Литературная гостиная "По страницам книги Нилы Лычак "Игра слов". 1–3-й классы

Разделы: Начальная школа


Основные задачи:

  • Познакомить учащихся с писательницей Нилой Петровной Лычак и ее книгой “Игра слов”.
  • Создать у детей хорошее настроение, эмоциональный и творческий подъем.

Форма проведения: литературная гостиная.

Место поведения: актовый зал школы.

Участники: учащиеся 1–4-х классов, учителя, библиотекарь, писательница.

Оформление: рисунки к произведениям Н.П. Лычак, выставка книг писательницы, выставка поделок из пластилина, кроссворд.

Оборудование: экран, проектор, презентация.

План проведения гостиной.

  1. Вступительное слово учителя об авторе книги.
  2. Беседа учащихся с автором книги.
  3. Рассказ автора о себе.
  4. Первая страница: “Буквы и цифры в дружбе живут” (чтение стихов наизусть учениками 1-го класса).
  5. Вторая страница: “Загадки в нашей квартире” (Загадывают загадки ученики 4-го класса).
  6. Третья страница “Волшебный родник” (учащиеся 2-го класса читают стихи Н.П. Лычак наизусть).
  7. Четвертая страница “Цветы акации” (викторина по рассказам книги, кроссворд к рассказу “Разговоры в саду”, выразительное чтение по ролям рассказа “Птицы”, учащимися 3-го класса”.
  8. Пятая страница “Старые сказки на новый лад” (домашнее задание: чтение сказок в кругу семьи).

1. Вступительное слово учителя об авторе книги.

Добрый день! Добрый день, дорогие Нила Петровна, учителя и ученики нашей начальной школы! Мы рады вас приветствовать в нашей литературной гостиной! Сегодня у нас встреча с писательницей Нилой Петровной Лычак: “По страницам книги “Игра слов”.
Нила Петровна Лычак родилась и жила в г. Хмельницкий на Украине. И вот уже 10 лет живет в Губкинском. По образованию – медик, но вместе с тем она еще и талантливая писательница. Нила Петровна пишет на русском, украинском языках и для взрослых, и для детей: рассказы, стихи, сказки, заметки из дневника. Местными композиторами стихотворения Нилы Петровны Лычак положены в основу песен. А еще Нила Петровна всерьез увлечена фотографией. За сравнительно небольшой срок состоялось пять персональных выставок фоторабот.
Давайте еще раз поприветствуем Нилу Петровну Лычак – замечательного, творческого, увлеченного человека, живущего рядом с нами в прекрасном городе Губкинский!
В Издательстве журнала “ЮНОСТЬ” (г. Москва) вышли новые книги поэтессы из Губкинского Нилы Лычак "Спой мне, ветер..." и 'Игра слов'.Книга 'Спой мне, ветер...' написана в стиле "билингва" (двуязычном) и состоит из двух разделов. В первом – стихи на русском и украинском языках, второй раздел – переводы произведений русских поэтов на украинский язык.
"Игра слов" – иллюстрированная книга для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разделы книги – Азбука среди растений, Азбука в мире животных, От единицы до десяти, Загадки в нашей квартире, Стихи, Рассказы, Строки из дневника, Старые сказки на новый лад. Министерство культуры и Международный Пушкинский фонд "КЛАССИКА" изучили творчество Нилы Лычак. Ф. И. Тютчев мечтал о создании общего дома для славян с целью объединения, а в книгах Нилы Лычак прослеживается взаимопроникновение литератур и культур, качественная пропаганда русского языка для детей, публикуются переводы произведений русских поэтов на украинский язык. За это Нила Лычак получила высокую награду – Диплом и Юбилейную серебряную Тютчевскую медаль – за большой вклад в осуществление программ поддержки русской словесности. Давайте, ребята, мы еще раз поприветствуем Нилу Петровну Лычак.
В нашей литературной гостиной “По страницам книги “Игра слов”, вы ребята, не только услышите стихи, загадки, чтение по ролям, разгадаете кроссворд, но и сможете задать Ниле Петровне интересующие вас вопросы.

2. Беседа учащихся с автором книги.

Учитель: Нила Петровна, разрешите задать вам несколько вопросов.

Примерные вопросы:

  1. Скажите, пожалуйста, в детстве Вы были тихим и прилежным ребенком?
  2. Расскажите, пожалуйста, самый смешной эпизод из вашего детства.
  3. Скажите, пожалуйста, в каком возрасте Вы сочинили первое стихотворение?
  4. Когда опубликовали Вашу первую книгу?
  5. Где учились, чтобы стать писательницей?
  6. Скажите, пожалуйста, были ли трудности на Вашем литературном пути?
  7. Расскажите, пожалуйста, о своем творчестве поподробнее.

3. Рассказ автора о себе.

Учитель: Ну а теперь по страницам книги “Игра слов” Нилы Петровны Лычак.

