Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке в старшей группе: "Гуси-лебеди"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:  Закреплять навыки лепки. Развивать у детей внимание, память, творческое мышление и инициативу самостоятельно определять материал, из которого изготовлен предмет, характеризовать свойства и  качества предметов. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать органы восприятия: зрения, слуха; закрепить знания об основных формах предмета и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.

Предварительная работа:

  1. Драматизация русской народной сказки « Гуси-лебеди».
  2. Обучение навыкам развития чувства формы, цвета, пропорций, художественного вкуса.
  3. Изготовление масок и костюмов, атрибутов к драматизации.

Демонстрационный материал: пластилин, дощечка для лепки, коробочка, материал, кукла-малыш, 8-10 полешек, 5-6 яблок, миска, кувшин с «молоком», платок голубого цвета, метла, корзина, кроватка, маски кота, ежа, гусей-лебедей, печка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня нам занятие поможет провести такой предмет, который мы должны угадать.

Итак, внимание, сейчас я занесу волшебный ящик, а вы попробуйте угадать, кто будет нашим помощником. Что лежит в этом ящике?

Поиграем в такую игру: вы спрашиваете, какой это предмет, а я буду говорить вам ответ-подсказку.

Дети: Это предмет живой?

Воспитатель: Нет.

Дети: Он мягкий?

Воспитатель: Он может быть и мягким и твёрдым. Мы его используем во время занятии по лепке.

Чтобы вам легче было угадать, я задам вам загадку.

Я весь мир слепить готов,

Дом, машину, двух котов,

 Я сегодня властелин,

У меня есть……….

(пластилин)

Дети: пластилин.

Воспитатель: давайте проверим. Да пластилин.

Ребята, а когда он бывает мягким?

Ответы детей.

Воспитатель: Когда он бывает твёрдым?

У каждого ребёнка на столе пластилин и дощечка для лепки.

Я вам сейчас загадаю загадки, а отгадку вы должны сделать из пластилина.

Жаркий шар на небе светит,

Этот шар любой заметит

Утром смотрит к нам в оконце

Радостно сияя……….

(солнце)

Круглое, румяное я расту на ветке

Любят меня взрослые и маленькие детки.

(яблоко)

В воде купался, а сух остался.

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(гусь)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(речка)

А сейчас перечислите, что получилось у вас.

Дети: солнце, яблоко, гусь, речка.

Воспитатель: Ребята из каких сказок эти персонажи?

Дети: Гуси-лебеди.

Воспитатель: Кто написал эту сказку?

Дети: Русская народная сказка

Воспитатель: Давайте вместе вспомним сказку « Гуси –лебеди».

Жили –были муж и жена у них была дочка Машенька да сыночек Ванечка. Вот мать говорит: « Мы пойдём на работу, а ты береги братца не куда не ходи со двора. Отец с матерью ушли, а дочь позабыла, что ей приказывали: посадила братца побежала на улицу заигралась с подружками. А тут налетели Гуси – лебеди подхватили Ванюшу и унесли в дом Бабы – яги.

Воспитатель: Пришла Машенька домой.

Машенька: Ой, а где же братец мой?

Где же Ванечку найду?

Ой, попали мы в беду!

Воспитатель: Побежала девочка догонять  Гусей-лебедей. Встретилась ей на дороге печка.

Печка: Я пеку, пеку, пеку,

Каждый миг по пирожку!

Пирожок мой очень вкусный:

Вот грибной, а вот капустный.

Машенька: Печка ты, печка, укажи мне путь.

Ты скажи мне печка,

Братца как вернуть?

Печка: Если дров в меня подбросишь,

Я исполню всё, что просишь!

Ты беги по той тропинки,

Там увидишь две осинки,

Перепрыгни ручеёк,

Поднимись на бугорок.

Воспитатель: Побежала Машенька дальше, видит- стоит яблоня.

Яблоня: Золотые яблочки, яблочки лесные,

Весело играют, медом налитые.

Машенька: Яблонька ты. Яблонька укажи мне путь. Ты скажи мне яблонька братца как вернуть?

Яблоня: Яблочки мои стряхни, ох тяжелые они.

