"Движение — это жизнь". Коррекция отклонений в физическом и психологическом развитии на занятиях физкультурой

Разделы: Коррекционная педагогика


Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В возрасте 3 лет многие дети из домашних условий, из привычного жизненного уклада впервые попадают в иную обстановку – детский сад. Успешная адаптация малыша к новым условиям зависит от разных факторов, в том числе и от того, как организовано физическое воспитание в дошкольном учреждении, насколько полно удовлетворяется естественная потребность ребенка в движении, как интересно и правильно с учетом возрастных особенностей детей проводятся занятия физическими упражнениями. Привить любовь к активной двигательной деятельности – значит заложить базис здорового образа жизни будущего человека.

В развитии движений необходимо выделять работу с детьми с нарушениями моторики за счет раннего органического поражения центральной нервной системы и проводить с ними дополнительные коррекционно-развивающие занятия. Такие нарушения имеют место у многих детей с отклонениями в развитии, например, у детей с нарушениями речи, общения, отклонениями в умственном развитии, с сенсорными дефектами.

Коррекционно – развивающая работа с детьми должна начинаться с правильно организованного движения. Занятия физическими упражнениями в дошкольном возрасте при правильном их подборе способствует гармоничному и своевременному развитию всех функциональных систем организма ребенка, являются фундаментом здоровья будущего взрослого человека.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия

Как сделать физкультурные занятия более интересными и доступными для детей? Известно: положительный эмоциональный настрой способствует более быстрому усвоению любого материала. Если по традиционной структуре работает большинство педагогов дошкольных учреждений, то предлагаемая игровая форма занятия не стандартная, хотя в основе структура его сохраняется. Всё занятие строится в соответствии со знаниями, умениями, навыками, уровнем физического развития, подготовленностью и функциональными возможностями данной возрастной группы.

Занятия основаны на сюжете игры или путешествия. К выбранному сюжету определяются задачи занятия, подбираются средства и методы обучения. В содержание занятия включаются упражнения имитационного и образного характера, комплексы ритмической гимнастики, основные движения, элементы спортивных игр, упражнения с игровыми и творческими заданиями, а также самостоятельная работа детей, подвижные игры и эстафеты.

Включение в занятия по физическому воспитанию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательном упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказывается, можно не только отгадать, но и показать!

Образно-игровые упражнения могут стать хорошей основой для коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей. Такие движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного. Упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме. Кроме того, эти упражнения помогают пополнить лексический запас и грамматическую структуру речи через организацию игровой деятельности.

Цель этих упражнений – заинтересовать ребенка. Заинтересовать так, чтобы, получая новую информацию или вспоминая старую для себя, он выполнял всё это в движениях.

Упражнения могут быть использованы не только во время физкультурных занятий, но и на прогулках, во время проведения физкультурных пауз на занятиях, во время утренней гимнастики, на коррекционно-развивающих занятиях различных специалистов с детьми для развития и дифференциации различных мышечных ощущений.

В результате систематической работы дети успешно осваивают, правильно, сознательно и эмоционально отвечают на них практическими движениями. Они хорошо ориентируются в словесных заданиях и четко переводят их в движения. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно дать несложный вариант какого-либо движения и придумать новую комбинацию из знакомых им двигательных элементов.

На протяжении всего занятия стоит задача формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и умственных способностей. Игровая форма создает условия и имеет все возможности для решения этой задачи. На таких занятиях дети быстрее и свободнее приобретают умения, закрепляют навыки, а это способствует быстрому становлению еще более сложного движения у ребенка, а выполнение упражнения связано с сосредоточением памяти, внимания, мышления, воображения и расширяет возможности для развития умственных способностей детей.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить, понимать, осознавать его и действовать в нем.

Предлагаю авторские конспекты занятий (Приложение 1), (Приложение 2).