Первая страница называется “Буквы и цифры в дружбе живут”. “Азбука в мире животных” – так называется раздел, в котором размещены стихи о животных на каждую букву русского алфавита. Некоторые из них расскажут нам ученики 1-а класса.

“Б” – Белка рыжая в лесу
Любит шишки и орех.
Неуклюжий зверь Барсук-
Он закутан в грубый мех.

“В” – Волк голодный воет злобно.
В одиночестве страдает.

“М” – Мишка по лесу идет
И малину в рот кладет
Под кустом Мышь увидал –
Из малины убежал.

“Щ” – Плавники растут у Щуки –
Заменяют рыбке руки.

Учитель: “Азбука среди растений” так называется раздел, в котором размещены стихи о растениях на каждую букву русского алфавита. Некоторые из них также расскажут нам ученики 1-а класса.

“Е и Е” – Ель, иль Елочка, растет,
В Новый год к нам в дом войдет.
Мы игрушками нарядим
И за стол с друзьями сядем.

“Р” – А Ракитник – это ива –
Длиннолиста и красива.
Подружки с Рябинкою –
Ягодки с горчинкою.

“С” – Очень ценится Сосна
В парфюмерии – масла.
Из чего изделие?
Из Сандала – дерева.

Учитель: “От единицы до десяти”так называется раздел, в котором размещены стихи о цифрах от 1 до 10. Ребята 1-Б класса расскажут некоторые из них.

“1” Волк один сидит в лесу
Он в обиде на лису –
Стороной его обходит.
В гости к волку не заходит.

“3” Три в лесу живут медведя:
Папа, мама, Мишка – третий.
Важно лес они обходят
И малину там находят.

“9” Фрукты в нашем магазине
Подружились на витрине.
Апельсин, хурма, гранат –
Как на выставке стоят.
Киви, мандарины, груши
Просят: “Нас быстрее скушай!”
Ананас, лимон, банан –
К нам спешат из разных стран.
Всех друзей я приглашу
И за стол их усажу.
Предложу им угощенье –
Девять фруктов – загляденье!

“7” В небе радуга стоит.
Семь цветочков в ней блестит:
Алой лентой – красный мак,
Ноготок – оранжевый,
Одуванчик – желтый мяч.
В зелен – травке важный он.
Голубые незабудки,
Колокольчик – синий цвет.
А, фиалка словно бусы, –
Фиолетовый сосед.

Учитель: Сейчас ребята 2 класса исполнят песню, которая так и называется “Радуга”.

– Ребята, а вы любите загадки?

Вторая страница: “Загадки в нашей квартире”.

Загадают загадки ученики 4-го класса:

В конце года явится –
Зеленая красавица. (Елка.)

Купол упругий
С длинною ручкой
Спрячет от капель,
Что сыплются с тучки. (Зонт.)

Многоцветные узоры
Украшают стены, пол.
Привлекают наши взоры.
Называется … (Ковер.)

Чертить по планке можно
И дом нарисовать
Разметить и размерить
Альбом, листок, тетрадь. (Линейка.)

Сочный плод полезный кислый
С твердой желтой кожурой.
Ароматный, витаминный.
С ним забудешь докторов. (Лимон.)

Деревянная игрушка.
В ней сидят ее подружки. (Матрешка.)

Маникюрные и портновские,
Медицинские и садовые.
Кольцевые ручки.
Ловко режут штучки! (Ножницы.)

Нагреваюсь я пыхчу.
Разровнять я все хочу.
Детям подходить нельзя.
Ведь опасен я, друзья. (Утюг.)

Кипяточком угощу.
Никогда я не грущу.
Через нос налью вам чаю.
Угощаю – не скучаю. (Чайник.)

Вопросик для Наташи:
Муравьиное, черепашье,
Шоколадное, и куриное,
И пасхальное, и змеиное? (Яйцо.)

– Молодцы, ребята! Вы отлично умеете разгадывать загадки!

Учитель: А сейчас мы познакомимся с третьей страницей. Она называется

“Волшебный родник”. Вашему вниманию будет представлено выразительное чтение 7 стихов Нилы Петровны учениками 1-го А и 2-го А классов, которые она посвятила любимой природе и родному городу Губкинскому.

1. “В городе нашем”.
2. “Ледовый городок”.
3. “Грибы”.
Загадка: У кого одна нога,
Да и та без башмака? (Гриб.)
4. “Волшебный родник”.
5. “Северное сияние”.
6. “Река”.
7. Загадка: Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит? (Река.)
8. “Зима в городе”.

Учитель: Четвертая страница называется: “Цветы акации”.

В книге Н.П. Лычак есть не только стихи и загадки, которые вам уже полюбились, но и рассказы. Ребята 2-го класса уже с ними познакомились. Сейчас мы проведем викторину и узнаем, насколько хорошо запомнились им эти рассказы.

Вопросы викторины:

1. – В каком из рассказов говорится о словах, имеющих несколько значений? (“Игра слов”.)
– Какие это слова?

