихся.

Тема 2. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Способность к запоминанию. (9 часов)
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных сферах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.

Тема 3. Профессиональные пробы по профессиям сферы «человек-техника» (3 часа)
Что важно знать о профессии типа «человек-техника» Основные психологические качества.

Тема 4. Способность быть внимательным (2 часа)
Общее представление о внимании. Условия развития внимания.

Тема 5. Основы логического мышления (2 часа)
Роль образов в процессе переработки информации. Логические игры и упражнения.

Тема 6. Профессиональные пробы по профессиям сферы «человек – знаковая система. (4 часа)
Информационное общество и твои возможности. Ведущие психологические качества.

Тема 7. Индивидуальные способы переработки информации. (3 часа)
Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего. Тесты на особенности мышления.

Тема 8. Профессиональные пробы по профессиям сферы «человек-природа» (2 часа)
Выбор специальности. Ведущие психологические качества

Тема 9. Профессиональные пробы по профессиям сферы «человек-художественный образ» творческая деятельность (2 часа)
Творчество и человек. Ведущие психологические качества. Творческие профессии.
Тема 10. Человек среди людей (3 часа)
Личность и межличностные отношения. Психологическая совместимость людей. Виды общения. Конфликты, пути решения конфликтных ситуаций.

Тема 11. Оценка способности школьников к выбору профессии. (3 часа)
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии а различных видах профессиональной деятельности.

Раздел 4. Методическое обеспечение программы

Групповые занятия проводятся с включением упражнений, игр, тренингов, составление и решение кроссвордов..
Для организации учебного процесса необходима дополнительная литература, иллюстрации, наглядный материал, ИКТ, магнитофон, аудиокассеты, бумага, тетради для записей, альбомы, карандаши, фломастеры, мяч.
В зависимости от целей и задач обучения и от мотивационной готовности группы, преподаватель может применять такие приёмы, как свободная дискуссия, беседа, поведенческий тренинг, лекционное объяснение и т.д. Используются также методы исследования личности (психодиагностические процедуры), экспрессивные методы творческого самовыражения в рисунках, письменных работах, метод анализа конкретных ситуаций и обсуждение различных психологических проблем (например, чтение и обсуждение научных, научно-популярных и художественных текстов). Несмотря на существование конкретного плана групповой работы, всё-таки нельзя отнести способ ведения занятий с подростками к чётко программному ведению, так как в намеченный замысел могут быть внесены коррекционные изменения прямо по ходу занятий.

Список литературы для учащихся

1. Преподавание психологии в школе. Учебно-методическое пособие III-XI классы под редакцией И.В. Дубровиной. – М.: Изд-во МПСИ
2. Профессиональное самоопределение: Выбор профиля обучения и профессии: учеб. Пособие для учащихся 9 класса /С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичнв. – М.: Образовательный издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2010.
3. Твердохлебов Н.А. «Тренинг общения для подростков». М., 2003 г.
4. О. Н. Гнездилова, М.В. Фокина. Развитие личности подростка в современной школе. М:Издательство МПСИ;Воронеж:Издательство НПО “МОДЭК», 2006.

Список литературы для родителей

1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
2. Чернявская А.П., Психология по профессиональной ориентации. Издательство Владос-Пресс. 2011г.
3. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В., От выбора профессии к успеху в жизни. УЦ. Перспектива, 2001г.