Цели и задачи: Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к народному мастерству, создающему красоту на радость людям. Познакомить с характерными особенностями хохломской росписи.
Оборудование для учителя: учебная таблица, готовые изделия, тарелочки;
Для учеников: краски гуашевые, кисти, банка с водой, палитра, тряпочка, подставка для кисточек.
Зрительный ряд: изделия из хохломы и др.
Музыкальный ряд: музыка (русская народная).
Литературный ряд: стихи.
Ход урока
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встретиться с вами. Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите в окошко на улице замечательная погода, наступило долгожданное лето. С наступлением лето, что происходит с природой?
Дети: Солнышко светит ярче, птицы прилетают, начинает расти зелёная травка, цветы растут.
Педагог: Посмотрите, какая весёлая радостная картинка получилась у нас. С ярким солнышком, с лёгким весенним ветерком, шелестом травы.
2. Сообщение темы урока.
Педагог: тема нашего занятия “Красивый узор волшебной травы”
Ребята! Перед вами изделия одного из видов народных промыслов. Это – золотая хохлома. Старые мастера оберегали свои традиции, любили народные мотивы, они украшали свои посуды ложки, чашки, которые использовали для домашнего пользования. Старались украсить, чтобы они были красивыми, нарядными и радовали людей.
3. Знакомство с росписью
– Ребята, посмотрите внимательно на роспись, какие элементы узора нарисовал мастер? Откуда народные мастера берут эти элементы?
Дети: списывают с деревьев, цветов, трав.
Педагог: Это так называемый – растительный орнамент.
Роспись выполняется по дереву, на золотом фоне художники создают изображения, в которых присутствуют одни и те же элементы: это листья, цветы, ягоды ,травка. Цвет золота применялся как символ света. Красный цвет считался не только как красивое и прекрасное, но и символ огня.
Сегодня вы научитесь украшать хохломской росписью готовые изделия.
Педагог: Золотая хохлома – это яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.
Гость:
Добрый день юные мастера!
То ли солнцем облита, то ль сверкает сама
Далеко знаменита золотая хохлома
Добрым людям на счастье создаётся она
Вместе с этой посудой входит радость в дома
Рукотворное чудо – ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.
Педагог: И сегодня мы будем учиться росписи предметов. Представьте, что вы маленькие мастера. Давайте, наденем ленточки и приготовимся к работе.
Мы будем рисовать различные сказочные, цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину.
4. Упражнения.
Педагог: А сейчас я предлагаю выполнить упражнения на листочках, роспись выполняем кистью от руки без предварительного рисунка тонкой кисточкой. При этом кисть держится перпендикулярно к поверхности.
Сначала наводим ведущий стебель – главный элемент. Затем добавляется ягодка – клубничка.
Над ягодкой – клубникой рисуем крупный листочек.
Дальше рисуем узор печаткой – тычком. (Тычок делается из бумаги)
Затем используем простые элементы травного орнамента.
- “Усики” – рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
- “Завитки” – выполняется с лёгким нажимом.
- “Травинки” – это мазки с небольшим плавным утолщением.
- “Осочки” – самый простой элемент узора, он выполняется лёгким движением кончика сверху вниз.
5. Основная часть урока.
Педагог: Подготовительная работа завершена. И мы готовы приступить к росписи тарелки (педагог раздаёт тарелки)
Мы нарисовали элементы росписи на листочках. Теперь используем этот рисунок на тарелку. От главной ведущей линии располагаются главные элементы узора – ягоды. Затем рисуем листок. После выполнения ягод и листиков по обе стороны главной линии располагаем завитки, травинки, усики, осочки.
Определяем цветовое решение.
На золотом фоне – рисуем чёрной, красной и зелёной краской. Эти цвета придают росписи торжественное, праздничное звучание. Контуры должны быть чёткими, не смазанными.
Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. Если есть трудности, педагог помогает ученикам.
6. Контрольный опрос.
Педагог: Молодцы, все справились с заданием. Давайте вспомним ещё раз, с каким народным промыслом вы сегодня познакомились?
Откуда народные мастера берут эти элементы узора?
Какие цвета использовали народные мастера? (чёрный, красный, золотой)
А теперь посмотри, хохлома, какие замечательные работы у нас получилась.
7
. Итог урока.Педагог: Молодцы ребята, по работам видно, что вы все очень старались. Наша гость хохлома хочет вас поблагодарить.
Гость: Вот теперь вы уже маленькие мастера. В путь дорогу отправляясь, в хохлому я возвращаюсь, вам желаю всем творить, людям красоту дарить.
Педагог: Спасибо за работу, я желаю вам такого же яркого, радостного, солнечного лета как золотая хохлома.