Ирис – нити, конфеты, цветы;
Зонт – у огородных растений: укропа, моркови, петрушки, зонт, чтобы скрыться от дождя;
Иголка – у ежа, вязальные иглы, для штопки, у ели, у сосны, у лиственницы;
Зубки – во рту, у пилы.

2. – Из какого рассказа мы узнали о родственниках кошки? (“Родственники”.)
– Назовите их? (Тигр, лев, пантера, гепард.)

3. – Как называется рассказ, в котором насекомые спорили о своей значимости в саду? (“Разговоры в саду”.)

Учитель: А вот разгадывая кроссворд, мы назовем размышляющих насекомых. Помогут вам в этом – загадки.

Кроссворд.

По-диагонали:

№ 1. Приятное мое кушанье,
Сладок плод моих трудов. (Пчела.)

№ 2. Не зверь, не птица, а нос – как спица. (Комарик.)

№ 3. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка.)

№ 4. Кто лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза? (Стрекоза.)

По – вертикали:

№ 1. В траве сидел … (Кузнечик.)
Совсем как огуречек.

№ 2. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей.)

№ 3. Майский…, колорадский…, кто? (Жук.)

№ 4. Коровка, но не дает молока. (Божья коровка.)

4. – Из какого рассказа Нилы Петровны вы узнали об обитателях огорода? (“Незнакомый житель”.)
– Какое растение оказалось незнакомым? (Грецкий орех.)
– Кто же его посадил в огороде, если место его в саду?“…Вороны носятся со своей добычей над огородами, каркают на лету, вот одна из ворон и уронила грецкий орех на наш огород. Ореховая скорлупка раскрылась во влажной земле, и теперь орех растет…”
– О каких жителях огорода вы узнали разные подробности?

(Редиска, лук, петрушка, укроп, картофель, подсолнух, редька, свекла, морковь, тыква, капуста, помидоры, баклажаны, кукуруза, болгарский перец, фасоль.)

5. – Из какого рассказа мы узнали о путешествии девочки Тани и Ежика по разным городам и странам Земли? (“Путешествие на зонтиках”.)

6. – К какому рассказу эта иллюстрация? (“Поезд”.)

– Назовите животных поочередно. (Жирафик с Енотиком, Обезьянкой и Зайчиком, Кенгуренок, Зебра, Тигренок, Бегемотик, Носорог, Львенок, Слоник.)

7. – Послушайте и скажите, из какого рассказа этот отрывок?

“…Дружить собираетесь, а не знаете, что вы все разные. И на разных языках разговариваете. Котенок мяукает, жеребенок умеет ржать, теленок мычит, козленок блеет: “Ме-е!”, ягненок:

“Бе-е!”. Щенок лает. Петушок кукарекает, а поросенок Пуфик хрюкает. Живете все в одном дворе. Так что дружба вам всем обеспечена. У всех имеется по четыре ноги, кроме петушка – у него крылья…” (“А у нас во дворе”.)

8. – Кто стали героями рассказов “Соседи”, “Удивительное рядом”, “Птичье молоко”, “Пчелиный хлеб”? (Кошки.)
– Сколько их было?
– Как их звали и почему? (Белоснежка – белого цвета, Ночка – черная, Лапка – серая, Лисичка – рыжая.)

9. – К какому рассказу эта иллюстрация? (“Математика”.)

10.– Соотнесите название рассказов с героями рассказов:

белочка Пушинка
бурундучок Полосатик
мышка Пи
олененок Авка
медвежонок Пестун
лось Великан
“Пушинка”

“Друзья”

“Золотой зуб”
“Однажды в лесу

Учитель: Ребята, отгадайте загадку: “Рук нет, а строить умеет”. Правильно, птица. Сейчас мы послушаем рассказ, который так и называется “Птицы”, а прочитают его по ролям ученики 3-Б класса. (Чтение рассказа учащимися по ролям.)

11. – Ребята, а каких домашних птиц вы еще знаете? (Гуси, утки, индюки.)

Пятая страница “Старые сказки на новый лад”.

– Ребята, а вы любите сказки на новый лад?
– И такие сказки для вас написала Н. П. Лычак!
– Это “Аленький цветочек”, “О колобке”, “Удивительная принцесса”.
– Думаю, что вы обязательно их прочтете вместе с мамами и папами дома в один из вечеров.

Заключение.

Уважаемая Нила Петровна, дорогие ребята! К сожалению, наша встреча подходит к концу. Я надеюсь, что она вам понравилась! Я уверена, что книга Нилы Петровы “Игра слов” вас увлекла и вы, ребята, с большим удовольствием ее прочитаете полностью, и узнаете еще много нового и интересного! И от имени всех присутствующих я хочу поблагодарить Нилу Петровну за ее творчество, за то, что она сегодня пришла в нашу школу на наш литературный праздник. Спасибо Вам!

До скорых новых встреч!