Игровая методика обучения детей дошкольного возраста плаванию

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности МДОУ № 323 города Красноярска является физкультурно-спортивное направление, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приемов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одной из таких альтернативных форм организации физкультурно – оздоровительной деятельности детей в МДОУ являются занятия плаванием. Плавание способствует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

Наибольший развивающий эффект занятий по плаванию может быть достигнут, благодаря использованию форм и методов, отвечающих психофизиологическим законам и механизмам развития ребенка в дошкольном возрасте.

Из множества общеобразовательных методов и приемов, используемых мною в работе с детьми дошкольного возраста, приоритетным выделяю игровой метод. Так как именно игра полностью отвечает неуемной потребности ребенка в жизнерадостных движениях, являясь естественным спутником его жизни. При этом практика показывает, что в работе по физическому воспитанию этот метод используется не так широко как при реализации других образовательных направлений.

Полноценное использование игры, как основного метода в работе с дошкольниками, повлекло за собой необходимость разработки игровой методики обучения и оздоровления детей дошкольного возраста в процессе занятий плаванием.

Целью представленной методики является: повышение эффективности процесса физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста посредством применения игрового метода на занятиях по плаванию.

Достижение цели обеспечивается через реализацию основных задач:

  1. Общее укрепление здоровья ребенка, содействие его гармоничному психофизическому развитию.
  2. Формирование у детей устойчивого интереса к занятиям по плаванию.
  3. Формирование широкого спектра двигательных умений и навыков на воде, как основы дальнейшего обучения плаванию.
  4. Обеспечение эмоционального благополучия детей при выполнении физических упражнений в водной среде.
  5. Создание условий для творческого самовыражения детей в процессе игровых действий на воде.

Основу представленной методики составляют следующие методологические и теоретические идеи и подходы:

  • гуманистическая идеология как основа образовательного процесса (развивающее обучение, личностно-ориентированная модель обучения), позволяющая работать с каждым ребенком индивидуально, развивать личностные качества и способствующая формированию у детей культуры отношений к своему здоровью (Ш.А. Амонашвили, В.В.Давыдов и др.);
  • здоровье сберегающие технологии как основополагающие способы организации образовательного процесса (И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов, А.И.Аршавский и др.), обеспечивающие высокий уровень реального здоровья детей и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью;
  • игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, способствующая качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающая разностороннее влияние на формирование его личности. Важность игровой деятельности для формирования личностных качеств дошкольников убедительно доказана в исследованиях отечественных ученых Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера и др.;
  • подвижная игра как средство разностороннего влияния на личность ребенка (Н.В. Полтавцева, Э.Я. Степаненкова, Е.А. Сагайдачная). Данные исследователи констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений, позволяет ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность и творчество.

Игровая методика обучения детей дошкольного возраста плаванию опирается на общепедагогические принципы:

  • принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип доступности – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с возрастными особенностями детей;
  • принцип активности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
  • принцип наглядности – создание у детей более полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
  • принцип комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса, во всех видах занятий;
  • принцип личностной ориентации – учет разноуровневого развития и состояния здоровья, каждого воспитанника; умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
  • принцип сопровождения - систематическое наблюдение за ходом развития ребенка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.

Из перечня разнообразных видов занятий по физической культуре приоритетными в работе с детьми дошкольного возраста выделяем сюжетно-игровые занятия. Каждое такое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации и имеет тематический характер, либо нетрадиционную форму проведения - сказка, путешествие, например, “Путешествие по реке”, “Волшебные превращения”, “В гости к лягушонку” и т.д. Процесс обучения детей дошкольного возраста плаванию протекает на таких занятиях опосредованно, через подвижные игры и игровые упражнения, построенные на знакомых детям образах и представлениях, способствующие активизации и обогащению двигательной активности ребенка, развитию его инициативы и творчества, обеспечению эмоционального благополучия. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста, на занятиях широко используется литературный материал, музыкальное сопровождение, игровая атрибутика для наилучшего воссоздания детьми того или иного образа.

Данные занятия являются личностно-ориентированными, так как опираются на эмоциональную включенность каждого ребенка в сюжетную линию и обеспечивают его высокомотивированное участие в игровом действии. Занятия по плаванию, основанные на игровом методе, позволяют формировать у детей интерес, как к процессу обучения, так и к выполнению конкретной задачи на каждом этапе обучения, способствуют развитию образного мышления, закреплению сенсорных эталонов и элементарных математических представлений. Развивающий характер данных занятий обеспечивается за счет заинтересованного, а не механического усвоения детьми знаний, умений и навыков.

Данная игровая методика обучения детей дошкольного возраста плаванию практикуется на уровне МДОУ с 2000 г. и предусматривает организацию занятий по плаванию во всех возрастных группах. Занятия проводятся в режиме 1 раз в неделю в каждой группе, форма организации детей на данных занятиях - подгрупповая (10 – 12 детей). Система работы МДОУ по развитию у детей основных видов движений на воде, в основу которой положена игровая методика, постоянно совершенствуется: в занятия вводятся элементы дыхательной гимнастики, гидроаэробики, в старшем дошкольном возрасте активно используются творческие задания, соревновательные элементы и др.

Накопленный опыт использования игровой методики при обучении детей плаванию был положен в основу авторской программы МДОУ “Учимся плавать”, которая в 2009 г. прошла лицензирование, и в настоящее время является дополнительной образовательной программой МДОУ, реализуемой в рамках физкультурно-спортивного направления деятельности.

Приложение 1