Занятие с детьми четвертого года обучения по теме "Птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Закреплять и расширять представления детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц.
  2. Продолжать вызывать интерес к миру звуков, упражнять детей в использовании слуховой чувствительности в познавательной деятельности.
  3. Стимулировать зрительную, познавательную, творческую активность детей.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приёмы: наглядный (показ и рассматривание изображений птиц, светоконтрастность), словесный (вопросы к детям, объяснение, уточнение), практический (игры, игровые упражнения, продуктивная деятельность).

Материал: мелкие предметные картинки по теме "Птицы", аудиозаписи голосов птиц (голубя, совы, утки, вороны), изображения этих птиц, звучащие предметы, гнездо, приглашение, контурные изображения птиц, наложенные друг на друга (зашумлённый фон), "лабиринты".

Ход занятия

1. Приветствие ладошками.

    Все стоят в кругу. Дети договариваются, как сегодня они будут приветствовать друг друга: "привет", "доброе утро", "здравствуй" и т.д. Например, выбрали слово "привет".

    - Сколько раз нужно хлопнуть в ладоши, чтобы получилось слово "привет"? (два раза). Каждый ребёнок "прохлопывает" приветствие и "передаёт" его рядом стоящему.

2. Зрительная гимнастика "Здравствуй".

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй день!
Нам здороваться не лень.
(Показывают "солнце").
(Показывают "небо").
(Показывают "ветерок").
(Показывают "дубок").
(Жест вправо).
(Жест влево).
(Разводят обе руки в сторону).

Выполняя гимнастику, дети произносят слова, руками показывают то, о чём идёт речь в стихотворении, прослеживают глазами за движениями рук.

3. - К нам летит какая-то птица. Узнайте её по голосу. (Слушание записи голоса голубя). Найдите её в группе. (Иллюстрация). (Рассказ педагога о почтовых голубях - 2 -3 предложения). Может быть и нам голубь принёс какое - нибудь сообщение. Находим "приглашение". Как вы думаете, куда приглашает нас голубь? Побываем в гостях у птиц? Узнаем о них что-нибудь новое.

4. Отправляемся в путь. Рассказ, сопровождаемый движениями и звуками.

- Идём по дороге (топаем).

- Идём по мосту (хлопки ладонями по бёдрам).

- Идём через камыши (потираем ладони друг о друга).

- Пробираемся через ручей (издаём чавкающий звук).

- Увидели птиц. Они увидели нас. Испугались, закричали (крик уток). Что это за птицы?

- Стали утки взлетать в небо (хлопки ладонями по надутым щекам).1,2,3. Сколько было уток?

5. - Давайте поищем гнездо. Игра "Громко - тихо". Громко - близко, тихо - далеко (использовать манок). Рассказ о птице.

6. Игровое упражнение "Узнай птицу по голосу и найди её" - ворона, сова, другие. Зрительный поиск в группе.

7. Задание: узнать птицу по контуру: воробей, дятел, сова (зашумлённый фон) (Рисунок 1). Обвести контур птицы, которую узнал, раскрасить часть тела, которая находится на голове птицы, с помощью которой она питается. Почему у этой птицы такой клюв? (Зависит от характера пищи. Коротким клювом воробью удобно щёлкать зёрна, длинным и крепким клювом дятел долбит дерево, достаёт насекомых. Сова - хищная птица. Крючковатым клювом она может раздирать добычу).

Рисунок 1

8. Подвижная игра "Птицелов". Каждый ребёнок выбирает себе название птицы, крику которой он может подражать. Встают в круг, в центре - птицелов с завязанными глазами. Дети - птицы кружатся вокруг птицелова и произносят:

В лесу, во лесочке,
На зелёном дубочке
Птицы весело поют.
Ой! Птицелов идёт!
Он в неволю нас возьмёт.
Птицы, улетайте!

Все разбегаются. Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и он начинает искать птиц. Тот, кого нашли, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя ребёнка. Тот, кого узнали, становится птицеловом.

9. "Лабиринты". (Рисунок 2. Рисунок3.). Варианты лабиринтов могут быть различными и подбираются индивидуально.

11- Птицы устали, рассадим их на веточки (верхний ряд квадратиков). Подобрать пару по смыслу (детёныши, питание, среда обитания, так далее). Объяснить свой выбор.

Рисунок 2

Рисунок 3

10. - Мы сегодня встретились с разными птицами, давайте вспомним, с какими? Птицы хотят с вами попрощаться: спеть свои песни. Давайте подберём предметы, с помощью которых можно передать голоса разных птиц.

Импровизация с помощью различных звучащих предметов.

11. - Нам пора возвращаться домой.

- Идём через ручей (издаём чавкающий звук).

- Пробираемся через камыши (потираем ладони друг о друга).

- Идём по мосту (Хлопки ладонями по бёдрам).

- Идём по дороге (топаем ногами).

12. Итог занятия.

- Что вы узнали нового?

- Что было сложным для вас