Полимеры. 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Цель: Изучить особенности строения полимеров и их применения в народном хозяйстве.

Задачи:

  1. Образовательная – рассмотреть простейшие по составу и строению полимеры, суть реакции полимеризации, поликонденсации, показать взаимосвязь строения полимеров с их свойствами.
  2. Развивающая – расширить кругозор учащихся, развивать мышление, развивать навыки работы в группах, уметь оказывать взаимопомощь.
  3. Воспитательная – охрана окружающей среды, +, -, действие полимеров на окружающую среду, роль русских ученых в развитии химии.

Оборудование: таблица классификация полимеров, инструкционные карточки, информационные листы, основные понятия урока на доске, выставка полимеров, шаростержневые модели атомов, при наличии мультимедиа все понятия можно показывать через него.

Эпиграф:
Нас полимеров окружает рать…

Ход урока

1. Организационный момент: Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы с вами будем работать группами, для этого нужно распределиться на 5 групп соответственно фамилии указанных в списках, желаю вам успеха в вашей работе (группы формирует учитель в зависимости от особенности классов).

2. Основная часть: учитель читает стихотворение:

“Двадцатый век стал веком полимеров,
От слез гивеи давшей каучук,
Пошли молекулы невиданных размеров
Благодаря древнейшей из наук .
Да, это химия её заслуга
В том, что сегодня украшают быт
Игрушки из пластмассы и посуда,
Тефлон и оргстекло и карболит.
Одежда, обувь, мебель….Посмотрите
Нас полимеров окружает рать!
И в технике они и в медицине
Незаменимыми сумели стать.
Шуршат в пути автомобилей шины,
Искусственное сердце бьется в такт
Волокна, смолы, пластики, резины
На службе человечества стоят!

Ребята из стихотворения видно, что полимеров очень много, все они находят применение в народном хозяйстве, многие сферы жизни не возможны без них, за ними будущее. Сегодня на уроке мы изучим полимеры самые простые по строению и составу и определим область применения этих полимеров.

Запись в тетради: тема урока Полимеры.

Запись на доске:

Основные понятия урока: Мономер, Полимер, Макромолекула.

Их характеристики: Структурное звено, Степень полимеризации, Молекулярная масса, Геометрические формы.

Проводится беседа по вопросам:

  1. Какие полимеры вы знаете?
  2. Что общего у этих полимеров?

Рассмотреть таблицу классификация полимеров (Приложение 1) ответить на вопрос при помощи каких реакций получают полимеры?

Способы получения полимеров:

Полимеризация
а) гомополимеризации
б) сополимеризации
 Поликонденсация
 а) гомополиконденсации
 б) сополиконденсации

Откройте страницу 88 учебника, записать примеры этих реакций, желающие записывают примеры на доске.

Что такое полимеры?

Полимеры это вещества молекулы, которых состоят из множества повторяющихся структурных звеньев, соединенных между собой химическими связями.

Беседа по таблице, вывод: Полимеров очень много, но все они подчиняются общему строению:

Запись в тетради: n CH2= CH2 ----(-CH2-CH2-)n

Мономер – вещество, из которого образуется полимер.

Структурное звено – повторяющаяся группа атомов.

n-степень полимеризации.

Особенность полимеров – огромная молекулярная масса, может достигать несколько тысяч ,чаще это величина средняя.

Полимеры могут иметь различную геометрическую форму:

Линейную – структурные звенья соединены в длинные цепи, одно за другим.

Разветвленную –структурные звенья соединены беспорядочно.

Пространственная – линейные молекулы соединены между собой химическими связями.

3. Практическая часть: Мы познакомились с полимерами наша задача, изучить полимеры получаемые из этилена, пропилена, хлорвинила, тетрафторэтилена, для этого у каждой группы на столах имеется инструкционная карточка (приложение 2 )

и информационный лист (приложение 3) На 2 полимера информационные листы даны в приложении 3, остальные полимеры учитель может взять по выбору на своё усмотрении.

Учащиеся по группам рассказывают о полимерах, каждая группа заполняет информацию на доске, показывая модели полимеров, изделия из пластмассы выбранные в коллекции, применение этого полимера в народном хозяйстве.

4. Охрана окружающей среды: “ Нас полимеров окружает рать…”

Ребята это хорошо или плохо? Что хорошего?

Что плохого? Вся планета заваливается отходами, наша с вами задача сохранить планету чистой, так как планета наш дом… Девочка принесла из дома сшитые сумки из зонтов, предлагает каждому иметь такую сумку, чтобы меньше пользоваться полиэтиленовыми пакетами, которые загрязняют окружающую среду.

Итог урока:

  1. Что узнали?
  2. Что изучили?
  3. Оценки .
  4. Домашняя работа.