Фрагмент разработки занятия элективного курса по русскому языку

Разделы: Русский язык


Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение, так как задания части С Единого государственного экзамена и по русскому языку, и по литературе - это задания открытого типа, требующие развернутого ответа в форме сочинения - рассуждения на основе предложенного текста. Задание части С проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и создания собственных высказываний. В процессе подготовки к итоговой аттестации у учащихся должны сформироваться следующие составляющие коммуникативной компетентности:

1. опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующейся на умении

- анализировать содержание читаемого текста;

- формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

- аргументировано доказывать собственное мнение;

- ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;

- структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

2. опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств;

3. опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Для успешного решения этих задач, как показывает практика, надо уметь работать с текстом, уметь понимать информацию, заложенную в нем, четко, ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою позицию. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе и сочинение-эссе. Эссе как жанр школьного сочинения, согласно современным жанровым подходам, относят к сочинениям "предполагающим определенную интерпретацию исходного текста" или "текстам, в которых концепция автора в отношении исходного текста дается в оригинальной форме" (Т.А.Ладыженская) и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика (Ю.А.Озеров), а В.Н.Мещерякова называет их авторскими текстами.

И не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возрастает интерес к этому жанру.

Эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи, позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров, тем самым осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры.

Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения не только в области русского языка и литературы, но и в обществоведческих дисциплинах, иностранных языках, истории, географии.

Представляю разработку фрагментов занятия элективного курса по теме "Подготовка к сочинению в жанре эссе" по тексту В.Тендрякова "Люди и нелюди"

Жизнь человека - величайшая ценность.
Кем бы ни был этот человек, какой бы образ жизни он не вел.

Согласны ли вы с этим?

Дискуссия.

Подготовленный ученик читает заметку из "Московского комсомольца".

Крик души.

Жизнь ценна?! Оглянитесь вокруг- где вы видите, что жизнь ценится7 всюду насилие, кровь, беззаконие. Вы сейчас мне приведете слова Чернышевского: "прекрасное есть жизнь", Островского: "Самое дорогое у человека- это жизнь". А где это прекрасное? где это дорогое?...

Совсем недавно в нашем подъезде в четыре утра- темно, мороз- молодой человек, исколотый, накачанный наркотиками, полуголый, бессознательно ломился во все двери. И, не получив желаемого, остался в холодном подъезде на площадке третьего этажа умирать: Утром, когда первые жильцы пошли на работу, кто-то вызвал "скорую". Но: было поздно- он умер. Если жизнь ценна, то почему он. 16-17-летний человек, не ценит ее, а растрачивает ее?

Я понимаю, когда на войне, перед лицом вынужденной смерти хочется жить, так хочется жить! А почему сейчас так просто и нелепо расточаем ее, не умеем ценить? Жалеем убитого воробья, задавленную машиной кошку, плачем над прочитанной книгой, не можем уснуть после просмотренного фильма, а жизнь не ценим. Почему??!

Может, не знаем, в чем ее ценность? А ведь душа болит, болит за наше поколение:

Что сподвигло молодого человека написать такое письмо?

Автор хочет, чтобы люди задумались о ценности человеческой жизни.

Любить все человечество легко, но любить соседа-дебошира не всегда получается. Абстрактно добрым быть легко, но очень сложно любить конкретного человека.

Письмо в газету, которое вы сейчас слышали, написано в жанре эссе. У этого жанра есть свои особенности, которые надо учитывать при написании работы.

В прошлом году мы с вами письменно высказывали свое отношение к введению в гимназии школьной формы. Ваши высказывания, ваше отношение к этой проблеме и есть эссе. В сентябре мы писали "Послание себе, живущему в мае" - эта работа была выполнена тоже в жанре эссе.

Попробуйте назвать особенности этого жанра?

Ответы.

