Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel

Разделы: Информатика


Предмет, класс Информатика и ИКТ, 9 класс
Тема урока,

№ урока по порядку

№ урока по теме

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel.

Урок №28

Урок №4

Тип урока урок изучения нового материала
Технология обучения технология дидактических задач
Цель урока Сформировать умения наглядно представлять числовые данные в электронных таблицах Excel.
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
Знать:
  • дополнительные возможности ЭТ,
  • типы диаграмм в ЭТ,
  • алгоритм построения диаграмм в ЭТ,
  • способы изменения и форматирования диаграмм.

Уметь:

  • наглядно представлять данные в виде диаграмм.
способствовать обучению школьников умению выделять главное, ставить и решать задачи;

обосновывать свои  ответы, иллюстрируя их примерами;

создать условия для развития логических навыков учащихся.

способствовать формированию коммуникативной культуры;

работы в группе.

Актуальность использования средств ИКТ Активизация познавательной деятельности учащихся.

Обеспечение наглядности учебного материала

Необходимые средства обучения Компьютеры, дидактические материалы: Маршрутные листы, задания к практической работе, подсказка "Восстанови порядок", Алгоритм построения диаграммы, Оценочный лист.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы Цель занятия Время Содержание деятельности Формы деятельности обучающихся Методы обучения Средства обучения Измерители
педагога обучаемых
Информация Сообщение темы урока.

Мотивирование обучающихся на активную познавательную деятельность.

Восприятие и осмысление задания.

Знать теоретические термины и понятия по теме, основные этапы выполнения решения задачи в электронной таблице.

5 Обоснование значимости рассматриваемого материала для деятельности обучаемого.

Ознакомление с заданием.

Консультирование в случае затруднений

Получение информации по теме.

Осмысление задания.

Работа с информационными листами "Построение диаграмм и графиков".

Парная Комментарий учителя

Самостоятельная работа

Парная

Тема урока (доска)

Маршрутный лист

Практическая работа 1

Задания к практической работе Подсказка "Восстанови порядок"

 
Планирование Уметь выявлять основные этапы решения задачи в электронной таблице 5 Консультирование в случае затруднений Выделение основных этапов решения задачи

Отбор необходимой информации

Парная Самостоятельная работа Парная Маршрутный лист

Практическая работа 1

Задания к практической работе Подсказка "Восстанови порядок

 
Принятие решения Уметь выбрать оптимальный вариант решения задачи 5 Консультирование в случае затруднений Обсуждение и выбор решения Парная Дискуссия Информационные листы

ПК

План решения задачи
Выполнение Уметь выполнять вычисления в ЭТ, построение диаграмм с помощью Мастера диаграмм. 20 Консультирование в случае затруднений Оформление решения задачи в электронной таблице Парная Практический ПК Соответствие плану
Контроль Уметь контролировать правильность выполнения работы 4 Организация взаимоконтроля, консультирование в случае затруднения Контроль правильности решения задачи

Установление соответствия решенной задачи существующему образцу

Парная Взаимоконтроль Оценочный лист

Образец решения задачи на ПК

План решения задачи в и критерии оценок
Оценка Уметь представлять и оценивать результаты своей деятельности 6 Анализ и подведение итогов Взаимооценка результатов работы в соответствии с критериями Фронтальная Самооценка Беседа   План, критерии оценок

Ход урока

Информация

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем с вами изучать возможности электронной таблицы Microsoft Excel. Предположим, перед нами стоит следующая задача: по данным таблицы "Информация о производстве товаров и их реализации в 2002/03 гг." необходимо представить данные, по которым четко было видно:

  • выпуск и реализацию продукции по кварталам и годам;
  • сколько всего выпушено и произведено продукции в 2002 и 2003 году.