Вот теперь мне полегчало!

К ручейку беги сначала.

Воспитатель: Побежала Маша к ручейку, впадавшему в большую реку.

Маша: Речка, речка……

Речка: Отодвинешь камень тяжкий, помогу тебе бедняжке.

            (Маша отодвигает камень)

Речка: ну теперь могу вздохнуть!

            Ты как надо держишь путь!

Воспитатель: Зашла Маша в тёмный лес и видит ёжика который играет с другими зверятами.

Маша: Ёжик, ёжик……….

Ёжик: В тёмный лес ведёт дорожка,

Там изба на курьих ножках

Твой братишка в той избе…

Ну, счастливый путь тебе!

Воспитатель: Пошла маша по дорожке и видит:

Вон в лесу стоит изба,

На верху торчит труба,

Огонёк горит в окошке

Под избою курьи ножки.

В той избе живёт Яга,

А сова её слуга!

Баба яга: Здравствуй, Маша, как дела?

Ты зачем сюда пришла?

Маша: Где Ванюша, братец мой?

Я возьму его домой.

Баба яга: Ишь, чего ты захотела!

Ванька нужен мне для дела!

Будет песни напевать,

Бабку ёжку развлекать.

Маша: Ой, бабулечка Ягуша,

Пожалейка ты Ванюшу.

Баба яга: Нет, девчонка, не проси!

Ну-ка милые котята,

Загадайте вы загадки.

1 кот: После стирки у простынки

Он разгладит все морщинки

Только ты его не тронь

Он горячий, как огонь.

2 кот: На верёвках пальцы

Держат  одеяльце.

3 кот: Он пыхтит как паровоз

Важно держит к верху нос

Пошумит, остепенится,

Пригласит чайку напиться.

Баба яга: Эти дети так умны, вон как Маше помогли. Сможешь дома так прибрать, чтоб пылинки не видать.

Воспитатель: Дети все взялись для дела и работа закипела.

Баба яга: Да, с работой вы хорошо справились. Но я ведь бабусенька - вреднюсенька.

Не отдам тебе я Ваню и тебя себе оставлю.

Кис-кис-кис, котики, котики, Мягкие животики, Вы сидите сторожите, да во все глаза глядите.

Чтоб девчонка не удрала,

Вместе с братцем не сбежала!

Маша: котики, котики голодные животики.

Молочком вас угощу и сметанки притащу.

Воспитатель: стали коты молочко лакать и не заметили как Маша в избушку проскользнула, Ваню подхватила и побежала.

Баба яга: стой, куда? Ох вы, котики, ленивые животики

Всё проспали, проморгали, Ваню с Машей потеряли.

Гуси мои, гуси, догоняйте, Ваню с Машей возвращайте!

Воспитатель: Добежали дети до речки. На речке молочные волны играют, в кисельные берега ударяют.

1 девочка: Тихо плещется река,

Ровно дышат облака.

Сели в реку облака

Растопыриди бока.

2 девочка: Дорогие облака,

Не валяйте дурака.

Отправляйтесь-ка на небо:

Небо глубже, чем река!

Воспитатель: Побежала Маша к речке и говорит.

Маша: Реченька, речка спрячь нас поживей,

Защити нас, речка, ты от злых гусей.

Речка: Что ж садись скорей дружок, под крутой мой бережок.

Воспитатель: Побежали Маша с Ваней дальше и встретилась им яблонька.

Маша: Яблонька, яблонька…

Яблоня: Становитесь, детки, под густые ветки.

Воспитатель: Маша с Ваней побежали дальше, видят на дороге печку.

Маша: Печка ты, печка…

Печка: Я укрою вас заслонкой, пролетят они сторонкой.

Воспитатель: Только дети успели спрятаться, как налетели гуси- лебеди, стали в заслонку клювами стучаться. Стучали, стучали, все клювы поотбивали, так и ни с чем и вернулись к Бабе яге

Прибежали дети к своему дому,

Машенька: Вот он, вот он, дом родной.

Снова дома мы с тобой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас давайте вспомним чем мы занимались сегодня на занятии? (ответы детей).