Обзор журнала "Русский язык в школе" и приложения к нему "Русский язык в школе и дома"

Разделы: Литература


Мной были рассмотрены восемь номеров журнала «РЯШ» за 2010 г. и приложение «РЯ в школе и дома»

Какие общие впечатления? Тематика журнала по прежнему многогранна. Журналы рассчитаны на учащихся разного возраста и способностей.

Очень много материала для тех учителей, кто занимается углубленным изучением русского языка. Материалы, используемые на факультативных занятиях и на уроках литературы при работе над языком произведения. А так же такие, которые можно брать на обычные уроки и в классы ККО.

Особое внимание я обратила на материал, предлагаемый для подготовки к новой форме экзамена в 9 классе и ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

Что касается ГИА — 9 класс?

В первых трех номерах журнала в разделе «Методика и опыт» дана статья Т. М. Пахновой «Комплексная работа с текстом, как путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе».

Как помочь 9-классникам эффективно подготовиться к ГИА ? Ответ на этот вопрос, как говорит автор, может быть только таким: надо подготовиться постепенно, в процессе занятий в классе и дома.

Используя на уроках комплексную работу с текстом, мы избегаем натаскивания.

Преодолеть трудности этой работы ученику поможет умение вести диалог с текстом, если тексты, предлагаемые для изложения (в том числе сочинения -рассуждение), связаны между собой тематически, если они интересны девятикласснику, вызывают отклик в его уме и сердце.

В журнале № 1 статья Сидоровой Г. А. «Об одном из приемов сжатия текста». Здесь дается ряд упражнений для отработки умения его применить.

В разделе «Дидактический материал»в том же номере так же дана работа с текстом при подготовке к сжатому изложению в 9 классе автора Хаустовой Дарьи Александровны.

В разделе «Справочный материал — учителю»- таблица Оксаны Васильевны Зарубиной «Функции языковых явлений» (материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему).Продолжение дано в журналах № 2-4.

В журнале № 3 в разделе «Методика и опыт» статья Людмилы Сергеевны Степановой «ГИА 9 — основные итоги и предстоящие изменения». В статье отмечается положительное влияние ГИА на образовательный процесс в основной школе, анализируются статистические данные, полученные на экзамене 2009 г., раскрываются проблемы в обучении, выявленные экзаменом. Автор аргументированно объясняет изменения, которые будут внесены в КИМ 2010 г.(сокращено количество заданий с выбором ответа, уточнены формулировки и модели некоторых заданий, разработаны новые варианты существующих заданий, а так же скорректирована система оценивания).

Как показывает практика, подготовку к обязательным письменным экзаменам по русскому языку следует начинать уже с 5 класса, т. к. становление умений и навыков должно проходить поэтапно. В связи с этим в журнале № 4 Людмила Геннадьевна Ларионова дает дидактический материал «Подготовка к экзамену по теме «Имя существительное»

В журнале № 5 следующий «Дидактический материал » Ларионовой — «Имя прилагательное». Так же в этом номере тесты по культуре речи. К ним даны ключи — ответы.

В журнале № 6 «Дидактический материал » Ларионовой — «Глагол». В этом же номере в рубрике «Методическая почта»размещена статья Марины Викторовны Кульгавчук «Еще раз об обучении по созданию письменного текста на уроках русского языка и литературы в целях подготовки к ЕГЭ в 11 классе».

Автор размышляет о том, как добиться того, чтобы в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку учащиеся не пренебрегали изучением русской классической литературы. Это хорошее подспорье для успешного написания части С. экзамена.

В журнале № 7 в разделе «Такие разные уроки»представлен урок «Подготовка к ЕГЭ по теме «Словообразование в 11 классе»». Автор предлагает один из возможных вариантов проведения уроков по повторению и углублению основных сведений по словообразованию. На уроке учащиеся разбирают трудные случаи словообразовательного разбора, тренируются в решении экзаменационных заданий. В журнале № 8 Тамара Осиповна Скиргайло в статье «Как начать и закончить экзаменационное сочинение по русскому языку в 11 классе» рассматривает разные виды вступлений и заключений к части С., в написании которых затрудняются выпускники школ.

Я хотела бы остановиться на данной статье Сейчас существует множество пособий для подготовки к части С экзамена, где даны варианты начала и конца сочинения. Я тоже со своими 11классниками рассматриваю различные варианты вступления и концовки сочинений. Здесь дано более 15 вариантов.

Как говорится в пословице: «Доброе начало — половина дела». В работе над сочинением часто труднее всего начать, т. е. написать вступление. Оно не должно быть очень большим или слишком маленьким. Общепринятой нормой является следующаяе соотношение: вступление и сочинение должны составлять вместе примерно одну треть всей работы

Вступление -важная композиционная часть сочинения, организующая весь текст.Важнейшими признаками вступления являются:

  1. лаконичность
  2. связь с темой
  3. наличие сформулированного тезиса
  4. связь с заключением

Вступлени может быть оформлено по - разному. Какие варианты даны здесь? Вступление можно начать:

  • с определения темы текста
  • с формулировки основных проблем, которые поднимает автор
  • с изложения собственной позиции
  • с краткой справки об авторе текста, основных проблемах, которые он поднимает в своем произведении
  • с лирического размыгшления, связанного с темой текста
  • с назывного предложения в качестве зачина
  • с вопросно-ответного единства, т.к. диалогичность позволит сделать вступление более энергичным
  • с риторического вопроса
  • с цитаты в качестве зачина
  • с цепочки вопросительных предложений
  • с обращения к исторической характеристике
  • с диалога с воображаемым собеседником
  • с рассуждения о заглавии
  • сравнения ( прошлого и настоящего, понятий и произведений)
  • со связи с современностью

Что касается заключения? Девиз всякого, кто заканчивает работу над сочинением: «Конец — делу венец».

Закончить сочинение так же можно различными способами:

  • заключение написано в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею и проблематику текста
  • подведен итог сказанному, делается обобщение
  • в форме яркого примера, обобщающего суждения
  • форма спора с воображаемым собеседником
  • развернутая мысль, выраженная во вступлении
  • афоризмом
  • энергичным ответом на вопрос, поставленным в начале сочинения

Что касается приложения?

Почти в каждом приложении есть занимательный раздел, где представлены различные кроссворды, словесные игры, шарады. Дополнительный материал дан по всем разделам.

Журнал интересный, полезный, необходимый в нашей работе.