Какая армия нам нужна?

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • показать необходимость реформы армии, ее трудности;
  • воспитание патриотизма и гражданственности;
  • социализация личности;
  • развивать умение анализировать факты, обобщать их, формулировать выводы;
  • формировать умение работать с текстом, использовать дополнительную литературу как источник новых знаний.

Эпиграф:

"В любви к Отечеству мы
Не уступаем ни одному
Ни одному народу и
Доказали это не раз перед
Целым светом" .
К. Д. Ушинский.

Ход урока

1. Сегодня наш разговор мы начнем со слов К.Д. Ушинского. Обратите внимание на наш эпиграф. Прочитайте его внимательно и подумайте: о чем он говорит и какова будет тема нашего урока?

Учащиеся: из эпиграфа выводят тему урока.

Учитель: записываем тему урока: "Какая армия нам нужна".

2. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и ответим на вопросы:

  1. Какие чувства вызывают у вас чувства слова Ушинского?
  2. Согласны ли вы с ними?
  3. Подтвердите примерами из истории России мысль великого педагога.

3. Мы с вами уже изучили определенный период нашей истории, касались и вопроса формирования вооруженных сил.

Я попросила проанализировать, обобщить изученные исторические факты и напомнить нам как шло формирование вооруженных сил нашей страны (опережающее задание). По ходу сообщения мы составим опорный конспект и назовем его "Из истории вооруженных сил".

Учитель: Мы уже встречались с темой, которая касается армии.

4. Вопрос классу: - Вспомните, как она называется?

(Тема: Для чего нужна армия?)

- Так для чего же нужна армия?

(Для защиты свободы и независимости своего народа).

- Вспомните, когда нашей армии приходилось защищать свободу и независимость нашей армии? (В. О. В. )

Посмотрите, как часто мы вспоминаем об этих событиях, насколько они важны в нашей жизни. Какую важную роль здесь играет личность? Те люди, которые отстояли независимость нашей Родины. Какой же должна быть армия сегодня, чтобы защищать свой народ?

5. Озвучивание целей: Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, какой же должна быть современная армия?

Вы ещё не можете, в силу своего возраста, не большого жизненного опыта полностью оценить ту ситуацию, которая сложилась сегодня в армии, но всё же попытаемся разобраться в некоторых вопросах.

Например: что такое всеобщая воинская обязанность, профессиональная армия, какие проблемы существуют в современной армии.

6. Некоторые уч-ся получили задание провести социологический опрос среди уч-ся, учителей гимназии, родителей и задать им вопрос: "Какой должна быть современная российская армия: профессиональной или сформированной на основе всеобщей воинской обязанности?"

- анализ соц. опроса

- вывод

  • 5% - на основе всеобщей воинской обязанности.
  • 95% - профессиональная армия

7. Современный мир развивается и изменяется очень быстро. Изменяется ситуация и внутри государства. Иногда это проводит к необходимости реформировать то или иную сферу общества. Появилась необходимость реформировать и армию.

Вопросы уч-ся: Какие проблемы существуют в современной армии? Может быть, вы, опираясь на свои знания, попытаетесь назвать эти проблемы?

Так же у некоторых ребят есть родители военные. Я просила поговорить с ними и обсудить этот вопрос. Одна из проблем, как вы отметили, - "дедовщина". Многие связывают это с существованием "всеобщей воинской обязанности" (Запись понятия в тетрадь) т. е. каждый гражданин страны - мужчина обязан отслужить положенный срок. Одни считают, что так и должно быть - армия из юноши делает мужчину. А другие считают: Человек должен иметь право выбора - служить или не служить.

Вспомните результаты социологического вопроса. Специалисты считают, что нужна заинтересованность солдата в армейской службе. Эта заинтересованность проявляется, когда служба в армии становится профессиональной. Что же такое профессиональная армия? (Запись понятия в тетрадь).

Её суть в следующем: в армии служат только те, кто хочет. За службу они получают приличную зарплату. Т. е появляется солдатская профессия. Вспомните результаты социологического опроса.

8. Несмотря на то какой будет армия, профессиональная или нет, те, кто будет служить в армии, должны готовиться к этой службе.

Что мешает, а что помогает службе в армии? Давайте подумаем над этим вопросом.

Учитель: Скажите, как вы уже сейчас, учась в школе, можете начинать готовиться к службе в армии?

Вывод: делают уч-ся.

9. Уч-ль: Если армия становится профессиональной, то возникает вопрос: сколько стоит такая армия? В стоимость армии нужно включить не только зарплату, которую государство будет платить профессионалам, но, наверное, надо учесть, те изменения, которые произойдут в отношении солдата-профессионала к своей службе (к работе).

  1. Какие изменения могут произойти?
  2. Как изменится боеготовность и боеспособность такой армии?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое боеготовность и боеспособность армии?

Вывод по уроку: Подведем итог, еще раз обратимся к эпиграфу и ответим на вопрос: Какая армия нам нужна?

10. Д/З. Ответить на вопрос: У армии перед государством много обязанностей. А какие обязанности у государства перед армией?

11. В оставшееся время - работа с текстом. Прочитайте рассказ "Дедовщина у казаков". Ответьте на вопросы:

  1. Почему Крючков получил не писаное право "гонять молодых"? Укажите не менее трех причин.
  2. Почему вахмистры и офицеры поощряли "дедовщину"? Укажите не менее двух причин.

12. Проверка выполненного задания.

13. Выставление отметок за урок.