Консультация для педагогов и родителей

Разделы: Коррекционная педагогика


Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Особую сложность создает для медлительных детей несоответствие программ и методик. Проблемы начинаются буквально в первый день обучения.

Что же это за дети?

Медлительных детей примерно 10-20%. Это дети, у которых в 1,5-2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и, прежде всего, письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким.

На первом году жизни масса тела этих детей нередко превышает средние нормы. У них, как правило, хороший аппетит. Сон спокойный, продолжительный: ребенок спит и при негромких разговорах, неярком освещении. Засыпает хотя и быстро, но перед тем как заснуть, лежит спокойно. Несколько позднее данные дети овладевают движениями: на 4-6 недель позднее закрепляется у них умение встать, сесть, ходить. Но и научившись тому или иному движению, ребенок мало пользуется этим умением, подолгу лежит или сидит. Воспитатели и родители должны стимулировать таких детей к перемене положения: привлекая игрушкой, побуждать повернуться на живот, ползти. С ребенком постарше - затеять игру в “догонялки”, включить в собирание разбрасываемых шариков и т.п.

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, связанная с состоянием нервной системы, особенностями организации нервных процессов.

Чтобы преодолеть отрицательно воздействующие факторы в работе с медлительными детьми, необходимо знать и учитывать следующие их особенности:

  • Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у сверстников (скорость письма - в 2 раза, скорость выполнения простых движений — в 1,6 раза, скорость решения логических задач — более чем в 1,5 раза).
  • У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работы. Это значит, что они могут работать либо качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности толкают детей на снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки, неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т.п.).
  • У медлительных детей почти в 2 раза длиннее время от сигнала к действию до начала самого действия. Им необходимо достаточно длительное время на включение в работу.
  • При форсировании скорости выполнения задания время его выполнения у медлительных детей не только не уменьшается, но и увеличивается.
  • У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки, поэтому так сложен для них процесс формирования навыков чтения и письма.
  • Медлительные дети усваивают на 1/3 меньше информации, чем их сверстники - при одинаковой интенсивности ее подачи, но если темп увеличивается, медлительные дети воспринимают меньше половины. Вот почему у активного, с быстрыми речью и действиями учителя такому ребенку особенно трудно учиться.
  • Низкая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит учебная деятельность медлительного ребенка.
  • Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Об этих детях часто говорят - “инертны”, имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не схватывают ее.

С этими особенностями медлительных детей необходимо считаться и в процессе обучения в школе, и в домашних условиях.

Каковы же особенности обучения медлительных детей?

Они очень медленно пишут, но когда работают в своем темпе, почти нет ошибок, нет дрожащих линий и дополнительных штрихов, нет “грязи”. Читают вслух они действительно с трудом - переставляет буквы, делают длительные паузы между слогами, иногда словно спотыкаются и останавливаются. Вообще делают все неуверенно, вернее, в полной уверенности, что делают неправильно. Похвале, подбадриванию в первый момент не верят, долго собираются, прежде чем начать выполнять задание, суетятся, нервничают.

Характер трудностей в письме и чтении очень типичен и характерен для медлительных детей с хорошим развитием всех познавательных функций: не успевают за темпом работы класса, выполняют часть заданий, все контрольные работы - неудовлетворительные.

Письмо: небрежный почерк, пропуски букв, слов, плохо пишет диктанты (“словно забывает все правила”). Домашние работы выполнены четким почерком, практически без ошибок. По мнению учителя, “дома старается, а в классе - нет”.

Еще один камень преткновения медлительных детей – чтение, и даже не столько чтение само по себе, сколько чтение вслух “на скорость”. Отмечается медленный, неровный темп, пропуски, “теряет слова, строку”, плохо пересказывает то, что читает сам, и очень хорошо то, что слушает (когда ему читают). К сожалению, не все учителя знают, что темп письма и чтения медлительных детей может быть гораздо ниже нормативного, и ничего страшного в этом нет. Больше того, мы не имеем права требовать от ребенка читать намного быстрее, чем он может. Увы, на практике принята оценка качества чтения именно “на скорость”, и нормативы достигаются любой ценой.

