Русские матрешки

Разделы: МХК и ИЗО


Вид занятия: декоративное рисование.

Цели и задачи:

  • закрепление знаний детей о декоративной переработке форм растительного мира;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на роспись мастеров Полхов-Майдана;
  • формирование эстетического вкуса и фантазии детей;
  • воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины, патриотизма, уважительного отношения к труду народных мастеров.

Оборудование:

  • репродукции и образцы деревянных расписных матрёшек из Загорска, Семенова и Полховского Майдана;
  • рисунки ребят;
  • таблицы "Декоративные приёмы Растительного мотива", "Этапы росписи",
  • гуашь, акварель с белилами, игрушка - матрёшка не расписанная, альбомные листы.

Ход урока

1. Организация класса.

Добрый день, ребята!

2. Постановка темы урока

Посмотрите, какие красавицы пришли к нам в гости (на столе в ряд стоят матрёшки).

Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Кто же это? Вы их узнали? Давайте познакомимся с нашими гостьями. Попросим рассказать о себе (от имени матрёшек рассказываю я сама).

3. Изучение нового материала

- Я родилась в 19 веке в г. Загорске, и поэтому меня называют загорская матрёшка.

Загорская матрёшка является первой русской деревянной куклой - матрёшкой. Первая матрёшка была семиместная, изображала девочку в ситцевом сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и чёрным петухом в руках. Матрёшка сразу понравилась взрослым и детям. У неё было доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.

И сегодня русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме. Почему же её любят все? Почему она стала русским сувениром за рубежом? Посмотрите, на кого похожа эта матрёшка?

(Ответы детей).

Правильно, на русскую матрёшку. "Лебедушка", "Пава", "Утушка", "голубка" - так величали издавна женщин в русской народной поэзии, почитали в изобразительном искусстве и фольклоре. Образ деревянной матрёшки удачно воплотил в себя и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма : платок, фартук, сарафан. Эти игрушки не оставляют человека равнодушным, они вносят в жизнь праздник, красоту, радость, благополучие, тепло.

Я, загорская матрёшка, толстенькая. У меня есть головной платок, кофта, сарафан, фартук. Роспись украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют "пестрешкой". Основные цвета - красный, зелёный, синий, жёлтый.

- А я Семёновская матрёшка. Моя фабрика находиться в г. Семёнове. Здесь же расписывают посуду хохломской росписью, поэтому мой узор напоминает кистевую роспись золотой Хохломы. У меня нет сарафана, всё моё тело украшено цветами и бутонами, у меня ясные глаза.

- Я Полхов-Майданская матрёшка. Угадайте, откуда я пришла? Я родилась в селе Полховский Майдан на юге Горьковской области, где находится центр народного художественного промысла, где производят разные деревянные игрушки и домашнюю утварь : бочата, миски , солонки - "тарарушки". Форма изящная, вытянутая. У моих мастеров свой стиль росписи : у матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана

и фартука. Вместе этого - условный овал на двухцветном фоне - верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а всё остальное занято крупными цветами в чёрном контуре. Узоры имеют названия: "большая роза", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и т.д. Личико нарисовано гусиным пером очень быстро.

Вот мы с вами познакомились с нашими гостьями, полюбовавшись их нарядами, Узнали откуда они пришли и чем они отличаются друг от друга.

Посмотрите на картинки с изображением матрёшек и кукол на столе и ответьте навопросы: "Какого цвета платок, кофта и сарафан у загорской матрёшки? С помощью какого декоративного приёма изображены цветы, украшающие фартук и платок этой матрёшки? Что держит в руке семёновская матрёшка? Какой узор украшает платок семёновской матрёшки? Какие излюбленные элементы декоративной росписи применили мастера из Полховского Майдана, чтобы украсить свою матрёшку? Какие приёмы декоративной росписи вообще применяли эти мастера? (Последние два вопроса связаны с роками декоративного рисования в 1 классе).

4. Педагогический рисунок

Сегодня на уроке мы будем мастерами по росписи матрёшек. Как же мы будем деревянную куклу превращать в красавицу? Я покажу на примере загорской матрёшки. Нарисуем круг - вот и лицо, поставим две точки рядышком - получился нос, провели полоску - рот. Вывела две миндалинки - открылись глаза. Нарисовала и чёрные брови дугой, как и положено у красавиц. Вот поставлены два розовых кружка - заиграли румянцем щёки, и ожила игрушка. Лёгкими линиями карандаша наметили контур платка, кофты, фартука. Расцвечиваем платок, кофту, фартук. Затем: очень красиво и старательно украшаем фартук и платок. Если роспись удалась, мастерицы говорят: "Ветка вышла, как настоящая", хотя она и не такая, как на самом деле. Как только мы их нарядим, они отправятся на праздник.

Я бабушка, матрёшка
Несу грибов лукошко!
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки.
И все они - матрёшеньки,
И все они - милешеньки,
Все с аленькими щёчками,
Под пёстрыми платочками,
Нарядные пригожие,
На бабушку похожие.
У каждой - по корзинке.
Набрали вам малинки.

5. Физминутка

Поедем с вами весело!
Поехали - поехали
В лес за орехами!   (дети встают, маршируют)
Наклонились - собираем!
Потянулись вверх - срывам!
Их в корзиночку кладем и на ярмарку везём!

6. Самостоятельная работа учащихся

Начинаем работать. Не забудьте правила работы с красками, кистью, "тычком". Во время самостоятельной работы второклассники намечают лёгкими линиями карандаша лишь самые главные элементы, не пририсованные детали, так как декоративная роспись выполняется кистью и "тычком".

Используя приёмы фронтальной и индивидуальной работы с учащимися, мы отмечаем особенно характерные и выразительные решения игрушки. Демонстрируя классу ещё незаконченные эскизы, находим краткие характеристики, подчёркивающие выразительность детских работ. Например: "У Наташи - добрая матрёшка, у Саши - весёлая и сообразительная. Юля нарисовала заботливую матрёшку и хорошую рукодельницу: рукава кофточки вышиты очень красиво".

Если кто-либо из детей затрудняется в выборе декоративных приёмов росписи, следует обратиться к методической таблице "Декоративные приёмы изображения растительного мотива", показать объёмные изделия, выделить отдельные выразительные элементы росписи.

7. Итог работы

Законченные работы будем вывешивать на доске. Давайте посмотрим, какую матрёшку нарисовала Маша: загорскую, семёновскую или полхов - майданскую? Как же вы узнали? А Костя и Павлик? Молодцы, очень интересные получились работы.

Наш хоровод матрёшек засиял улыбками, расцвёл ярким узором.

Все матрёшки в добром мире и согласии живут,

Все матрёшек уважают за усердье и за труд.

Каждая матрёшка будет рада покрасоваться на празднике (или: "Она будет украшать нашу классную комнату, как символ добра и благополучия").

Приложение 1