Занятие по экологии "Земля – мать, сумей за нее постоять"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи :

  • Дать представление о том, что природа – наш общий дом и о связи человека с природой;
  • Формировать экологическую культуру, мышление и правила поведения в природе;
  • Формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг;
  • Воспитание восприимчивых к прекрасному в любых его видах, искренне любящих природу и готовых встать на ее защиту людей.

Материал: Яблонька, речка; муляжи птиц, рыб, яблок; стаканчики, вата, емкость с водой, пробирки, тазик с грязной водой, иллюстрации с изображением “Как можно и как нельзя вести себя в лесу”, значки “эколог”.

Словарная работа: эколог, фильтрация.

Ход занятия

У меня для вас сюрприз. Что это такое? Что такое глобус? Глобус – уменьшенная модель нашей Земли. Что обозначено синим цветом (моря, реки, океаны), а остальное – суша. Коричневым обозначены горы, желтым – пустыни, зеленым – леса и белым – ледники. Где на глобусе находятся ледники? (На Северном и Южном полюсах.)

Если смотреть на Землю из космоса, то она очень маленькая, беззащитная. На космическом корабле ее можно облететь за 1,5 часа. (Это меньше времени, чем вы спите в сончас.)

Земля – наш дом родной. Как вы понимаете это выражение?

Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – Природа. От чего в нашем доме светло (лампа). А что может сравниться с лампой в природе? (Солнце.) Но солнце не только светит, но и греет. Его можно сравнить с домашним обогревателем или батареей. В природе идет дождь. В доме есть душ. В природе – ветер, в доме – вентилятор. В доме – пол, в природе – земля, почва. В доме на полу ковер, в природе – трава. В обычном доме каменные и деревянные стены. А в природе – горы, деревья. В природе дикие звери, в доме – домашние животные. Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения. Так что мы, земляне, должны беречь и любить нашу Планету – наш дом.

Кто губит природу? (Человек.) Рассматривание иллюстраций “Какой вред мы наносим природе”(игра “Правила плохого поведения в лесу”). Есть такая профессия – эколог – человек, который любит, изучает и бережет природу, заботится об окружающей среде. Что такое окружающая среда? Это те места, где мы живем, работаем, отдыхаем. Загрязнение окружающей среды приносит вред растениям, животным и людям. Дым из фабричных труб, выхлопные газы машин, загрязнение рек, огромное количество мусора – все это отравляет мир вокруг нас.

Чтение стихотворения “Кто такой эколог”. (Глеб Н.)

Зеленую природу,
Всех птичек и зверей
Эколог защищает
Заботою своей.
Он говорит народу,
Волнуясь и любя:
“Кто сохранит природу –
Тот сохранит себя”.
Пусть чистым будет море,
Цветущими – поля,
Пускай не знает горя
Любимая Земля.

Давайте превратимся в экологов и отправится в экологическое путешествие. Сейчас я считаю до пяти, вы делаете поворот вокруг себя, открываете глаза. 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать. Теперь вы не просто дети, а кто? (Экологи.)

Ну, что, в путь по нашей Планете. Посмотрим, где нужна наша помощь.

Посмотрите, какая яблонька встретилась нам на пути. Ребята, а что случилось с деревом? (Заболела, воздух грязный, птицы улетели, большое количество насекомых губят кору дерева.) Как спасти дерево? (Убирают паутину, прилетают птицы, появляются яблочки) – игра “Спаси яблоньку”.

Посмотрите, речка. Как исправить то зло, которое натворил человек?

Игра “Очистительные работы на реке”. Как ей помочь? (Убрать мусор мало, надо очистить воду, профильтровать.)

Опыт по фильтрации воды. Посмотрите, какая грязная вода. Сейчас мы отправимся в лабораторию, где экологи делают опыты. Нам необходимо очистим воду через фильтр. Возьмите пробирку и кусочек ваты. Вата должна остаться в верхней части пробирки, но не у горлышка. Теперь возьмите стаканчик с грязной водой и аккуратно наливайте в пробирку. Какая вода в пробирке? (Чистая), что мы сделали с водой (профильтровали, очистили). Уберем мусор и в реке опять появится рыба и река оживет. (Пускаем рыбок.)

Кому еще нужна чистая вода? (Растениям, животным.) Где они живут? (В лесу.) Зачем нужны леса? (Чистый воздух, дерево – материал для мебели, стройки, бумага, место отдыха, дом для зверей, ягоды, грибы.) Грибы помогают почве содержать много витаминов, для хорошего роста растений. Они разлагают растительные остатки, участвуют в образовании плодородной почвы. Поэтому нельзя пинать грибы, срывать их с корнем. Вы знаете, что мухомор – это лекарство для оленей. Посмотрите, какая полянка. Давайте присядем и отдохнем немного. Ребята почитают нам стихи.

Ромашка.

Если встретишь в поле
Белую ромашку –
Голова на воле
Сердце на распашку.
Не срывай, не комкай
Посмотри какое
У ромашки скромной
Сердце золотое.

Гость в лесу.
Я на кусте у родника
Не тронул сети паука.
Я посмотрел на муравьев –
У них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал
И никого не напугал.
Нигде воды не замутил…
В лесу я просто погостил.

Утром встали снегири, воробьи, синицы –
И куда ни посмотри, нечем подкормиться,
Я подумал: “Вот лежу, встану, птицам удружу”,
Сделал им кормушку.
Шустро, весело снуют – что теперь им стужа?!

Дружно семечки клюют, ни о чем не тужат.
Никого не обижай
Никого не обижай – ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку, ни жучка – темненькое брюшко,
Ни кузнечика в траве, скачущего ловко,
Ни блестящую в листве божию коровку.
Ни синицу, ни дрозда, ни крота,
Ни за что, и никогда не обижай живого!

Игра “Правила поведения в лесу”.

Нам пора возвращаться в детский сад. Я считаю до пяти. Поворот. Вот мы и в группе.
Скажите, кем мы сегодня с вами были? (Экологами.) Что мы делали? Я вручаю вам значки экологов. Вы настоящие экологи и теперь вы должны не только сами беречь природу, но и учить других заботиться об окружающей среде.