Найдите в словарях определение этого жанра (предложены различные словари )

Точного определения нет ни в одном словаре. У вас на столах листы с определениями из различных словарей, прочтите, выберите главное и запишите в тетрадь ваше определение, подчеркните в нем ключевые слова.

На доске составляем определение(коллективно).

Доска.

- свободная композиция

- изображение раздумий, впечатлений, ассоциаций

- эмоциональность! (обязательные условия жанра)

- образность

- афористичность

- небольшой объем

- смешение разных стилей речи

- необычное начало

Дома я просила вас вспомнить или нарисовать то место, где вам особенно уютно, хорошо, где вы счастливы.

На листе вы изобразили свои любимые предметы. Опишите это место, эти предметы, их особенности в жанре эссе. Учтите все перечисленные вами особенности этого жанра.

5-7 мин. выполняют работу. Чтение, отклики.

Вам предложено было поработать с текстом В.Тендрякова ( отпечатан, получили на предыдущем уроке) Текст без названия .Как бы вы озаглавили текст? О чем он?

Кто я? Что такое масса? Почему так живуча грубость в обществе?

Краткий пересказ. Класс дает рецензию (краткий ли это пересказ, верно ли определена тема, проблема текста).

С помощью каких выразительных средств автор изображает голодное время? Очередь живое существо - голова, хвост. Метафоры.

В очереди стоят ватники, шинели, брезент, плащи. Синекдоха.

Части тела по отдельности.

Очередь - символ общества, России того времени. Она не имеет своего мнения.

Назовите эпитет, при помощи которых автор изображает очередь.

Кого жаль в этом произведении.

Старушку. Против нее все ополчились.

На что обращает внимание автор, почему?.

Глаза- зеркало души.

В очереди есть участник войны. Почему его не жалко?

Он не разобрался в ситуации. Осуждает ее.

Какая деталь повторяется? Почему?

Золотой зуб, кубанка. Победа материального над духовным.

Обращаемся к тексту с того момента, когда подошла женщина. Что она услышала?

"Лагерная шалава"

Увидели, что милиционер привел, сразу замолчали, потом "ели спину", парень "плюнул в сердцах".

Какое чувство толпа испытывает к женщине?

Неприязнь, ненависть. Презрение. А когда узнали, что она больная, то жалость, сочувствие.

Как называется эта фигура?

Еще какие фигуры использует автор?

Градация: Нарастание " шалава:плюнул".

Тендряков назвал свое произведение (Скотчем креплю к доске слова , написанные большими буквами: Люди и нелюди. Почему?

Что должно случиться , чтобы нелюди стали людьми? От чего это зависит?

Все зависит от самого человека и от того общества, в котором он находится.

Можно ли утверждать, что данный текст- эссе? Докажите.

Образность, эмоциональность, смешение различных стилей речи ( жаргонизмы), необычное начало, афористичность - все присущие данному типу текста признаки находим в данном произведении.

Найдите афоризмы в тексте.

Как вы можете доказать, что текст эмоционален?

Используются предложения с многоточиями и другое.

Есть ли надежда, что нелюди все-таки станут людьми. Вспомните "Чучело" Железнякова. В финале произведения ребята на доске написали "Чучело, прости нас!". Читатель надеется, что перерождение началось.

Я заранее попросила Иру написать об этой повести свои впечатления.

Ученица зачитывает работу.

Что соответствует в работе Иры жанру эссе? Что бы вы добавили?

Послушайте песни о Беслане (учащиеся подобрали три песни)

Попробуйте написать вступление к сочинению по теме "Трагедия Беслана".

Тех, кто убивал детей никогда нельзя будет назвать людьми, только нелюди.

Где найти ту кнопку, тот рычаг, чтобы на земле остались только люди? ( С доски убирается слово нелюди).

Найдите в тексте предложение, которое запомнится на всю жизнь, которое поможет и вам, и другим стать людьми.

Я бы хотела, чтобы вы не только научились писать эссе, но и стали добрее, милосерднее, чтобы на земле стало больше людей еще на один класс.