Открытый урок по теме "Уравнения с одной переменной и методы их решения". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цель урока: Повторить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся при решении уравнений с одной переменной.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторение основных понятий по теме “Уравнения с одной переменной”;
  • обобщение и систематизация способов решения уравнений разных видов;
  • восполнение пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету через содержание учебного материала; умение работать в коллективе, взаимопомощь, культуру общения, умение применять преемственность в изучении отдельных тем;
  • воспитывать настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

Развивающие:

  • развивать умения в применении знаний в конкретной ситуации;
  • развивать логическое мышление, умение работать в проблемной ситуации, умение обобщать, конкретизировать, правильно излагать мысли;
  • развивать самостоятельную деятельность учащихся.

Тип урока: урок повторения и систематизации ЗУН.

Вид урока: повторительно-обобщающий

Оборудование: карточки с заданиями, проектор, компьютеры для индивидуальной работы с электронным справочником.

Ход урока

I. Организационный момент. Приложение. Слайд 1.

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности рабочих мест.

II. Проверка домашнего задания. Слайд 2.

III. Сообщение темы и цели урока.

– Ребята, в свое время современный польский математик Станислав Коваль сказал: “Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”. Сегодня на уроке мы продемонстрируем умение пользоваться этим ключом. Слайд 3.

Тема сегодняшнего урока: “Уравнения с одной переменной и его корни”.

Цель нашего урока повторение видов уравнений с одной переменной и закрепление умений и навыков решения уравнений различными способами.

IV. Актуализация опорных знаний и умений.

Повторение основных понятий, связанных с уравнениями:

  1. Что называется уравнением?
  2. Бывает и у дерева, и у уравнения.
  3. Что называется корнем уравнения?
  4. Сколько корней может иметь уравнение?
  5. Как определить степень уравнения?
  6. Какие виды уравнений с одной переменной вы знаете? Слайд 4.

V. Основная часть.

– Чтобы проверить, как вы усвоили понятие видов уравнений, давайте выполним такое задание: Слайд 5.

Задание 1: На доске записаны в столбик уравнения, причем каждое имеет свой номер. Вам необходимо назвать под какими номерами находятся следующие уравнения: линейные, квадратные, уравнения третьей степени, биквадратные, дробные рациональные и рассказать о методах их решения /рассказать кратко алгоритм решения. Слайд 5–14.

Задание 2: Ребята, какие уравнения вы можете решить устно и без особого затруднения. Решите эти уравнения:

  • линейные № 6, № 7 (учитель помогает с помощью презентации рассказать все этапы решения уравнений);
  • квадратные № 8, № 10;
  • кубическое № 2.

А остальные уравнения нам придётся решать с подробным объяснением, чтобы не допустить вычислительных ошибок.

Ребята, а какой ещё существует способ решения уравнений? /графический/. Почему этот способ применяется при решении уравнений крайне редко?

Задание 3: Перед вами графики какой функции? /квадратичной/. Назовите число корней уравнения ax2 + bx + c = 0 и знак коэффициента а, если график соответствующей квадратичной функции расположен следующим образом: Слайд 15.

– Ребята, а каких вы знаете ученых-математиков, которые занимались изучением уравнений, их классификацией, способами решения?

– Виет, Декарт – это великие математики, которые внесли большой вклад в развитие науки (учитель показывает портреты этих великих и математиков и рассказывает кратко о вкладе их в изучение уравнений). Слайд 16–18.

VI. Самостоятельная работа (работа с электронным справочником).

Ещё два выдающихся итальянских математика XVI века Сципион дель-Ферро (1465–1526) и его ученик Фиоре Николо Тарталья (ок. 1499–1557) внесли огромный вклад в развитие науки алгебры, в том числе в решение уравнений 3-й и 4-й степени.

12 февраля 1535 г. Между Фиоре и Н. Тартальей состоялся научный поединок, на котором Тарталья одержал блестящую победу. Он за 2 часа решил 30 задач, предложенных Фиори, а сам Фиори не решил ни одной задачи.

– Итак, Тарталья за 2 часа решил 30 задач.

Сколько уравнений сможете решить вы за 12 минут урока? Какие способы решения уравнений при этом изберете?

(Учащимся предлагается поработать с электронным справочником в рубрике “Проверь себя” с 5-ю уравнениями разными по уровню сложности, которые можно решить разными способами. Учащиеся работают каждый за своим компьютером, решают уравнения в тетрадях, проверяют ответы на экране. Если ученик справился с уравнением правильно, продолжает решать следующее, если неверно, то он поднимает руку и обращается к подробному решению данного уравнения в презентации, разбирая решение вместе с педагогом.) Учащиеся сами оценивают себя в самостоятельной работе согласно критериям оценки. Слайд 19–30.

Критерии оценок:

“3” – 2 уравнение.
“4” – 3 уравнения.
“5” – 4 уравнения.

VII. Подведение итогов урока. Слайд 31.

Притча:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день?”, и тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма”.

– Ребята, давайте попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок:
– Кто работал так, как первый человек? (поднимают руки)
– Кто работал добросовестно?
– Кто принимал участие в строительстве храма?

Выставление оценок и их комментирование. Дается оценка работы класса, отдельных учащихся.

VIII. Домашнее задание:

  • Карточки с заданиями. Решите уравнения:

  • Творческое задание. Составить кроссворд по теме: “Уравнения с одной переменной и методы их решения”.