Трудности чтения также накапливаются постепенно. Порой медлительный ребенок не может (чисто механически) осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки. Даже хорошо читающие до школы дети теряют свой навык при форсировании темпа чтения. У них отмечаются неэффективные возвратные движения глаз, что ведет к сильному напряжению и утомлению. Дети “спотыкаются” на новых словах, останавливаются, но, словно спохватившись, “бегут” по строке дальше. Темп чтения в этих случаях неровный, знакомые слова “глотаются”, в незнакомых часты пропуски, перестановки.

Математика: не справляется с контрольными и любыми заданиями, ограничениями во времени.

Но ни учителя, ни родители, как правило, не понимают состояния ребенка. И продолжают ставить двойки, ругать за них, упрекать в лени, не обращая внимания на страдания ребенка, тревожность, беспокойство, страхи. Постепенно растет утомляемость, появляются головные боли, нарушается сон, возникают новые и новые школьные проблемы. Заканчивается все, как правило, таким резким ухудшением здоровья, когда нужна не только педагогическая коррекция, но и лечение.

Медлительные дети - особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь педагогов и родителей таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе.

В работе с медлительным ребенком важны терпение и спокойствие, доброжелательный, тон. Главное — не напоминать ребенку о его медлительности и не стыдить за нее.

Единая и согласованная тактика взрослых отношения к ребенку, к его поведению, к его успехам и неудачам - непременное условие успешности любых занятий.

Рекомендации
для учителя по учёту индивидуальных
особенностей медлительных детей на уроках

  1. Торопить, подгонять медлительного ребёнка не только бесполезно (быстрее работать он не будет), но и вредно.
  2. Необходимо учитывать особенность медлительных детей - трудность переключения на новый вид деятельности. Педагогу необходимо чётко завершать каждый этап занятия.
  3. На начальном этапе обучения медлительного ребёнка нельзя форсировать скорость работы. Давайте ребёнку только одно задание и достаточно времени, чтобы он мог его завершить.
  4. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь “позитивной модели”. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте его успехи, создавайте ситуацию успеха.
  5. Новую информацию медлительному ребёнку необходимо давать в умеренном темпе.
  6. Скорость чтения вслух не может быть основным критерием успешности формирования навыка чтения.

Рекомендации
родителям по оказанию помощи в выполнении домашних
заданий медлительными детьми

  1. Необходимо не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно!
  2. Постоянно помните, что ваш окрик, раздражение, недовольство еще больше замедляют у ребенка подготовительный процесс. Учитывайте это, и когда он садится за уроки, и когда вы требуете: "Быстро расскажи мне правило". Ребенок может прекрасно знать это правило, но вы не даете ему собраться, вы подстегиваете: "Опять не выучил!" Он нервничает - и еще глубже процесс торможения.
  3. Еще одна особенность медлительных детей - трудность переключения на новый вид деятельности. Скажем, вы объясняли ему математику, а заодно решили проверить и по русскому языку. Ответ ребенка вас огорчит. А он всего лишь не успел переключиться с одного предмета на другой. А вот если то же самое повторить еще раз или говорить медленнее, такие дети прекрасно справятся с заданием.
  4. Научите ребенка следить за часами.
  5. Прерывайте ребенка лишь в том случае, когда это необходимо. Вместо того, чтобы внезапно прерывать занятие ребенка, заранее предупредите его так, чтобы он был готов к перемене деятельности. Например, вы можете сказать: "Через пять минут пора выключать телевизор и идти ужинать".
  6. Хвалите ребенка за быстроту и эффективность. Говорите: "Вот хорошо!" - когда ребенок делает что-то быстро. Хвалите ребенка за все, что он делает эффективно и без копания.
  7. Наиболее успешна работа с использованием приема "медленно-быстро": в занятия включаются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно; а время от времени даются и предельные скорости движений.

Литература

  1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. — М.:Эксмо, 2009.
  2. Барт К. Трудности в обучении. Ранее предупреждение. - М.: Академия, 20

Сетевые ресурсы:

http://www.gazpromschool.ru/

http://press.ucoz.kz/news/

http://1sept.ru