Как здесь лучше поступить? Ведь информация, которая представлена в виде таблицы, не помогает четко проследить эту данные (предполагаемые ответы учеников). Для наглядного представления числовых данных используются такие средства как графики и диаграммы, и мы сегодня на уроке будем учиться строить диаграммы. В рамках сегодняшнего урока вы узнаете:

  • Основные этапы построения диаграмм;
  • Какие типы диаграмм и графиков существуют;
  • Основные приемы редактирования и оформления диаграмм.

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока (предполагаемые ответы учеников). Итак, тема урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel" (учащиеся в тетрадях пишут число, тему урока).

Что же такое диаграмма?

Диаграмма - это графическое представление числовых данных (записали определение в тетрадь).

Диаграммы упрощают сравнение и восприятие чисел, поэтому они весьма популярны. Диаграммы создаются по элементам - отдельным числам рабочего листа и по ряду данных - группам данных внутри столбца или строки. Существуют различные типы диаграмм.

Вам сегодня на уроке предстоит сложная задача. Вы сегодня будете самостоятельно, работая в группах, добывать информацию, выстраивать план действий, находить решения и проверять правильность выполнения задания. Готовы? Тогда давайте приступим к выполнению работы.

Посмотрите у вас на краю столов лежат Маршрутные листы (Приложение 1), положите их перед собой. Давайте посмотрим на основные этапы работы:

Открыть файл Практическая работа 1 (Приложение 2) расположенный в Мои документы / Ученики /9 класс/ Электронные таблицы / Практическая работа 1 (в нем находиться таблица "Информация о производстве товаров и их реализации в 2002/03 гг.").

Прочитать задание 1 (Приложение 3) к практической работе (на краю столов берут лист с заданием и внимательно читают).

Прочитать задание 2 (Приложение 3) к практической работе (на краю столов берут лист с заданием и внимательно читают).

С первым заданием я думаю, у вас проблем не возникнет, а вот второе задание для вас пока является невыполнимым. Поэтому здесь вам понадобится помощь. Вы можете воспользоваться подсказкой "Восстанови порядок" (Приложение 4) (на краю столов берут лист с подсказкой). Ну, если у вас ничего не получится, то можете воспользоваться конвертом, которой лежит последним на столе. В нем находиться Алгоритм построения диаграммы (Приложение 5). Конверт запечатан. Можете воспользоваться им в любую минуту. Но, помните, что, открыв конверт, ваша работа будет оценена на бал ниже. Поэтому конверт используйте в последнюю очередь. Ну и заключительный этап.

4. Ответить на вопросы:

  1. Какие виды диаграмм вам известны?
  2. Назовите основные этапы построения диаграмм.
  3. Что можно делать с диаграммами?

Приступайте к работе.

Планирование.

Учащиеся работают парами, сидя за одним компьютером. Выделяют основные этапы решения задачи. Отбирают необходимую информацию. Учитель консультирует в случае затруднений.

Принятие решения.

Учащиеся обсуждают этапы выполнения работы и выбирают правильные решения заданий. Учитель консультирует в случае затруднений.

Выполнение

Учащиеся оформляют решения задачи в электронной таблице. Учитель консультирует в случае затруднений.

Контроль

Контроль правильности решения задачи учащимися. Устанавливается соответствие решенной задачи существующему образцу (вычисления в таблице должны быть у всех одинаковые, а вот тип диаграмм может различаться, группе учащихся нужно выбрать наиболее удачный тип диаграммы.). Учитель разрешает учащимся открыть электронный вариант решения задачи и сверить его со своим. После проверяет сам результаты выполнения задания.

Оценка

Анализ и подведение итогов. Взаимооценка результатов работы в соответствии с критериями. Учащиеся сравнивают свою работу с соседней группой.

Вот и подошел к концу наш урок. Давайте ответим на вопросы пункта 4 Маршрутного листа. А теперь возьмем Оценочные листы (Приложение 6) и выставим себе оценки за урок. Всем ребятам большое спасибо за работу на уроке. Дома нужно повторить тему "Электронные таблицы", основные понятия, вспомнить, чему мы научились на уроках, и подготовиться к обобщающему уроку по данной теме. До свидания, ребята. Урок окончен.